Лучший педагог года

Конспект занятия «Народное творчество Донского края». Старшая группа

Короткова Татьяна Васильевна
Конспект занятия «Народное творчество Донского края». Старшая группа

Занятия на тему «Народное творчество Донского края»

Возраст детей: старшая группа

Цель деятельности: Создание социальной ситуации для познавательного развития старших дошкольников через ознакомление с фольклором Донского края. Воспитывать любовь к родному краю, отношения к своей малой Родине.

Задачи:

1. Обучающие.

Публикация «Конспект занятия „Народное творчество Донского края“, Старшая группа» размещена в разделах

- Расширить и обобщить представления детей о Донском казачьем народном творчестве;

- Дать почувствовать детям мудрость казачьих сказок-легенд, добрый юмор, задор частушек, шуток;

- Закреплять знания о понятии «устное народное творчество».

2. Развивающие.

- Развивать познавательный интерес к фольклору Донского края;

- Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями; курень, атаман, гусарики, ручник, и т. д.

- Создать ситуации, направленные на развитие речемыслительной деятельности в процессе диалогового взаимодействия, решения проблемных ситуаций, высказывания в форме рассуждения, умение делать вывод (умозаключение);

3. Воспитательные.

Создать ситуацию, способствующую:

- освоению умения осуществлять игровые действия в соответствие с ролевой позицией, умение планировать игровой сюжет и обыгрывать его вместе.

- формированию умения договариваться, уступать друг другу, доводить начатое до конца; воспитание ценностного отношения к труду взрослых.

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

Ход НОД

Организационный этап (4 минуты)

Введение в ситуацию.

Задача1: мотивировать детей на включение в коммуникативную деятельность, используя аудио и проблемный вопрос.

Побуждать детей вступать в диалог, используя речь-рассуждение; умение делать вывод (умозаключение).

Воспитатель: Добрый день, ребята! Это детский сад? Старшая группа? Хорошо! Меня просили передать вот эту шкатулку из музея. Она такая красивая! Вам нравится?

В. Давайте попробуем открыть? Достают свёрнутый листочек и читают стих. Слышна казачья песня фоном.

На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли.

Где жили наши деды, где совершали подвиги они.

Здесь дышится намного легче и свободней,

Любимый ты наш край Донской!

Казачий край, ты край раздольный!

Гордимся мы твоей судьбой!

Что значит для казака – Донской край?

Почему называется Донской край?

Почему говорят Донской край - казачий край?

Ребята, а кто такие казаки?

Какими чертами характера они обладают?

А вы считаете себя казаками?

Какая черта характера у тебя подтверждает, что ты казак?

Воспитатель предлагает переодеться в костюмы казаков. Рассматривают костюмы, называют гусарики, чирики, нагайка…

Исполняется танец «Казаки»

После танца дети с воспитателем садятся кругом. Дети надевают костюмы, исполняют танец.

Основная часть - 15 минут

Задачи2. Актуализировать имеющиеся представления у детей о сказках, пословицах, поговорках, загадках, песнях.

Побуждать детей самостоятельно принимать участие в дискуссии, в прочтении стихов о Донском крае.

В. -Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашей шкатулке? Находим книгу.

В. - Ребята, а как вы думаете, когда не было книг, как передавались пословицы, поговорки, загадки, песни? Д. - Из уст в уста.

В. - Через что пытались передать? Через стихи, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни.

- Что пытался в них отобразить народ?

Д. Они отображали мечты и чаяния вольных казаков о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее.

Воспитатель предлагает почитать детям стихи по желанию о Донском крае. Достаём из шкатулки иллюстрации, на которых изображены лошади.

Рассказ воспитателя, что значит конь для казака - первый друг, товарищ. Просит детей рассказать о пословицах.

В. достает из шкатулки иллюстрацию, на которой изображены лошади. А еще, казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня?

Дети рассказывают пословицы:

Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Казак сам голодает, а конь его сыт.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Дидактическая игра «Дополни слово».

Игровое правило:

Задание. Из шкатулки ребенок достаёт грамоту, в которой исчезли за давностью лет слова, есть начало пословиц, но нет конца. Дети называют слова.

Казак без коня – как соловей …без чего? (песни).

Казак с конем (когда) - …. и ночью, и днем.

Казачьи песни слушать – что… (мед) ложкой кушать.

Казак без атамана…кто? (сирота).

Ветру – поле, а казаку – …что? (воля).

Не ленись казак с плужком, весной будешь… с чем? (пирожком). Там, где дети затрудняются, воспитатель помогает. Дети отвечают на вопросы.

Как передавалось раньше устное народное творчество?

Что в них пытался отобразить народ?

Задача 3: обогатить словарь особенными казачьими словами, которые в наше время немного позабылись.

Рассказ воспитателя о том, что у казаков был свой язык свой говор, который придавал особый колорит их речи. На Дону казаки игривые, а казачки говорливые. На стенде находятся картинки, обозначающие различные предметы. Дети берут картинку и вспоминают забытые слова. Дом-курень, командир-атаман, сапожки-гусарики, полотенце-ручник, туфли-чирики, двор-баз, плетка-нагайка, фартук-запон, котелок-казан, ведро-цибарка, овраг-ерик, сетка для ловли рыбы-бредень. …

При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо!»

Дети слушают и смотрят, сидя на ковре, вступают в обсуждение по ходу рассматривания иллюстраций.

Задача 4. Умение детей слушать. Вызывать желание участвовать в диалоге. Умение логически мыслить. Понимать значимость изучаемого материала. Чувствовать себя частью своей Родины.

В. открывает шкатулку, достает холщовый мешочек. Ребята, послушайте внимательно! Звучит старинная легенда : «Уехал, будто казак на чужбину и долго не возвращался. Полюбились ему края заморские, очерствело, видимо сердце… Послали за ним гонца станичники: «Расскажи ему, как красивы стали наши девушки…» Выслушал их казак – головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: «Спой ему наши песни…». Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего - с пучком чабреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет родная степь, и начал собираться в дорогу.

В. Ребята, как вы думаете, о чем эта легенда?

Что казаку напомнил запах чабреца? Чтоб ответить правильно на вопрос, мы должны собрать это слово из букв. Воспитатель достает буквы из холщевого мешочка. Дети собирают слово: «Родина».

В: Да, он напомнил ему Родину, родной край. Тот уголок, который близок сердцу каждого человека, который родился и вырос на Дону. Это яркий край, богатый своей культурой, своими казачьими песнями и танцами. Мы сегодня много вспомнили и узнали о своем родном крае, о его истории, культуре. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем и ценить свое прошлое.

Дети исполняют танец «Казаки».

Дети слушают, вступают в диалог.

III. Заключительный этап (2 минуты]

Вы молодцы очень много знаете про свой родной Донской край.

Что же вы расскажите своим друзьям?

Вы хотите ещё больше узнать о своей Родине?

Какие места вы бы хотели посетить нашего края? Ответы детей.

В. - Да, чуть было не забыла про шкатулку! В ней работники музея просили на память вам передать камешки, которые собрали на берегу Цимлянского моря. И очень просили раскрасить их по своему желанию и оставить на память о своей Родине.

Дети благодарят за подарки.

Публикации по теме:

Использование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». ФотоотчетИспользование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». Фотоотчет В рамках Городского методического объединения в форме КВЕСТ «Использование инновационных, интерактивных форм в работе с дошкольниками,.

Конспект занятия «Знатоки родного края» (старшая логопедическая группа) Цели: формировать четкое представление о городе, достопримечательностях города, уточнять и расширять представления детей о родном крае,.

Фотоотчёт «Экскурсия в музей пернатых Донского края»Фотоотчёт «Экскурсия в музей пернатых Донского края» Добрый день, коллеги! Разрешите поделиться с вами фото отчетом о посещении Новочеркасского донского музея. Целью нашего посещения являлось.

Конспект игрового занятия «Я и моя семья» (старшая группа) Конспект игрового занятия «Я и моя семья» (старшая группа) Воспитатель: Кузовникова В. А. МДОАУ "Детский сад №18" Актуальность:.

Занятие в подготовительной группе «Волшебство Донского края — солнечная керамика. Семикаракорская роспись»Занятие в подготовительной группе «Волшебство Донского края — солнечная керамика. Семикаракорская роспись» Конспект открытого занятия – по познавательному развитию с использованием ИКТ в подготовительной группе «Волшебство Донского края - солнечная.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Конспект занятия по лепке «Улитка» (старшая группа)Конспект занятия по лепке «Улитка» (старшая группа) Программное содержание: • Расширить и уточнить знания детей об улитке. • Активизировать словарь детей. • Развивать память, моторику.

Фотоотчет «Осеннее творчество детей» (старшая группа)Фотоотчет «Осеннее творчество детей» (старшая группа) Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет детского творчества на тему "Осень" Групповые работы детей старшей группы Лепка "Кукуруза" - пластилин.

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе «Дикие животные родного края» (старшая группа)Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе «Дикие животные родного края» (старшая группа) Тема: «Дикие животные родного края» Возраст:  старшая группа (5 - 6 лет) Цель: Систематизировать знания детей о диких животных. Задачи:.

Конспект занятия «Знакомство детей с травянистым растением донского края-подорожник»Конспект занятия «Знакомство детей с травянистым растением донского края-подорожник» Конспект занятия в образовательной области»Познание» развитие кругозора и позновательно -исследовательской деятельности детей средней группы.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Народное творчество Донского края». Старшая группа (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Короткова Татьяна Васильевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Народное творчество Донского края». Старшая группа
Опубликовано: 12 февраля 2022 в 10:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД