Папки-передвижки

Конспект занятия по формированию познавательных способностей «Русское гостеприимство» в подготовительной группе (2 фото)

Яна Безрукова
Конспект занятия по формированию познавательных способностей «Русское гостеприимство» в подготовительной группе

Конспект занятия по формированию познавательных способностей на тему :

«Русское гостеприимство» (подготовительная группа).

Конспект занятия по формированию познавательных способностей «Русское гостеприимство» в подготовительной группе

Цель: формирование представлений у детей о обычаях и традициях русского народа. Формировать основы социального поведения, нравственные принципы, нормы культурного поведения в гостях.

Публикация «Конспект занятия по формированию познавательных способностей „Русское гостеприимство“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей:

Данное педагогическое мероприятие относится к образовательной области «Познавательное развитие» и интегрируется с образовательными областями: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

«Познавательные» :

познакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

расширить знания детей о предметах быта и их использовании;

выучить с детьми стихотворение о гостеприимстве;

воспитывать культуру поведения, доброжелательность во взаимоотношениях детей;

умение приглашать в гости, принимать гостей;

расширить знания о русском гостеприимстве в старые времена;

дать представление об устройстве дома;

воспитывать чувство патриотизма.

«Речевое развитие» :

развивать устную речь;

обогащать словарный запас;

учить детей вступать в речевые контакты с педагогом, отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре;

учить делать простые умозаключения;

продолжать формировать мыслительные операции у детей;

«Социально-коммуникативное развитие» :

учить коллективной игре, правилам добрых взаимоотношений;

формировать доброжелательные отношения между детьми и взрослыми, моральные нормы (сочувствие) и отзывчивость, желание помочь;

продолжать формировать активность, самостоятельность и инициативность.

«Художественно-эстетическое развитие» :

воспитание у детей умения выполнять совместную деятельность;

развивать наблюдательность, творческое воображение, эстетический вкус;

развитие мелкой моторики;

использовать знаний формы и пропорций предметов;

«Физическое развитие» :

создать радостное настроение;

продолжать организовать рациональный двигательный режим детей;

способствовать предупреждению детского утомления;

продолжать учить согласовывать движения с речью;

развивать общую и мелкую моторику, ритмичность движений.

Материалы и оборудование:

• Музыкальная колонка, музыкальное сопровождение (за лесами, за горами);

• Декорации «Русская изба»

«Как жили на Руси». Куделино лето. Евсеева Мария, 2018 г. ;

• Каравай для встречи гостей, макет дома, стол украшенный в русском народном стили, скатерть, русско-народные украшения, выпечка, образцы хлеба (белый и черный);

• Доски и пластилин для лепки;

• Паритет. Детям о культуре и традициях русского народа. 2021г. 96 стр. ;

Сайт: https://weddy.club/organizatsiya-svadby/traditions/kak-ukrasit-karavaj.html;

https://www.povarenok.ru/recipes/show/175931/

Словарная работа: гостеприимство, «красный угол», «скатертью – дорога», каравай, «хлебом – солью», традиции, культура, «Русская изба», самовар.

Предварительная работа:

• Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам;

• Проведение русских народных игр, хороводов;

Пальчиковая гимнастика: «Каравай»;

Беседа на тему: «Как мы встречаем гостей, «Правила поведения в гостях»;

• Сюжетно-ролевая игра «К нам пришли гости»;

• Совместно с родителями и детьми по изготовлению хлебобулочных изделий;

• Разучивание стихотворений;

• Рассматривание «Русская изба» предметов быта, кухонной утвари;

• Дидактическая игра «Что было — что стало»;

• Рассматривание русского народного костюма;

• Просмотр презентации «Моя Россия»;

• Просмотр слайдов «Народные гулянья на Руси»;

Содержание.

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром мне прочитали стихотворение, и я хочу, чтобы вы тоже его послушали. (ребенок читает стихотворение)

Мир вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час.

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

Хлебосольством да радушьем

Знаменит родной наш край,

Здесь для вас и сказки русские,

И медовый каравай.

И места гостям приметные

За обеденным столом.

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

Воспитатель:

Ребята, кто из вас понял, о чем это стихотворение? (Встреча гостей)

Воспитатель:

А как называется традиция встречать гостей? (Гостеприимство)

Воспитатель:

А что это за слово такое необычное? Чем оно отличается от множества других слов? Послушайте внимательно: госте-приимство. ( Состоит из двух слов: гости, принимать)

Воспитатель:

Умнички, вы правильно ответили, слово гостеприимство образовано из двух слов: гости, принимать.

Гостеприимство – это не только радушие, но и готовность принять любого гостя в своем доме, накормить и напоить его досыта.

Воспитатель:

Ребята, а в нашей жизни мы сталкиваемся с гостеприимством? (Да)

Когда? (Когда ходим в гости)

Воспитатель:

Ребята, существует много различных правил, которые мы с вами выполняем. Интересно, а есть ли такие правила, чтобы ходить в гости? (Конечно)

А кто попробует их назвать?

(Внешний вид гостей, если тебя ждут, то не опаздывать, поздороваться, не разбрасывать одежду, без разрешения ничего трогать нельзя).

Воспитатель:

Какие вы у меня замечательные, все-то вы знаете!

Воспитатель:

У каждого народа есть свои традиции гостеприимства. И у нас, русского народа, тоже есть свои древние традиции.

А хотите ли вы узнать об этих традициях? Что нам нужно для этого сделать? (Сходить в гости).

Тогда предлагаю нам с вами сходить в гости в русскую избу, вы хотите? (да).

Играет музыка и мы змейкой идем к «Русской избе»

2. Основная часть.

На входе нас встречают двое ребят, переодетые в русские народные костюмы. Один держит в руках каравай. (Один из встречающих читает стихотворение).

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы Вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

Воспитатель:

Ребята, одним из обычаев русского народа это встреча дорогих гостей хлебом-солью. А почему гостя называли дорогим? (Были рады каждому гостю). Действительно, в старые времена селения находились далеко друг от друга, транспорта не было, добирались пешком и редкий путник был всегда в радость. От него и новости узнавали. В те далекие времена не было ни телефонов, ни интернета, ни телевидения, поэтому живое общение было особенно ценным.

Воспитатель:

А почему именно хлеб и соль? (Хлеб и соль дорогие продукты, соль оберегала от злых сил)

Воспитатель:

А самым первым делом гости должны были поздороваться. Мы с вами воспитанные люди и тоже поздороваемся со всеми.

После этого хозяйка приглашала всех войти в дом.

Ребенок:

«Дорогие гости, милости просим в наш дом, добро пожаловать»

(Один из детей приглашает нас войти в избу).

Гости (дети) вошли в дом, и хозяин усаживает гостей за стол на самые почетные места.

Воспитатель:

А где находился стол в старые времена? Стол в старые времена находился в «красном углу»

А что это за угол?

Почему его называли Красным?

(Угол называли красным, потому что он красивый)

Воспитатель:

Молодцы! «Красный» в переводе означает «красивый». А еще, в старину в этом углу, который находился на видном месте, стояли иконы и поэтому, считалось, что данный угол самый красивый в доме. Также его называли «святым», «божьим» углом.

А расположение этого угла зависело от места расположения печи.

Ребята, слово юг с чем у нас ассоциируется? (Тепло, лето, жара)

Да, слово юг ассоциируется со словами тепло, жизнь, зарождение чего-то нового, тепло. Поэтому входную дверь всегда прорубали на южную сторону. Чтобы злые силы с севера не смогли попасть в дом.

Воспитатель:

А какие слова мы подберем с вами к слову север? (Холод, зима….)

Я с вами согласна, север – это холод, что-то ледяное, темное, злое. И, поэтому, чтобы «обогреть» дом с северной стороны, там располагали печку – источник тепла, которая могла согреть всех своим теплом.

А вот рядом с печкой с правой стороны и находился красный угол.

Воспитатель:

На стол выкладывали все лучшее, что было в доме.

Посмотрите какой стол накрыли нам хозяева, давайте рассмотрим. (дети рассматривают и говорят, что видят и с чем знакомы)

А кто был самый-самый внимательный и запомнил, каким хлебом нас встречали? (Каравай).

Воспитатель:

А это что за хлеб?

(Вкусный, ароматный)

Каравай – красивый хлеб, праздничный.

А у нас каждый день праздник?

(Нет).

А какой хлеб кушали в обычные дни?

(Черный, ржаной).

Молодцы!

( воспитатель рассматривает с детьми образцы хлеба: каравай, белый и черный хлеб).

Один из караваев не доделанный и воспитатель предлагает детям помочь хозяйке доделать каравай.

Дети встают делают пальчиковую гимнастику:

Заранее подготавливаются рабочие места для детей с досками для лепки, массой для лепки, салфетки влажные.

Дети лепят узоры для каравая (макета) и украшают его.

Предварительная работа - узоры для каравая иллюстрационный материал:

Воспитатель:

Вот какие замечательные получились у нас вами узоры! Наш с вами каравай готов и теперь его можно смело отправлять в печь.

Воспитатель: Пока наш каравай печется предлагаю вернуться за стол.

Воспитатель:

Вот и настала пора собираться в дорогу, в обратный путь.

А что должна сделать радушная хозяйка, кто сможет ответить? (Хозяйка собирает угощения).

Воспитатель:

Прекрасный ответ!

(Хозяйка собирает гостям в дорогу гостинцы, еду. Гости встают из-за столов, благодарят хозяев дома).

Воспитатель:

А какая у нас на Руси была примета для собирающихся в дорогу? Многие из нас тоже так делают, когда надолго уезжают из своего дома. (Посидеть на дорожку).

А кто-нибудь знает, зачем это делали?

Эта примета имеет свое объяснение:

Раньше считалось, что если собираться в дорогу «наспех», то домовой, который оберегает дом, пойдет вслед за уезжающими. Тогда дом, оставшись без его хранителя, домового, погибнет. Вот и придумали, присаживаться, тем самым делая вид, что никто никуда не собирается и не уезжает, т. е. обманывали домового.

На дорожку мы посидели, хозяйка гостинцы нам отдала.

А какими словами провожают гостей в путь-дорогу (Скатертью дорога).

Может быть, кто-то знает, что обозначают эти слова? С чем сравнивают дорогу?

(Дорога должна быть ровной, поэтому ее сравнивают со скатертью).

В старину асфальта не было, дороги были плохие, не ровные, во время дождей – непроходимые. И, поэтому, дорогу сравнивали со скатертью, лежащей на столе: ровной и гладкой.

Гости благодарили хозяев за оказанный прием и отправлялись в путь дорожку.

Воспитатель:

Вот и мы с вами отправляемся обратно.

Встаем змейкой и идем под музыку в «группу».нгщхъ

0

Рефлексия.

Воспитатель:

Ребята, а где мы сегодня были в гостях? А с каким обычаем мы познакомились поближе? А что вам запомнилось больше всего? По этим правилам гостеприимства жили в старину, а мы с вами можем также поступать? Как правила гостеприимства нам пригодятся в нашей современной жизни?

Я очень горжусь вами, что вы очень добрые и воспитанные дети! И всегда будете следовать нашим русским традициям! А сейчас пора пройти помыть руки и попробовать гостинцы. Приятного аппетита!

Фото «Русское гостеприимство»
Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Интеллектуальная игра «Крестики — нолики» как способ развития познавательных способностей у воспитанниковИнтеллектуальная игра «Крестики — нолики» как способ развития познавательных способностей у воспитанников В теплое время года групповой участок это место не только для прогулок, но и площадка для занятий и игр, которые являются непременными спутниками.

Конспект занятия по формированию экономических представлений «Путешествие в страну Рублика» в подготовительной группеКонспект занятия по формированию экономических представлений «Путешествие в страну Рублика» в подготовительной группе Цель: формирование у детей первичных элементарных экономических представлений. Задачи: Образовательные: - познакомить детей с экономическими.

Конспект НОД по развитию познавательных способностей в речевой деятельности для старшей группы «Путешествие в осенний лес» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский/сад с. Звонарёвка Марксовский район Саратовская область Конспект НОД по.

Конспект НОД «Русское гостеприимство»Конспект НОД «Русское гостеприимство» Цель: Дать понятия о черте характера русского человека, гостеприимстве и хлебосольстве. Задачи: 1. Обогащать словарный запас детей за счет.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом» Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: Ознакомление с социальным миром Тема: «Земля – наш общий дом» Цель: Формирование.

Конспект занятия по формированию начальных представлений о финансовой грамотности в подготовительной группеКонспект занятия по формированию начальных представлений о финансовой грамотности в подготовительной группе Конспект занятия по формированию начальных представлений о финансовой грамотности. В подготовительной группе. Цель: Создать условия для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию познавательных способностей «Русское гостеприимство» в подготовительной группе
Опубликовано: 31 января 2024 в 08:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию познавательных способностей «Русское гостеприимство» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Яна Безрукова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД