МААМ-картинки

Конспект занятия Ознакомление с окружающим: «Знакомство с бытом и культурой бурят» (подготовительная группа)

Елена Бужгирова
Конспект занятия Ознакомление с окружающим: «Знакомство с бытом и культурой бурят» (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Хадаханский детский сад «Солнышко»

Конспект занятия

Ознакомление с окружающим :

«Знакомство с бытом и культурой бурят»

(подготовительная группа)

Воспитатель:

Бужгирова Елена Степановна

Задачи:

Публикация «Конспект занятия Ознакомление с окружающим: „Знакомство с бытом и культурой бурят“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Образовательные: Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, путем изучения культурного наследия разных народов; обогатить словарный запас существительными: орнамент, юрта, Сагалгаан – белый месяц, войлок, дымник, казан. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Развивающие: формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – штапм, выполняя элементы – волны, завиток.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к традициям и обычаям бурят, побуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, народной культуре.

Материал: карта, демонстративные орнаменты, изображения юрты, макет юрты, кукла юноши в национальном костюме, гуашь, штамп, национальная музыка, ноутбук.

Образовательные области: Познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут лена Степановна, а как вас зовут я вижу. Я приехала к вам из другого детского сада, и сегодня с вами я буду заниматься.

- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Верно. Россия – очень большая страна (показ на карте).

- А где мы живем? (ответы детей)

- Мы живем в Иркутской области, в Усть-Ордынском Бурятском Автономном округе. В нашем округе живут люди разных национальностей: русские, татары, башкиры, буряты и другие.

- Сегодня к нам в гости пришел бурятский мальчик Батор.

- Сайн байна! Меня зовут Батор, я пришел, чтобы рассказать вам о бурятском национальном празднике «Сагаалган».

Сагаалган — это Новый год по лунному календарю, в переводе означает Белый месяц, один из самых популярных праздников бурят. Обычно, этот праздник бывает в конце зимы – это время массового приплода у скота. В изобилии на столе появляется молочная белая пища. Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первой. И главное – в этом Белом месяце надо стараться удержать в себе все светлое, доброе, помириться с теми, с кем поссорились.

- Ребята, а что такое белая пища?

(молоко, сметана, творог, кефир….)

- Как вы думаете, что желают люди друг другу?

(благополучия, богатства, здоровья, удачи)

Сагаалган - это лучший повод навестить всех родственников и друзей, с которыми нечасто видишься в течение года.

- Ребята, а вы знаете, как раньше называлось жилище бурят?

(ответы детей)

Отгадайте загадку:

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она.

До того она кругла –

Ни единого угла. (Юрта)

-Верно, юрта – жилище бурят – скотоводов. (выставляет макет юрты).

- Что вы можете о ней рассказать?

(ответы детей). (круглая, без углов)

- как вы думаете, юрту ставят или строят? (Ставят).

- Правильно, юрту ставят. Существует определенный порядок установки юрты. Прежде всего, буряты выбирали место для установки юрты.

Юрта – основное жилище кочевников – скотоводов. Остов юрты состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком. Войлок – прочный материал, изготовленный из шерсти овец или верблюдов (материал, из которого делают валенки). Чтобы получить из шерсти войлок, шерсть надо долго и с усилием мять и перетирать, чтобы она совсем спуталась. Ребята почувствуйте какой войлок на ощупь, на что он похож?

Юрта – круглая, многогранная постройка с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым или попросту «дымник». В центре юрты располагается котел для приготовления пищи – казан. Отверстие для света и дыма располагается в самом верху купола. Естественно, что в холодные и дождливые дни верхнее отверстие юрты должно быть плотно закрыто.

- Чем покрывали юрту?

(войлоком)

Давайте повторим вместе.

- Из чего изготовлен войлок?

(шерсти)

- Куда выходил дым?

(дымник) повторим

- Как назывался котел, для приготовления пищи?

(казан) повторим

- А теперь немного поиграем.

Подвижная игра «Юрта»

Юрта, юрта, круглый дом,

Побывайте в доме том!

(Дети становятся в круг).

Гости явятся едва –

(Подняли руки).

В печку прыгают дрова.

(Наклонились, подкладывают).

Печка жарко топится.

(Прыгают в круг).

Угостить торопится

(Прыжки назад).

Ладушки, ладушки,

(Хлопают в ладоши).

Круглые оладушки!

(Все кружатся).

-А сейчас давайте посмотрим, как украшены юрты. (Показ)

К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре и т. д. Орнаменты мы видим везде. Они – одно из древнейших проявлений народного творчества.

- Как вы думаете, что такое орнамент?

Слово «орнамент» в переводе «узор», «украшение».

- На первой юрте изображен волнообразный орнамент. Этот орнамент обозначает волны реки.

А вторая юрта – эта юрта украшена растительными завитками.

Для орнамента буряты использовали красные, желтые, зеленые, синие и белые цвета. Любимые цвета народа.

- Ребята, а где еще вы видели бурятские орнаменты – узоры?

(на шапке, платьях, серьги, герб)

- ребята предлагаю создавать узор на шаблонах. У вас на столах лежат вот такие листочки, на что они похожи? (на юрту)

Показ приемов рисования. (макаем штампом в гуашь и наносим на шаблон). Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете рисовать, только поторопитесь, как только она закончится, вы должны завершить работу.

- Ребята, посмотрите, какие получились нарядные юрты.

- Чем мы их украшали?

(Узором, орнаментом.)

Правильно, орнаментом.

Давайте еще раз повторим – орнамент.

- Давайте, покажем Батору.

Батор: Очень понравились ваши работы, я хочу в праздник Сгалгаана сказать вам благопожелание на бурятском языке…

Воспитатель: это пожелание переводится с бурятского : Растите сильными,

здоровыми, трудолюбивыми.

Итог занятия : сегодня мы с вами познакомились с некоторыми традициями и обычаями бурятского народа, узнали как называется жилище бурят (юрта, что такое орнамент и где он используется. (Отметить активных детей)

Ребята, спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

Публикации по теме:

Конспект НОД по знакомству с жизнью, бытом и культурой казачества «Трудом красен человек» Тема: Цель: знакомить детей с жизнью, бытом и культурой казачества. Задачи: Образовательной области «Социально - коммуникативное развитие».

Конспект НОД по закреплению представлений о лете у детей с ОВЗ (старшая группа) Цель: Закреплять у детей представление о лете. Учить показывать на картинках зиму и лето. Задачи:1) продолжить знакомить детей с признаками.

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой К, к» (подготовительная группа) Технологическая карта Образовательная область: Коммуникация. Разделы: Обучение грамоте (подг. гр.) Тема :Буква «К к»,звуки «к к;» Цель:.

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным бытом в младшем возрасте «Знакомство с колыбелью» Воспитатель Попович Т. А. «Знакомство с колыбелью» Цель: Приобщать детей к народным традициям. Развивать эмоциональный отклик на произведения.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Лес — царство растений» (подготовительная группа) Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Лес – царство растений». (Подготовительная группа). Программное содержание. Закрепить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром подготовительная группа «Царство цветов» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром подготовительная группа «Царство цветов" Подготовила воспитатель: Вихрова Екатерина.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Умники и умницы» (подготовительная группа) Задачи: Развивающие: - уточнить знания детей о различных видах транспорта, его классификации; - закрепить представления детей о профессиях,.

Конспект занятия. Средняя группа. Ознакомление с окружающим миром «Дары осени» Ознакомление с окружающим миром Тема: Дары осени. Образовательная область: познавательное развитие. Цель: Закрепить знания детей об овощах,.

Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «Что за чай без самовара?»Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «Что за чай без самовара?» Цель: Приобщать детей к русской культуре, объяснять ее ценность. Сохранять и приумножать духовные достижения русского народа. Научить с.

Знакомство с народной культурой и традициями. Конспект занятия «Матрёшки с сюрпризами» для детей 3–4 лет Тема: "Матрёшки с сюрпризами". Цели: Познакомить детей с русской деревянной игрушкой - матрешка. Познакомить детей с малыми фольклорными.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия Ознакомление с окружающим: «Знакомство с бытом и культурой бурят» (подготовительная группа) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Бужгирова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия Ознакомление с окружающим: «Знакомство с бытом и культурой бурят» (подготовительная группа)
Опубликовано: 9 ноября 2016 в 05:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД