Получи документы

Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе «Что мы знаем о снеге?»

Ерофеева Марина
Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе «Что мы знаем о снеге?»

Конспект занятия по исследоваиельской деятельности «Что мы знаем о снеге

Занятие «Что мы знаем о снеге

Старшая группа.

Цель. Формировать представление о свойствах снега и его роли в жизни растений, животных и человека. Развивать навыки исследовательской деятельности, любознательности, воображения.

Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе „Что мы знаем о снеге?“» размещена в разделах

Материал и оборудование. Лопатки для снега. Картинки по теме. Ведро с подкрашенной водой. Пульвелизатор. Запасные варежки на каждого ребенка.

Предварительная работа. Чтение и заучивание стихов, беседы по теме.

Дети выходят на прогулку.

Воспитатель.

Городу ночью холодно стало,

Ночь для него одеяло достала.

Снегом заботливо город одела

И посветлела от доброго дела.

(Е. Аксельрод)

Посмотрите, как много снега выпало за ночь? Какой он?

Ответы детей: Белый, пушистый, легкий, красивый, сверкающий на солнце.

Воспитатель. Как вы думаете, для чего нужен снег? Хорошо это или плохо, что он каждую зиму покрывает землю?

Предположения детей.

Воспитатель. Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы.

Пройдите по участку и посмотрите, везде ли лежит снег. Отличается ли снег на дороге от снега, который лежит под деревьями?

Дети осматривают участок.

Ответы детей. Снег лежит везде : на деревьях и кустах, на домике, на песочнице. На заборе, на машинах. На дорожках. Под деревьями много снега, а на дорожке мало- его убрал дворник. Под деревьями и кустами снег чистый, а на дороге- грязный.

Воспитатель. Для чего дорожки расчищают от снега и посыпают песком?

Ответы детей. По глубокому снегу трудно ходить, поэтому его сгребают в высокие сугробы. Там, где люди часто ходят, снег превращается в лед и становится скользким. Чтобы не поскользнуться, его посыпают песком.

Воспитатель. Где еще убирают снег?

Ответы детей. На дороге, где ездят машины. В глубоком снегу машины могут забуксовать.

Воспитатель. Правильно. Но снег может стать угрозой для людей и в других случаях. Например, когда после сильного снегопада на крышах скапливается много снега, он может упасть на проходящих мимо людей и стоящие автомобили. В горах иногда сходят лавины: большие массы снега скатываются с гор и сносят целые поселки. Когда еще снег может нанести вред людям?

Ответы детей. Во время метели снег заметает дома и дороги. Люди могут заблудиться и замерзнуть.

Воспитатель. Во время сильных снегопадов иногда рвутся провода, ломаются столбы и опоры. Из-за этого в дома не поступает электричество, вода и тепло. Значит, снег опасен для людей?

Ответы детей. Да.

Воспитатель. А когда мы рады снегу?

Ответы детей. Когда катаемся на санках с горки, на лыжах, играем в снежки, лепим снеговика.

Воспитатель. Правильно. Без снега невозможно проводить многие спортивные соревнования. Например, лыжные гонки, скоростной спуск с гор. Но когда снега выпадает мало, соревнования не отменяются. С помощью специальных машин для «производства» снега снежных пушек- лыжные трассы засыпают искусственным снегом. (Показывает картинку).

Снег нужен не только спортсменам. Он обладает еще одним полезным для людей свойством. Оказывается, снежинки, падая на землю, очищают воздух от вредных выбросов автомобилей- выхлопных газов. Именно поэтому снег, лежащий рядом с дорогой, становится особенно грязным.

А еще снег помогает нам закаляться. Давайте проведем снежную зарядку и закаливающие процедуры.

Проводится разминка (по стихотворению С. Островского)

Слепить из снега можно ком.

(Круговыми движениями растирают ладони.)

Сложить из комьев можно дом.

(Соединяют ладони над головой.)

И печь отличную сложить,

(Приседают, хлопают ладонями по коленям.)

И будет нам она служить.

(Встают, ставят руки на пояс.)

Огонь не нужен той печи,

(Прыгают с продвижением вперед.)

Чтоб печь з снега калачи.

(Хлопают в ладоши.)

Затем дети снимают варежки и растирают снегом руки.

Воспитатель. А можно ли для закаливания есть снег?

Ответы детей. Снег нельзя брать в рот. Можно простудиться. А в городе снег содержит много вредных веществ.

Воспитатель. Как странно: люди и борются со снегом и не могут без него обойтись. Интересно, а как снег влияет на жизнь растений? Как вы думаете, могут ли они зимой обойтись без снежного покрова?

Ответы детей. Нет. Снег защищает деревья и кусты от мороза. Значит. Снег им нужен.

Воспитатель. Многие растения могут погибнуть в лютые зимние морозы. А под снегом они благополучно перезимуют. Помните, мы читали сказку «В гостях у дедушки Мороза». В ней говорится о том, как Машенька помогала Морозу стелить постель. Что она увидела под снеговой периной?

Ответы детей. Под ней была зеленая травка.

Воспитатель. Проверим, может ли трава сохраниться под снегом.

Дети раскапывают лопатками снег на газоне и находят зеленую траву.

Воспитатель. Трава под снеговым одеялом действительно не замерзла, значит снег ее защитил. А что случится, если снега выпадет слишком много?

Ответы детей. Ветки деревьев и кустов могут сломаться.

Воспитатель. Снег нужен растениям не только для защиты от морозов. В старину говорили : «Больше снега на полях- больше хлеба в закромах». Весной, когда снег растает, земля пропитается водой, и осенью будет богатый урожай. Но если талой воды будет слишком много, поля и сады может затопить.

Удивительно, снег и защищает растения и может их погубить. Все зависит от его количества.

А теперь давайте выясним, как относятся к снегу звери и птицы. Скажите, как снег им помогает и как мешает.

Проводится игра «Хорошо и плохо».

Воспитатель показывает картинки с изображениями животных. Дети поочередно называют животных, рассказывают, как снег им помогает и как мешает. Воспитатель при необходимости уточняет и дополняет их высказывания.

Ответы детей. Зайцу трудно добывать корм под снегом. Но его белая шубка не видна на снегу. В снегу заяц спит.

Из-за снега многие птицы не могут найти себе корм. Но некоторые, например куропатки и глухари, зарываются в снег и там ночуют.

Глубокий снег мешает оленям убегать от хищников. Но если снега много и он становится плотным, тогда олени могут дотянуться до тонких веточек деревьев. Зимой олени ими питаются.

Мыши прячутся под снегом от хищников, делают в нем ходы. Они питаются травой и корешками, которые не замерзли под снежным одеялом.

Воспитатель. Как видите, снег не только усложняет жизнь животных, но иногда и помогает им. А еще лесники могут прочитать на снегу «письма» лесных обитателей. Как думаете, что это за «письма»?

Ответы детей. Это следы животных.

Воспитатель. Давайте поищем на снегу «письма» животных».

Дети выходят за территорию участка, находят на снегу следы птиц, кошек и собак. Рассматривают их. Воспитатель обращает внимание на особенности строения каждого следа, объясняет, «о чем он может рассказать» (куда идет животное, что оно делает). Затем все возвращаются на прогулочный участок.

Воспитатель. Как люди помогают животным пережить снежную зиму?

Ответы детей. Для птиц вешают кормушки и насыпают в них зерно и семечки. Для оленей и лосей лесники ставят кормушки с сеном.

Воспитатель. Правильно. Сегодня мы узнали, что снег играет важную роль в жизни людей, растений и животных.

Вы любите играть со снегом на участке. Недавно мы все вместе делали большого снеговика. А сегодня попробуем слепить маленькие снежные фигурки. Это могут быть звери или человечки. Чтобы снег стал более липким и пластичным, можно смочить его водой.

Дети приступают к работе. При необходимости воспитатель с помощью пульвелизатора смачивает снег водой.

Воспитатель.

Снег бывает разный :

Чистый, невесомый.

Снег бывает грязный-

Липкий и тяжелый.

Снег летит пушистый,

Мягкий и приятный.

Снег бывает рыхлый,

Снег бывает ватный.

(Т. Второва)

По окончанию лепки дети надевают сухие варежки. Воспитатель еще раз опрыскивает фигурки. Дети оставляют их на участке для замерзания. Затем ледяные «игрушки» используют для игр на прогулке.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’ Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»,.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Искусственный снег»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Искусственный снег» Конспект познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Исскуственный снег».Цель – Создание условий для формирования представлений.

Конспект познавательного-исследовательской деятельности в старшей группе «Голубая роза»Конспект познавательного-исследовательской деятельности в старшей группе «Голубая роза» Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие. Цель: Расширять знания детей о важности.

Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ в старшей группе «Что мы знаем о здоровье»Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ в старшей группе «Что мы знаем о здоровье» Занятие проводится в форме игры «Что? Где? Когда?». Программное содержание: закрепить представления о правилах ухода за телом, о значении.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о воздухе»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о воздухе» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности: "Что мы знаем о воздухе?"(старший дошкольный возраст) Цель: создать.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мыльные секреты» .

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Заводим дрожжевое тесто» Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная. Цели: совершенствование трудовых навыков детей,.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе «Что мы знаем о снеге?» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ерофеева Марина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе «Что мы знаем о снеге?»
Опубликовано: 17 октября 2023 в 15:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД