Получи документы

Конспект занятия «Одежда и люди»

Ирина Львовна Бабкина
Конспект занятия «Одежда и люди»

Конспект занятия

Тема: «Одежда и люди»

Старшая группа

Программное содержание:

Познакомить детей с традиционным русским костюмом, дать представление о разнообразии русского костюма, его украшения, о его многослойности: рубаха, понева, фартук и т. д. Дать представление о происхождении, названии и соответствии головного убора определенному возрасту женщины и костюму. Дать понятие о праздничной одежде. Обогащать словарный запас за счет названия одежды и головных уборов, а также малых форм устного народного творчества. Создать оригинальную композицию из символов при украшении элементов русского костюма. Упражнять в расположении элементов на ограниченной плоскости (контуры элементов одежды). Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение. Воспитывать любовь к русской культуре.

Публикация «Конспект занятия „Одежда и люди“» размещена в разделах

Материал:

Коллекция костюмов (крестьянский, купеческий, боярский, куклы в русских костюмах, иллюстрации, фотографии, образцы костюмов и элементов костюма, сундук, макет избы, кроссворд, контурные изображения: рубаха, сарафан, душегрея, кокошник, бумажная кукла («русская красавица», бусы на подносе, ножницы, краска гуашь, кисти.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы пришли в наш музей «Русского быта». Нарядно и красиво в нашем музее от богатства вышивки и узоров. Полон музей иллюстрациями, фотографиями, картинами и куклами в русских одеждах. Посмотрите какие рубахи, сарафаны, полотенца, скатерти.

- Но, посмотрите, здесь лежит конверт. Давайте посмотрим, что в нем. (Достает)

- Ребята. Здесь лежит приглашение на показ мод это кроссворд, вопросы к нему. (Читает вопросы)

- Вопросы об одежде. И не просто «об одежде, а о старинной русской одежде.

- Для того, чтобы говорить о старинной одежде, мы должны оказаться в прошлом. А поможет нам это сделать волшебный порошок.

- Закрывайте глаза (Воспитатель посыпает детей конфетти).

- Смотрите, мы оказались в русской избе. А, вот и бабушка задремала за рукоделием. (Бабушка спит за вязанием).

- Давайте подойдем.

- Здравствуйте, бабушка.

Бабушка: Здравствуйте, детки. Откуда же вы к нам пожаловали?

Дети: Мы из города Рыбинска, из д/с «Белочка».

Бабушка: Я рада вас видеть. Меня зовут Марфа Васильевна. Зачем пожаловали, гости дорогие? Песни петь или что-нибудь узнать?

Дети: Помогите нам кроссворд разгадать.

Бабушка: Не знаю, что такое кроссворд, а помочь помогу, чем смогу.

Только, что-то вы уж больно не похожи на наших деревенских ребятишек. И одежда у вас другая.

Дети: А у нас современная одежда, бабушка.

Бабушка: Что же это за современная одежда?

(Ответы детей).

Бабушка: Интересная у вас одежда. Да, чем же помочь -то вам, ребята?

Воспитатель: Надо ответить на вопросы кроссворда.

- Назовите головной убор русских женщин?

- Традиционная русская женская одежда?

- Традиционная мужская одежда?

- Что защищало ребенка от злых духов?

Бабушка: Это проще — простого. Я вам загадаю загадки и вы сразу отгадаете. Слушайте:

- Украшает голову, на горшок похож,

А зовут такой убор. (кокошник).

- Каждый раз поутру надеваю я трубу.

Ну, не догадаться вам?

Он зовется. (сарафан).

- Что ж за одежда

С четырьмя отверстиями?

Разложи ее получше -

Букву Т тогда получишь. (рубаха).

Бабушка. А давайте-ка, я с вами поиграю. Кто поймает мой клубок, тот называет старинную русскую одежду.

Игра «Назови одежду»

На четвертый вопрос кроссворда я вам вот, что скажу, чтобы защитить ребенка от нечистой силы, его подпоясывали кушаком или пояском. Раньше была такая поговорка: «Подпоясанного и бес боится».

Бабушка: Что, помогла я вам? А мне уж больно понравилась ваша одежда.

Воспитатель: А мы сейчас с ребятами поиграем в игру «Выбери одежду» и вы еще раз полюбуетесь нашей современной одеждой.

Игра «Выбери одежду»

Воспитатель: Пора нам, ребята, прощаться с бабушкой Марфой Васильевной и возвращаться в наше время.

Бабушка: До свидания, детки. «По одежке встречают, а по уму провожают». Откройте мой сундук, там есть сарафан моей бабушки. Возьмите его в свой музей.

(Ребята закрывают глаза).

Воспитатель; Мы вспомнили, как одевались люди в старину. Мы побывали в русской деревне. Но ведь люди жили не только в деревнях, но и в городах.

- Какой был в старину наш город?

- Дети: Наш город был богатый, торговый, купеческий.

- Воспитатель: А какие люди жили в нем?

- Дети: В нем жили богатые купцы, бояре.

- Воспитатель; А какая одежда была?

- Одежда была разная.

- Повседневная и праздничная.

- Простая н многослойная.

- Женская и мужская.

- Детская и взрослая Зимняя и летняя

- Крестьянская и боярская, купеческая (показ слайдов)

- Игра «Подбери пару»

- Воспитатель; Отличалась ли одежда бояр и купцов от крестьянской

- одежды?

- Дети; Одежда купцов и бояр была похожа на одежду крестьян.

- Только сшита из дорогих материалов.

- У богатых из парчи и шелка и бархата а у крестьян из холщовой

- ткани.

- Крестьяне носили тулупы и дубленки из овчины

- Бояре, да дворяне носили шубы го горностая, куницы, соболя, лисицы,

- Крестьяне носили простые шапки, картузы.

- На боярине была горлатная шапка. По ее высоте можно было судить о знатности.

- Она была богаче украшена.

- Воспитатель: А чем украшали одежду?

- Дети: Простые люди украшали одежду тесьмой, вышивкой, стелярусом, жемчугом.

- Бояре, да купцы - отборным жемчугом, драгоценными камнями, золотой серебряной нитью и тесьмой.

- Раньше много жемчуга добывали в нашей реке Волге. Самый отборный отдавали богатым людям, а простой оставался крестьянам,

- Поэтому у наших Ярославских девушек одежда и головные уборы были очень красивыми.

- Воспитатель: Вот, мы с вами вспомнили про русских девушек.

-

Кто же украшал одежду и головные уборы русских красавиц?

Дети: Девушки сами, своими руками шин одежду и украшали ее тесьмой. Вышивкой, бисером, жемчугом.

Сами мастерили серьги и бусы.

Воспитатель: Раньше русские девушки собирались вечерами на посиделки и занимались рукоделием: вышивали, пряжи. А еще пели песни, частушки, рассказывали пословицы и поговорки.

Давай те и мы вспомним пословицы и поговорки об одежде.

- По одежке встречают, а по уму провожают.

- Неладно скроено, да крепко сшито.

- Голодному одеться, только подпоясаться.

- Сто одежек и все без застежек.

- Наряди пень, и пень будет хорош.

- По одежке протягивай ножки.

- Своя рубашка ближе к телу.

- Не ленись прясть, хорошо оденешься.

Игра «Домино»

Воспитатель: А вы знаете, какую одежду носили ваши прабабушки и прадедушки когда были маленькими?

Дети: И мальчики и девочки одевались одинаково. Рубахи им перешивали из взрослой одежды, (вспомнить примету: вывешивали рубашку на забор. Когда в доме ребенок родился - праздник в доме)

Воспитатель: У русских людей всегда было много праздников.

- Отличался ли праздничный костюм от повседневного? Чем?

(Рассуждения детей)

Воспитатель: Праздничная одежда всегда была красиво вышита, украшена, многоцветна, из атласа, шелка, парчи, бархата. (Показ иллюстраций)

Воспитатель: А что на голове было у молодых людей? (картуз)

Скажите, а такой головной убор носили раньше девушки? (ответы детей) Девушкам можно было не покрывать голову, а повязывать атласные ленточки или вплетать в одну косу красивые «косники». Коса считалась девичьей красой, поэтому и говорили: «красны девицы». А когда девушка выходила замуж, ей шили самый красивый сарафан, свадебный, а к нему удивительно красивый расшитый головной убор — кокошник. Головные уборы тоже были разные. Это и кокошники, кички, даже сороки. А еще были рогатые головные уборы. Все это говорит о том, что люди поклонились птицам и животным, считали, что они должны оберегать и давать жизненную силу.

Ходит жена по двору

Во кумачном сарафане.

Во парчовых рукавах,

В кокошнике — рогаче,

В коноватою фаге.

П/и «Бояре»

Воспитатель: Пока у замужней женщины не было ребеночка, она одевалась очень красиво. Ярко, нарядно.

- Но, что она обязательно должна была делать?

Дети: Она должна была покрывать голову и заплетать уже две косы и укладывать их в прическу.

Воспитатель: Кроме сарафана, какой еще был костюм у замужней женщины?

Дети: Это была рубаха и понева-юбка с фартуком.

Воспитатель: Покажите на картинке (дети показывают картинки, иллюстрации. Рассказывают о фартуках (короткий и длинный).

К каждому костюму женщина подбирала пояса и украшения на шею (гайтаны, ожерелки, бусы, а также кольца, серьги,

- Вот теперь мы с вами можем ответить и на пятый вопрос нашего кроссворда.

- Как называется юбка замужней женщины? (понева)

Воспитатель: Как называли в народе русскую красавицу?

Дети: Лебедушка, березонька, ягодка.

Воспитатель: Она была царственно величава и степенна.

А сама — то величава.

Выступает, словно пава,.

- Мы е вами ответили на последний вопрос кроссворда.

Воспитатель: Сейчас мы с вами оденем нашу красавицу на праздник. Но для этого нам надо смастерить ей нарядную одежду,

Коллективная работа «Одень красавицу?»

(Дети расписывают праздничную одежду: рубаху, сарафан, душегрея, головной убор)

Игра «Одень девочку»

Воспитатель: Я думаю, что теперь можно поиграть и с гостями,

Игра «Четвертый липший»

Воспитатель: Вы многому научились. Многое узнали. Настало время разгадать ключевое слово нашего кроссворда. Это слово «КРАСОТА».

- Да ребята одежда русских людей действительно была очень красивая. Одежда передавала:

- красоту русских женщин,

- красоту русской природы,

- красоту русской души.

2 часть

Показ одежды.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Конспект НОД по ОБЖ «Знакомые и незнакомые люди» в средней группеКонспект НОД по ОБЖ «Знакомые и незнакомые люди» в средней группе Конспект НОД по ОБЖ «Знакомые и незнакомые люди» в средней группе. Цель: создать условие для развития представлений детей о правилах.

Конспект НОД по социально-коммуникативной деятельности «Мои друзья и мои близкие люди» Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Мои друзья и мои близкие люди». Подготовительная группа. Программное содержание.

Конспект НОД в средней группе «Деревья как люди» Цели: Формировать представление детей о сходстве процессов происходящих в организме человека и растений. Воспитывать бережное отношение.

Конспект занятия по предметному миру «Одежда. Наш гардероб» для старшей группыКонспект занятия по предметному миру «Одежда. Наш гардероб» для старшей группы Задачи: формировать у детей представления о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков,.

Конспект занятия по теме «Родные люди» для детей с ОВЗ 6 группы Тема: «Родные люди». Цель: Формирование знаний о родных людях, родственных отношениях, кровном родстве. Задачи: Учить устанавливать родственные.

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Зима. Зимняя одежда»Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Зима. Зимняя одежда» Здравствуйте, ребята! К нам в садик пришло письмо, а от кого, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Запорошила дорожки, разукрасила окошки,.

Конспект занятия «Знаменитые люди города Мичуринска» Конспект занятия «Знаменитые люди города Мичуринска» Цель: познакомить детей со знаменитыми соотечественниками, воспитывать уважение к.

Мастер-класс по гендерному воспитанию для детей 3–6 лет. Аппликация «Одежда для девочек и одежда для мальчиков»Мастер-класс по гендерному воспитанию для детей 3–6 лет. Аппликация «Одежда для девочек и одежда для мальчиков» Цели: Учить детей находить отличия во внешнем виде мальчиков и девочек. Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям.

Тематическая неделя «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект по развитию речи в старшей группе «Одежда»Тематическая неделя «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект по развитию речи в старшей группе «Одежда» Цель:Знакомить детей с назначением одежды. Развивать умение классифицировать виды одежды. Знакомить с профессиями портного и вязальщицы. Упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Одежда и люди»
Опубликовано: 21 февраля 2020 в 09:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Одежда и люди»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Львовна Бабкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД