Получи документы

Конспект занятия «Знакомство со звуком [Х]» по формированию звуковой культуры речи в старшей логопедической группе

Оксана Липилина
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Х]» по формированию звуковой культуры речи в старшей логопедической группе

Тема: Знакомство со звуком [Х]. «Старичок Пых и волшебные феи».

Цель: создание условий для практического усвоения детьми знаний о звуке [Х].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

учить детей характеризовать звук [Х] с опорой на различные виды контроля;

учить характеризовать звук [Х] по акустическим и артикуляционным признакам;

продолжать закреплять представление о гласных и согласных звуках, их различиях по звонкости-глухости;

Публикация «Конспект занятия „Знакомство со звуком [Х]“ по формированию звуковой культуры речи в старшей логопедической группе» размещена в разделах

упражнять детей в делении слов на слоги в односложных, двусложных и трехсложных словах.

упражнять в звуковом анализе слов на примере слова «уха»;

формировать умение определять позицию звука в слове.

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематические процессы;

развивать общую и артикуляционную моторику;

развивать зрительное восприятие;

продолжать формировать правильную воздушную струю;

продолжить работу по развитию качеств голоса-силы, способности к усилению, ослаблению.

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества: сочувствие к главным героям, желание помочь.

воспитывать организованное поведение и интерес к занятиям.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование:

Демонстрационный материал:

большое дерево с изображением фей и старичка Пыха;

волшебная книга-раскладушка;

сундучки с играми;

звуковая схема для определения места звука в слове;

звуковые человечки (гласные, согласные звуки);

картинки с изображением «мухи» и «старичка»;

предметные картинки на звук [Х];

раздаточный материал:

деревья с качелями на выработку правильной воздушной струи;

звуковые схемы;

папки для звукового анализа;

зеркала;

фонарики;

конфетки и тарелочки для деления слов на слоги;

конверты с разрезными картинками;

картинка с изображением «ухи»;

яблочки для рефлексии.

Организационно-мотивационный этап.

I. Организационный момент.

1. Вводная беседа

Логопед : Доброе утро! Я вижу, что у вас сегодня очень хорошее настроение. А как можно узнать, что у человека хорошее настроение? (он радуется, смеется, танцует, прыгает). (Л. берет в руки сказочную книгу)

Я хочу рассказать вам сказку о феях-хохотушках, которые дарят всем свои смешинки. Они живут на волшебном дереве, а охраняет это дерево древесный старичок Пых. Он очень любит играть. Но однажды он обиделся и закрыл фей в их домиках, потому что они не пригласили его в свою игру. Что же делать? Как помочь феям?

Дети: «Мы можем поиграть со старичком и развеселить его».

Логопед : А помогут нам в этом волшебные сундучки с играми. (предлагает присесть за столы)

II. Основной этап.

(1-й сундучок)

1. Знакомство со звуком. Артикуляционная гимнастика

Предлагаю вам открыть первый сундучок.

«Ребята, здесь прячется любимый звук фей. Послушайте фразу:

«Феи хохотушки хохотом хохотали».

Назовите звук, который слышится чаще других. Правильно -это звук [Х].

Что вы можете сказать о нем? Какой он? Гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий? Верно, звук [Х] - согласный, потому что воздух встречает преграду. Горлышко молчит - значит глухой, твердый. Губы и зубы свободны. Кончик языка опущен вниз. Корень языка приподнят.

А для того, чтобы правильно произносить звуки, мы выполним артикуляционную гимнастику.

Наши феи тоже начинают каждое утро с зарядки.

- Делают массаж язычкам «Расческа» . Инструкция: губы в улыбке, зубы видны. Язык прикусить зубами. Двигать языком вперед – назад, не разжимая зубов под счет до 5.

- катаются с горки «Горка». Инструкция: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5.

- и едят блинчики «Блинчик». Инструкция: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до5, а затем отдыхают на крылечке своего домика.

Логопед : Молодцы, мы выполнили артикуляционную гимнастику, старичок Пых подобрел и открыл первое окошечко.

2-й сундучок

2. Упражнение на выработку правильной воздушной струи

Логопед : Заглянем во второй сундучок.

«Каждый день феи катаются на качелях и весело хохочут. Предлагаю подуть на качели и порадовать фей (к каждому дереву должны подойти по 2 человека). Но дуть нужно правильно. Вдыхаем носом, выдыхаем на вытянутые губы. Щеки стараемся не надувать.

Отлично поиграли, теперь у нас сильная, воздушная струя.

Попросим старичка Пыха освободить еще одну фею? Ведь мы очень старались (Старичок освобождает еще одну фею.)

3-й сундучок

3. Подбор слов на звук [х]. Игра с фонариком.

Логопед : Ребята, прежде чем заглянуть в 3й сундучок, мне хочется услышать слова, которые начинаются со звука [Х]. Попробуйте их подобрать (дети называют слова).

А сейчас на экране появятся картинки, названия которых начинаются со звука [Х]. Что это? (логопед называет картинки).

Посмотрите, что в сундучке! Дед Пых спрятал картинки в мешки и предлагает с помощью фонариков их увидеть. (Пособие Коняхиной «Игры с фонариком»).

Инструкция: фонарик лежит на столе, включить его, поднести картинку и назвать свою картинку «Я вижу в мешке халат» (хлопушка, хлеб, хата и т. д.).

Свой пример: я вижу в мешке хлопья.

Замечательно, старичок Пых очень доволен. Все догадались, что лежит у них в мешке. Еще одно окошко открывается, фея появляется.

4-й сундучок

4. Определение места звука в слове.

Логопед : Мне не терпится посмотреть, что же лежит в следующем сундучке. Да это же смешинки. Феи часто развлекают старичка Пыха своими смешинками. Игра называется «Определи место звука в слове».

Я буду показывать картинку, а вы определите, где слышится звук [Х] - в начале, середине или в конце слова. И поставьте смешинку на нужный квадрат. (детям раздаются схемы).

Пример: «В слове «мох» звук [Х] слышится в конце слова» и т. д. (слова ХАЛАТ, МУХА, ПЕТУХ)

Молодцы, хорошо поиграли. Открылось окошечко еще у одной феи.

Логопед : А еще наши феи любят танцевать! Повторяем движения за человечками. Кто хочет, может подпевать! ФКТМ

5-й сундучок

5. Деление слов на слоги

Все отдохнули, повеселились, продолжаем дальше. Нас ждет следующий сундучок (достает конфеты и тарелочки (пособие для деления слов на слоги).

«Феи очень любят конфеты. Конфеты необычные, они помогут нам разделить слова на слоги. Если в слове 1 слог нам нужно выбрать конфетку с одним квадратиком, если слово состоит из двух слогов - выбираем конфетку с двумя квадратиками, конфетку с тремя квадратиками мы прикрепим к слову, в котором три слога.

Инструкция: Играть будем в парах. Вам нужно договориться между собой. Определить количество слогов в слове, найти нужную конфетку и прикрепить ее к рамочке.

Например, перед вами картинка «халва». Что такое «халва»? – Верно, это восточная сладость. Отхлопаем количество слогов. В слове «халва» 2 слога. Выбираем конфетку с двумя квадратиками и прикрепляем к рамочке.

(дети выбирают, кто будет отвечать, договариваются между собой.)

Вы отлично определяли количество слогов в словах. Старичок Пых очень доволен. Еще одна феечка улыбается.

6-й сундучок

6. Звуковой анализ слова «уха»

Заглянем в следующий сундучок (появляется картинка с изображением ухи). Ребята, феи любят конфетки, а Пых очень любит уху. Что такое «уха»? – да, правильно, это суп из свежей рыбы.

Попробуем выполнить звуковой анализ слова «уха» с помощью звуковых человечков (перевернуть звуковое полотно).Один ребенок выполняет звуковой анализ у доски, остальные за столами.

Сколько звуков в слове? Сколько гласных звуков, сколько согласных? Назовите 1й звук. Дайте характеристику звуку. Назовите 2й звук. Назовите 3й звук.

Я думаю Старичок Пых с удовольствием освободит еще одну фею.

7-й сундучок

7. Работа со скороговоркой.

Инструкция: здесь лежат 2 конверта. Нужно разделиться на 2 команды. Одна собирает разрезную картинку с изображением мухи, а другая –немного посложнее с изображением деда Пыха (образцы с целой картинкой). Кто хочет собрать картинку немного посложнее - подойдите сюда.

Хорошо, быстро собрали картинки. У первой команды получилась «муха», а у второй- «Дед Пых».

- Ой, какая смешная получилась скороговорка! «Муха Мумуха села деду на ухо» (показ картинки, где муха сидит у деда на ухе) .Повторим ее еще раз – громко, шепотом, вопросительно.

Посмотрите, как развеселился дед Пых. Я думаю, мы смогли сделать так, чтобы всем было хорошо и весело. И Деду Пыху, и феечкам и всем ребятам. (открываем последнее окошко).

III. Оценочно-рефлексивный этап.

1. Итог.

Ребята, мы не только спасли фей и развеселили старичка, но и многому научились. С каким звуком познакомились? Что вы узнали нового? В какую игру вы играли с особым удовольствием? Что мы делали для того, чтобы поднять настроение Пыху?

(Похвалить детей) Я была рада тому, что Амалия очень быстро и легко выполняла звуковой анализ слова «уха». Степан и Артем правильно определял место звука в слове. Самира была очень активной и т. д.

2. Рефлексия.

Ребята, я хочу похвалить вас за то, что вы сегодня очень старались. И феечки, в знак благодарности, подарили вам яблочки. Яблочки непростые, они разного цвета. С помощью этих яблочек мы украсим дерево:

Если вам было легко выполнять задания- выберите зеленое яблочко,

если какое-то из заданий вызвало затруднения- выберите желтое яблочко,

если вам было трудно выполнять все задания-выберите красное яблочко и прикрепите на дерево

Спасибо всем!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного развлечения для детей подготовительной группы по формированию звуковой культуры речи Конспект интегрированного развлечения для детей подготовительной группы по формированию звуковой культуры речи с использованием элементов.

Конспект логопедической НОД в старшей группе «Формирование звуковой культуры речи» Конспект логопедического НОД в старшей группе на тему «Формирование звуковой культуры речи» (лексическая тема «Домашние животные») Цель:.

Конспект НОД по развитию звуковой культуры речи в старшей группе в форме игры «Что? Где? Когда?» Конспект НОД по развитию звуковой культуры речи в старшей группе Игра «Что? Где? Когда?» Разработала и провела: Балдина Галина Александровна.

Конспект ООД во второй группе раннего возраста по формированию звуковой культуры речи «Я Енотик, а ты кто?» Я Енотик, а ты кто?Программное содержание: формировать звуковую культуру речи, отрабатывать навык тихого и громкого проговаривания отдельных.

Конспект проведения занятия по развитию звуковой культуры речи «Звук [C]» в младшей группе Программное содержание: Образовательные задачи: 1)Познакомить с произношением звука «с»; 2)Учить правильному произношению звука «с» в слогах,.

Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи детей во второй младшей группе Программное содержание 1. Закрепить правильное произношение звуков [к], [к'], [ г], [ г'], [х], [х']. 2. Учить различать на слух различные.

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство со звуком [Ч]» Группа: средняя Цель: познакомить со звуком Ч, Уточнить произношение звука Ч в словах Задачи: - способствовать обучению правильного произношению.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» (2018 год) Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №71 Центрального района города Санкт-Петербурга Конспект.

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство со звуком [И]» «Знакомство со звуком «И» Программное содержание: 1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «И». 2. Учить выделять звук из ряда гласных.

Методическая разработка «Содержание работы с воспитанниками по формированию звуковой культуры речи в режиме дня» Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Знакомство со звуком [Х]» по формированию звуковой культуры речи в старшей логопедической группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Липилина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Х]» по формированию звуковой культуры речи в старшей логопедической группе
Опубликовано: 19 февраля 2019 в 16:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД