Папки-передвижки

Конспект занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «В стране вулкана»

Татьяна Кайванова
Конспект занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «В стране вулкана»

Цель:

познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;

использовать в работе с дошкольниками региональный компонент;

развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;

поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

Участники деятельности : исследователь-вулканолог, дети-лаборанты.

Оборудование

Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы „В стране вулкана“» размещена в разделах

• картинки–ответы на загадка (вода, ураган, луна, капель, айсберг, небо);

• на всех детей с набор для опыта : сода; лимонная кислота; мыло жидкое, салфетки, мерные ложечки, тарелка глубокая для опыта.

• указка маленькая

Спецодежда для опыта: фартуки, шапочки на всех детей и халат для взрослого.

• презентация «Вулканы. Извержение»

• презентация «Горы КМВ и Эльбрус»

• документальный фильм про извержение вулкана

• видео (легенда про вулкан)

Предварительная работа: изготовление макета гор, макет большой горы для взрослого, макет горы в разрезе, уменьшенные макеты гор на детей для проведения опыта.

Ход занятия

Меня зовут Т. Б. (под тихую музыку). Давайте возьмемся за руки.

Глазки свои мы закрываем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем,

Что будет потом, мы не знаем.

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший и умный каждый из вас,

Вы - самое лучшее, что есть на свете

Глаза открываем, здравствуйте, дети (снятие психоэмоционального напряжения)

Исследователь : Я пришла сегодня к вам в детский сад для того, чтобы вместе с вами провести очень интересное исследование. Ребята, кто проводит исследование? Ответ: Исследователи, ученые.

Кто такие – исследователи? Чем они занимаются? Как ученого, археолога можно назвать по-другому?

Дети: Это люди, которые занимаются научными исследованиями, чтобы другие люди получили много знаний. Занимаются опытами. Исследовать -значит искать ответ, изучать неизвестное, неизведанное, природные явления.

Исследователь : Где они занимаются своими опытами? (В лаборатории). Да, в лаборатории много разных научных предметов, много разного материала для опытов. Я предлагаю вам посетить мою лабораторию. Согласны? Но сначала разгадайте загадки, чтобы понять, чем мы с вами сегодня займемся.

Исследователь : Я буду загадывать вам загадки о природных явлениях, вы должны их отгадать, но не просто отгадать, а еще назвать первую букву угаданного вами слова. Из этих букв мы потом составим ключевое слово и узнаем, что же мы сегодня будем изучать. Слушайте внимательно.

1. Воет ветер, гонит пыль,

Гнёт к земле траву, ковыль.

Хлещет ливень, гром гремит,

Небо с нами говорит.

Мчится, словно хулиган,

Этот страшный. (Ураган)

В слове «Ураган» какая первая буква? (Ураган – это очень сильный ветер, разрушающий все вокруг).

Дети: «У»

2. Только за окошком

Отпустил мороз,

Потекли сосульки

Бусинками слез.

Ну, а ты, дружочек,

Отвечай скорей —

Под моим окошком

Весной звенит? (Капель).

Какая первая буква?

Буква «К» Что (Падение капель оттаявшего во время оттепели снега с крыш и деревьев).

3. Очень добродушная я, мягкая, послушная,

Но когда я захочу, даже камень источу. (Вода).

Какая первая буква в слове «Вода»? (Вода - это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ).

Дети: «В

4. Выше леса, выше гор, расстилается ковер,

Он всегда везде раскинут, над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий, то он ярко-голубой (Небо)

В этом слове какая первая буква? (Небо – это пространство над землей, в виде купола)

Дети: Буква Н

5. Ночью страшно и темно, я гляжу в свое окно,

Льется с неба тусклый свет,

Это чудо или нет?

Золотиста и бледна

Освещает мир она (Луна)

Какая первая буква в слове «Луна»?

Дети: «Л» (Луна – это небесное тело, вращающееся вокруг земли)

Исследователь : Может кто - то уже догадался, что это за слово?

Чтобы точно убедиться, что вы угадали правильно, я загадаю последнюю загадку.

6. Он плывет, блестя на солнце,

Этот остров ледяной,

Он большой и не качается

Даже сильною волной. (Айсберг)

Какая первая буква? (Айсберг — это огромная плавающая глыба льда, отколовшаяся от полярных ледников или льдин, плавающих в Ледовитом океане).

Дети: Буква А

Исследователь : (если не смогут прочитать). Посмотрите внимательно, кто сможет прочитать, какое слово получилось? Если затрудняетесь, то еще послушайте загадку и ответ на нее - это и есть наше зашифрованное слово.

Я плююсь огнём и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой.

Как зовут меня (Вулкан)

Дети: Вулкан.

Исследователь : сейчас мы совершенно точно узнаем, что такое вулкан и как он извергается. Но сначала я расскажу вам легенду о вулкане. Присаживайтесь на подушки поудобнее. (показ презентации «Легенды о вулкане из песка» на проекторе, воспитатель читает текст легенды)

Рассказ легенды:

«Жил на свете волшебник по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди, все огнедышащие горы, стали называть «вулканами».

Исследователь : Ребята, как вы думаете, почему люди уходили подальше от вулканов? Ответ: Потому что люди боялись огня, лавы и т. п.

Исследователь : Пришло время нам узнать, что такое вулкан и как происходит его извержение.

Исследователь :.Я приготовила для вас уменьшенную во много раз копию вулкана, а на языке исследователей уменьшенную копию называют макетом. Давайте его рассмотрим. (Рассматриваем макет вулкана на столе целого, а затем в разрезе). Посмотрите перед собой, что вы видите? Чем обычная гора отличается от вулкана? Ответ: это гора, в которой есть углубление. Такая гора с углублением называется вулкан. На вершине вулкана что имеется? Кто знает? (Кратер).

Исследователь : Что такое кратер? Кто-нибудь знает? Дети - это углубление или впадина в виде воронки. Когда вулкан начинает извергаться, происходит выброс из кратера лавы.

Исследователь : Давайте рассмотрим вулкан в разрезе и узнаем, что такое лава и откуда она берется. Посмотрите, пожалуйста, от кратера вниз идет канал, он называется жерло. Жерло уходит глубоко в землю. По этому каналу из глубины земного шара при определенных условиях могут подниматься потоки расплавленных камней, горных пород. Почему они расплавленные? Кто знает?

Дети - Температура очень высокая.

Исследователь : Температура настолько высокая, что даже при выходе из кратера, уже когда лава стекает по склону вулкана, камни расплавленные. Представляете, как та горячо? Когда все это находится внутри вулкана- это магма. А при выходе из кратера – это уже лава. Предвестниками извержения вулканов являются землетрясения. (извержение вулкана показываем на проекторе).

Исследователь : Кто-нибудь знает, как называют исследователей, ученых, которые занимаются изучением вулканов? (Вулканологи). Не знаете? Я вам скажу: вулканологи эти такие исследователи, которые занимаются изучением вулканов.

Исследователь : Теперь представьте, что мы находимся в опасной зоне и ученые–вулканологи предупредили нас, что через 3 дня произойдет извержение вулкана. Что нужно сделать, чтобы не пострадать? Как вы думаете?

Дети: нужно покинуть опасную территорию, запастись марлевыми повязками, эвакуироваться.

Исследователь : А сейчас давайте эвакуируемся из этой опасной зоны. Повторяйте все за мной.

Физкультминутка

По дорожке мы шагаем, (шагаем друг за другом)

И ворон мы не считаем, (повороты влево, вправо)

Смело мы идем вперед, (руки вытянуть вперед)

Где вулкан нас не найдет (показать руками образ горы)

Исследователь : Давайте посмотрим, куда же мы пришли? Ответ - это лаборатория.

Исследователь : А как вы догадались, что это лаборатория? Ответ: прочитали, увидели специальную одежду, материалы для опыта.

Исследователь : Но прежде чем мы приступим к исследованию, что нужно сделать, чтобы не испачкать одежду?

Дети: мы должны надеть спецодежду, чтобы не испачкать одежду при проведении опыта.

Исследователь : прежде чем мы займемся нашим исследованием, давайте вспомним правила поведения в лаборатории: вести себя тихо, не трогать материалы без разрешения, работать только на своем месте, не пробовать на вкус, соблюдать осторожность.

Исследователь : верно, теперь займите свое место и давайте рассмотрим, что перед вами находится? Что вы видите перед собой?

Дети: сода, мыло, уменьшенный макет вулкана, ложка, вода.

Исследователь : Кто-нибудь догадался, чем мы с вами сейчас займемся? Мы проведем опыт, который поможет смоделировать извержение вулкана. Нам понадобится сода, перемешенная с кристаллами лимонной кислоты, вода, смешенная с жидким мылом. Итак, начинаем наш опыт.

1. В жерло наших вулканов, насыпаем 2 ч ложки белой смеси. Наливаем 2 ч ложки жидкого мыла. А теперь внимание! Потихоньку наливаем воду. Смотрите, что происходит.

Исследователь : Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан? Он извергается спокойно. Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. А бывает, лава вытекает “спокойно”, как сейчас у нас (показ презентации про извержение вулкана, документальный фильм)

Исследователь : На планете Земля существует огромное количество вулканов. Посмотрите на карту мира, вулканы отмечены красным. На языке исследователей эти красные точки обозначают сейсмоопасные зоны. У нас в стране они тоже есть. Посмотрите на карту России. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.

Мы с вами живем на Северном Кавказе. На Кавказе много гор, кто знает, есть ли среди этих гор вулканы? (показ презентации про горы Кавказа и Эльбрус).

Исследователь : некоторые горы Кавказа – это неудавшиеся вулканы и спящие вулканы. Одним из спящих вулканов является Эльбрус. Его можно видеть из нашего города в хорошую ясную погоду. Много тысячелетий назад было извержение этого вулкана.

Заключительная часть

Исследователь : Молодцы ребята, вы были сегодня замечательными исследователями. Напомните мне, что мы сегодня исследовали?

Какие горы называют вулканами? (Горы, у которых есть кратер и т. п.)

Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей). Может быть кто то из вас в будущем пожелает стать исследователем- вулканологом. На память о нашем сегодняшнем исследовании вы получаете вот такие замечательные магниты «Юный вулканолог».

Исследование наше окончено. Всем спасибо. До новых встреч.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД «Извержение вулкана» с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Знакомство с вулканом»Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Знакомство с вулканом» .

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Мир тканей» Цель: Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования на примере тканей. Задачи: 1.

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Как происходит извержение вулкана?» для старших дошкольников Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения. Задачи: Образовательные: Содействовать формированию.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Удивительные камни» для детей старшей группы. Задачи: 1. Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. 2. Закреплять умения, получать информацию о новом объекте в процессе.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Извержение вулкана» Для детей 3-4 года Подготовила: Шарапова.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» для детей 4–5 лет Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Извержение вулкана» Для детей 4-5 лет Подготовила: Шарапова.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» для детей 5–7 лет Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Извержение вулкана» Для детей 5-7 лет Подготовила: Шарапова.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы «Путешествие по стране Грамотной речи» Итоговое логопедическое занятие для детей подготовительной группы. Тема: Путешествие по стране Грамотной речи. Цели: • Закрепить согласование.

Занятие по поисково-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Извержение вулкана» Цель: Познакомить детей старшей группы с природным явлением- вулкан. Задачи: Создать условия для познавательной, поисково- исследовательской.

Автор публикации:
Конспект занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «В стране вулкана»
Опубликовано: 5 января 2019 в 19:00
+23Карма+ Голосовать

Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «В стране вулкана»» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Кайванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД