Лучший педагог года

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей 5–6 лет с ОНР «Помогаем маме»

Никитина Марина
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей 5–6 лет с ОНР «Помогаем маме»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей 5-6 лет с ОНР «Помогаем маме».

Цель: Формирование у детей представления о притяжательных прилагательных с суффиксом –ин- .

Задачи:

1. Образовательные задачи:

Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей 5–6 лет с ОНР „Помогаем маме“» размещена в разделах

Формировать у детей умение образовывать и употреблять во фразах притяжательные прилагательные с суффиксом –ин- с направляющей помощью логопеда, согласовывать с существительными в роде и числе с опорой на вопрос (Чей? Чья? Чьи? Чьё).

2. Развивающие задачи:

Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) через установление принадлежности предметов объектам по возрастным признакам, через классификацию предметов по их назначению.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать аккуратность, отзывчивость, желание помочь людям.

Оборудование:

Демонстрационный материал: мольберт, картина с наложенными изображениями предметов одежды, обуви, головных уборов, плоскостной макет шкафа с открывающимися дверками, презентация (предметная картина «Семья», картины-шутки «Катя», «Дима»).

Раздаточный материал: мелкие предметные картинки по теме «Одежда, обувь, головные уборы».

Ход занятия:

1. Организационный момент:

(Создание эмоционально положительного фона занятия).

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

И скорей вставайте в круг.

- Я хочу вас познакомить с одной большой и дружной семьей, в которой есть дети Катя и Дима. Давайте назовем членов этой семьи. (слайд 1)

Дети называют: - Мама, папа, дедушка, бабушка, Катя и Дима.

- А Катя для мамы и папы кто? - Дочка. А для бабушки с дедушкой? - Внучка. Дима для мамы и папы кто? - Сын. А для бабушки с дедушкой? – Внук.

2. Знакомство с притяжательными прилагательными.

Дети садятся. Логопед выставляет на мольберт картинку с наложенными изображениями предметов.

Игровое упражнение «Узнай предмет».

- Ребята, вот для вас волшебные картинки. Здесь предметы, которые носят члены этой семьи. Попробуйте их узнать. Найдите шляпу мамы. Аня, покажи её на картинке, обведи указкой (ребенок выходит к доске, обводит предмет) – Правильно, это шляпа мамы. А можно сказать по-другому: «Это мамина шляпа» - Дети, это чья шляпа? Дети отвечают хором: «Это мамина шляпа». - Найдите фартук бабушки. Саша, обведи фартук бабушки указкой (ребенок выходит к доске, обводит изображение) А как можно сказать по-другому? (обращается к детям) Это чей фартук? (Дети отвечают хором) - Да, это бабушкин фартук.

( По аналогии: папины ботинки, дедушкины валенки, Катино платье, Димина кепка).

- Давайте повторим, чьи вещи мы нашли на волшебных картинках. Дети индивидуально отвечают. Затрудняющимся детям логопед задает опорные вопросы («Чьё это платье?».)

- Платье и фартук – это что?

Дети: - Это одежда.

Ботинки и валенки – это что? - Это обувь.

Шляпа и кепка – это что? - Это головные уборы.

Логопед предлагает детям отдохнуть и поиграть с пальчиками стоя.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья!

3. Употребление притяжательных прилагательных в простой фразе.

- Катя и Дима еще маленькие, и ходят в детский сад, но очень хотят стать взрослыми. Поэтому часто наряжаются во взрослые вещи. (слайд 2)

Логопед демонстрирует картинки-шутки. Задает вопросы детям.

- Катя надела чей фартук? … Правильно, бабушкин. Бабушка - хозяйка на кухне. Катя обула чьи туфли? … Да, мамины. Разве девочка может ходить на таких каблуках. Катя надела чье платье? … Конечно, разве девочки носят такие длинные платья. Катя надела чью шляпку?. А как ты догадалась, что это мамина шляпка?

Дети употребляют во фразах готовые притяжательные прилагательные, согласовывая их с существительными. Неправильные индивидуальные ответы исправляются детьми или логопедом.

(По аналогии работают с картинкой «Дима» (слайд 3) : папины брюки, папины ботинки, дедушкина кепка, дедушкин жилет).

- Получилось ли у детей с помощью этих вещей стать взрослее? Конечно, нет. Только беспорядок навели! (слайд 4 с разбросанными вещами).

- Давайте отдохнем, а потом поможем детям разложить все эти вещи по местам.

Физкульминутка:

Проговаривание стихотворения «Игрушки» с движениями и эмоциями.

В наш детский сад ходит много ребят.

Игрушку из дома нести каждый рад.

Катин зайчишка прыгает так,

Вовин мишутка топает так,

Машина кукла плачет вот так,

Тимина рыбка плавает так.

Танечкин мячик скачет вот так.

Любят игрушки все дети вот так!

4. Включение притяжательных прилагательных в развернутое высказывание по образцу.

Дети садятся на стульчики. Выставляется макет шкафа с тремя отделениями. Открываются дверцы.

- Дети, что это? (Это шкаф) А сколько отделений в этом шкафу? Давайте посчитаем (показывает сверху-вниз) – Три.

- Головные уборы мы положим на верхнюю полку. Предметы одежды повесим на вешалки, а обувь мы поставим на нижнюю полку.

Давайте сначала я попробую. (Берет картинку).

- Это дедушкин свитер. Я повешу его на вешалку, потому что это одежда. Возьмите каждый по картинке. Угадайте, чья это вещь, а затем найдите ей место в шкафу.

Дети берут с ковра по одной картинке и садятся на стульчики. Подходят по одному к шкафу, прикрепляют свои картинки в нужное место. Строят высказывания по образцу, по наводящим вопросам: «Чью шубу?», «Почему на вешалку?» Например: «Это мамина шуба. Я повешу мамину шубу на вешалку, потому что это одежда».

По аналогии: Катина шапка, мамина шуба, бабушкины тапки, папина куртка, дедушкины сапоги (резиновые, Димина футболка, мамино платье, бабушкин халат.

- Посмотрите ребята, какой у нас порядок! (слайд 5) Чьи вещи мы разложили в шкафу ( хоровые ответы: «мамины», «папины») Вещи находятся на своих местах. Как называются предметы, которые лежат на верхней полке. Правильно, головные уборы. А те, которые висят на вешалках? … Правильно, одежда. А на нижней полке стоит что? (обувь).

- Теперь в доме чистота и порядок. Но как же нам помочь Кате и Диме. Что им посоветовать? Ведь они так хотят стать взрослыми. Что могут делать в доме дети как взрослые? Чем могут помочь своей семье? (Дети предлагают свои варианты дел).

- Правильно, надо совершать взрослые поступки, помогать своим родным и тогда они скажут: «Какие вы молодцы, совсем уже взрослые!»

- Ребята, мне будет очень интересно узнать, как вы дома помогаете своим родным. Расскажите мне потом? Молодцы ребята! Теперь Катя с Димой знают, что нужно сделать, чтобы повзрослеть!

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей 5–6 лет с ОНР «Помогаем маме» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Никитина Марина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей 5–6 лет с ОНР «Помогаем маме»
Опубликовано: 23 ноября 2023 в 10:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД