Лучший педагог года

Конспект занятия на тему «Одежда России»

Татьяна Рябыкина
Конспект занятия на тему «Одежда России»

Конспект занятия на тему

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 10 «Золотой ключик»

города Невинномысска

Конспект занятия на тему : «Одежда России»

с обучающимися 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи компенсирующей направленности

(взаимодействие с педагогами)

Составитель конспекта :

Публикация «Конспект занятия на тему „Одежда России“» размещена в разделах

учитель-логопед Т. В. Рябыкина

г. Невинномысск, 2022

Тема: «Одежда России»

Форма проведения: интегрированное занятие.

Тип: информационно - деятельностный, развивающий.

Вид: коррекционно-речевой, познавательный, с элементами опытно-экспериментальной деятельности.

Цель: Расширение и уточнение представлений детей об одежде России.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

Расширять знания о климатических особенностях Ставропольского края, о прошлом нашей страны.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, побуждать к участию в коллективной беседе, работе в команде, диадах, триадах.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность, уверенность в своих силах и умение доводить начатое дело до конца.

Воспитывать уважение к народным традициям.

Познавательное развитие:

Познакомить детей с названиями наиболее распространенными видами тканей и способах их получения.

Развивать умение классифицировать одежду по сезону.

Расширять опытно-экспериментальную деятельность: делать несложные умозаключения, развивать мыслительные операции, умение сравнивать, доказывать, анализировать.

Активизировать психические процессы: слуховое, зрительное внимание, слухоречевую память, речь, внимание и воображение.

Речевое развитие:

Учить отвечать на вопросы; развивать навыки правильного грамматического строя речи.

Активизировать словарь детей на основе углубления знаний об одежде и её пошиве.

Расширить словарный запас: закрепить название частей одежды (подол, рукав, ворот); название ткани (драп, болонья, фетр); видов одежды (рубаха, сарафан, порты, кушак).

Пополнить словарный запас глаголами, прилагательными.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Художественно-этетическое развитие:

Развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников (самостоятельно подбирать элементы узоров к мужской и женской одежде).

Физическое развитие:

Развивать двигательную активность. Чередовать виды деятельности обучающихся.

Приоритетные образовательные области: речевое развитие (коррекция, познавательное развитие.

Предварительная работа: беседа, чтение, рассматривание материала об одежде, изготовление макета книги, пособий, подбор методов и приемов, создание схемы развивающей предметно-пространственной среды (условно).

Методы и приемы:

-наглядные: просмотр короткометражного мультипликационного видео ролика о тканях, показ способов действий, рассматривание предметных картинок;

-словесные: беседа, диалог, объяснение;

-практические: дидактические и подвижные игры, исследовательская деятельность, выкладывание узоров, выстраивание логической цепочки;

-поддержка интереса, детской инициативы, речевой активности и самостоятельности.

-сюрпризный момент

-инновационный: использование ИКТ

Материалы и оборудование: сюрпризная коробка для игры «Да или нет», книга «Одежда России», ноутбук, дидактическая игра «Одежда по сезонам», одноразовые тарелки, салфетки, пипетки на каждого ребенка, стаканчики с водой, мольберт, маркер, три вида ткани для верхней одежды, веревка, колокольчик, платок, предметные картинки с изображением русско-народной одежды и орнамента, русская-народная рубашка и сарафан из фетра и декоративные элементы узора для украшения одежды.

Словарь по теме:

Существительные: одежда, комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, свитер, сарафан, фетр, джинс, мех, кожа, шерсть, лен, хлопок, драп, болонья.

Прилагательные: женская, мужская, детская, праздничная, спортивная, домашняя, зимняя, летняя, демисезонная, верхняя, нижняя; шерстяной, шелковый, фетровый, кожаный, меховой, трикотажный, болоньевый, джинсовый, драповый, льняной, хлопковый, не промокающая, дождливая.

Глаголы: носить, надевать.

Ход

I. Организационный момент

Учитель-логопед, давайте поздороваемся с нашими гостями, подарим хорошее настроение, сделаем комплимент другу с помощью игры: «Похвали соседа» и передадим «шарик настроения» по кругу. (Дети стоят по кругу передают мячик и говорят комплименты про одежду).

II. Психологическая настройка.

Учитель-логопед: ребята, я предлагаю вам узнать, что лежит у меня в коробке. С помощью вопросов, на которые я могу ответить «ДА» или «НЕТ». ( Дети задают вопросы примерного плана: этот предмет тяжелый? Он большой? С ним можно играть? Он мягкий? На все вопросы отвечаю «Да» или «Нет»). Если дети затрудняются, даю подсказку: этот предмет можно почитать (книга). (Фото№1)

III. Ввод в тему (мотивация).

Эта книга называется: «Одежда России». Открывает, а там пустые станицы. Предлагаю заполнить их, кто согласен и хочет собрать книгу, проходите на стульчики, кто нет, можете играть на коврике (дети учатся сами принимать решения, мотивация - собрать книгу). (Фото №2)

(Фото №1 Игра «Да-Нет») (Фото №2 Ввод в тему - мотивация)

IV. «Экспериментальная страница»

Дидактическая игра: «Какая одежда (образование прилагательных от существительных)

Учитель-логопед: Если одежду надевают на праздник, она, какая? (праздничная)

- В какой одежде занимаются спортом? (в спортивной)

- Какую одежду носят мужчины? (мужскую)

- Какую одежду носят женщины? (женскую)

- А дети какую одежду носят? (детскую)

- В Ставропольском крае мы можем с вами наблюдать четыре времени года, кто назовет, правильно, это зима, весна, лето, осень. Давайте распределим одежду по временам года.

На столе лежат два листа один для демисезонной одежды, второй для летней и зимней. Дети распределяют одежду.

Учитель-логопед: Расскажите какая здесь одежда. (летняя, зимняя, демисезонная). Помещаем эту страничку в книгу.

Учитель-логопед: Ребята, вы молодцы, справились.

Скажите из чего шьют одежду? (из ткани).

Просмотр и обсуждение познавательного мультфильма.

Учитель-логопед: кто желает, приглашаю в видео зал для просмотра ролика «История тканей» (просмотр видео).

Учитель-логопед: Так из чего делали ткань? (из травы, из кожи, из шерсти, из хлопка и льна, из кокона шелкопряда). В нашем городе Невинномысске осенью часто идут дожди и поэтому верхнюю одежду нам надо шить из такой ткани, которая бы не промокала. (Фото №3)

Фото №3 просмотр видеоролика «История тканей»)

Практическая экспериментальная деятельность с элементами дивергентного речевого развития «Выберем ткань для наших горожан».

- Приглашаю вас в лабораторию, где мы можем протестировать разные виды ткани и выберем необходимую ткань для дождливой осенней погоды.

Учитель-логопед: первую ткань для теста возьмите драп, (для тех, кто затрудняется вновь называю ткань и демонстрирую ее детям, положите его на салфетку. Ребята, как можно узнать, что ткань не промокает? (ответы детей). Предлагаю проверить версии детей. Капните на драп несколько капель воды из пипетки. Посмотрите, что произошло с тканью (протекла ли вода, промокла ли ткань) Поднимите ткань, обратите внимание на салфетку. Мокрая она или нет? Почему салфетка мокрая? Какой можно сделать вывод: ткань промокла. Драп пропускает воду. Как вы думаете, подходит ли драп для дождливой осенней погоды? (учитель-логопед принимает все ответы детей, версии, если кто сомневается, проверяет вместе с детьми. Хвалит каждого ребенка за выдвинутые идеи).

Подводим итог, что вещи из драпа подходят для холодной осенней погоды, а для дождливой нет. (Фото №4)

(Фото №4 Экспериментальная деятельность)

Учитель-логопед: ставлю минус, на против драповой ткани.

Учитель-логопед: предлагаю протестировать следующую джинсовую ткань (логопед называет ткань и демонстрирует ее детям, как вы думаете, что произойдет с этой тканью, если на нее капнуть водой? Заслушивает предполагаемые версии детей. Предлагаю проверить, положите джинсовую ткань на салфетку, капнете на нее несколько капель воды из пипетки. Провожу беседу: пропускает воду джинсовая ткань? Почему? Что произошло с водой? Какого цвета стала джинсовая ткань? Что произошло с салфеткой? (Дети отвечают на вопросы и делают вывод, что джинсовая ткань меняет цвет, пропускает воду, значит не подходит, для дождливой погоды). Учитель-логопед: ставит минус на против джинсовой ткани.

Учитель-логопед: У нас осталась еще одна ткань. Кто знает, как она называется? (ответы детей). Это болонья. Ее легко отличить от другой ткани, какая она (ответы детей по цвету, свойству - она шуршит, скользит).

Учитель-логопед, прошу детей еще раз повторит название ткани. Теперь возьмите болоньевую ткань, капните на нее несколько капель воды. Что произошло с водой? (Вода не протекла сквозь волокна. Она осталась на ткани. Капли катаются по ткани.). Какой можно сделать вывод, подходит ли болоньевая ткань для одежды в дождливую погоду? Дети делают вывод, что болоньевая ткань не промокает, подходит для верхней одежды горожан в дождливую погоду.

Отметили галочкой на против болоньевой ткани и вставили в книгу лист.

«Страница прошлого»

Ребята, сейчас я вас приглашаю на страничку прошлого. Кто согласен, подходите ко мне. (учим делать самостоятельный выбор детей)

Ребята, мы живем с вами в современном мире, модно одеваемся.

А где мы берем одежду? (ответы детей)

Правильно, одежду покупаем в магазине, шьем, заказываем по интернету.

Ребята, а вы знаете, что раньше не было магазинов, и люди сами шили, ткали для себя одежду.

Одежда Русского народа в старину, была очень простой, удобной и красивой.

Мужской костюм состоял:

- из рубахи (косоворотки)

- из штанов (порты)

- и пояса (кушак) (педагог демонстрирует одежду предметных картинках)

Женский костюм состоял:

- Длинная рубаха в виде трубы – это был сарафан (Педагог демонстрирует на предметных картинках)

Вся одежда украшалась вышивкой, кружевом и пуговицами. Вышивка делала костюм не только красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его от зла и не счастья. (Фото №6)

Вышивку делали в виде орнаментов, узоров. (Фото №7)

Узор вышивали вручную. Узор люди тоже придумывали сами, в основном они учились у природы. Узор – это ритмично повторяющийся рисунок.

Обратите внимание на образец. Узор бывает:

- Геометрический. Ребята, как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей).

- Растительный. Ребята, как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей).

Люди сами, вручную вышивали узоры на своем костюме.

Еще в старину люди любили разные праздники, гуляния, соревнования, песни, пляски. На улицу выходили и взрослые и дети. Люди одевали свои самые красивые наряды и веселились. Такая одежда называлась праздничной.

Физкультминутка. (Фото №5)

Сейчас я вам предлагаю поиграть, в одну Русскую народную игру, которая называется «Жмурки с колокольчиками».

Правила игры- выбирают водящего. Водящему завязывают глаза платком. Игрокам раздаются колокольчики, и водящий должен по звону колокольчика, поймать игрока.

Ребята, сейчас я предлагаю пополнить страницы нашей книги. Мы туда поместим иллюстрации Русского народного костюма, иллюстрации орнамента, и картотеку подвижных Русских народных игр, в которые мы можем играть не только на занятии, но и на прогулке.

(Фото №5 подвижная игра «Жмурки с колокольчиками»)

V. «Страница творческой мастерской» (Фото №6)

Если, кто решит стать на время художниками – модельерами, и самим придумать свой оригинальный орнамент, для Русского народного костюма, проходите в мастерскую. Приглашаю всех в свою творческую мастерскую!

(Дети присаживаются за столы. На фланелеграфе образцы украшенной одежды, сарафан и рубаха).

Ну что, уважаемые модельеры, перед вами на столе, лежат выкройки сарафанов и рубах с белой тесьмой, которую вы будете украшать орнаментом. Все необходимое, вы найдете на тарелочке, которая находиться перед вами (ленты, тесьма, бисер, кружево).

Вы можете воспользоваться моими образцами, а можете придумать узор сами. Можно приступать.

Во время украшения одежды, педагог рассказывает о значении красного и золотого цвета в Русском народном костюме. Педагог закрепляет детали одежды (подол, рукав, ворот и т. д.)

«Главная роль в Русском народном костюме, принадлежит красному цвету. Красный цвет ассоциируется с праздником, весельем, победой. И не случайно, мы можем услышать такие слова, как: «Красная девица», «Красный молодец», «Красная площадь», «Весна- красна».

На всех праздниках, гуляниях, было принято одевать одежду красного цвета.

Народный костюм – это язык народа.

Очень часто в Русском народном костюме использовался золотой цвет. Золотой, как и красный обозначает свет, солнце, процветание, богатство, добро и благополучие. Это цвет огня и солнца.

Невесты на свадьбу обязательно надевали ярко-красный сарафан».

По окончанию занятия педагог предлагает отдать эскизы швее, чтобы для ребят сшили такие костюмы на праздник «Масленица».

Ребята, сейчас я предлагаю пополнить страницы нашей книги, и поместить в нее эскизы наших костюмов, которые мы с вами сделали.

(Фото №6 «Украшение русско-народных костюмов»)

VI. Рефлексия.

Беседа о чувствах детей на занятии (какое настроение было при проведении опытов в выборе тканей для горожан в дождливую осеннюю погоду, запомнили ли они, как называлась эта ткань (болонья). Вспомните, пожалуйста, строение рубахи. Все ли у вас получилось, что запомнилось и понравилось больше всего. Что вы узнали нового и интересного? (ответы детей).

Ребята, посмотрите, какая интересная и красочная книга у нас получилась!

Но в нашей книге остались еще пустые страницы! Что будем делать с ними? (ответы детей).

Я согласна с вами пополнять. Лексическая тема следующей недели будет называться «Обувь. Головные уборы» Я предлагаю украсить пустые страницы, новой, интересной информацией именно по этим темам.

Теперь мы можем показать и рассказать о нашей книге детям младшего возраста.

Ребята, вы такие молодцы, со всеми заданиями справились замечательно, все решения принимали совместно, выслушивали каждого участника группы. Совместно собрали такую ценную и интересную книгу «Одежда России»

Публикации по теме:

Дидактические игры на тему «Одежда» для детей 3–5 лет Дидактические игры для детей 3-5 лет 1. «Уложим куклу спать» Цель: познакомить с предметами одежды, ее деталями, рисунком, цветом. Оборудование:.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Флаг России»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Флаг России» Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество. Образовательные задачи: дать знания о государственном флаге,.

Конспект НОД во второй младшей группе на тему «Одежда»Конспект НОД во второй младшей группе на тему «Одежда» .

Конспект занятия для младшего дошкольного возраста «Одежда»Конспект занятия для младшего дошкольного возраста «Одежда» ЦЕЛЬ: Знакомить детей с предметами одежды, учить последовательности одевания на прогулку. Планируемый результат: Дети проявляют интерес.

Конспект занятия «Зимняя одежда» для младших дошкольниковКонспект занятия «Зимняя одежда» для младших дошкольников Конспект занятия «Одежда зимняя» Цель: организация деятельности детей по активизации словаря в процессе систематизации знаний по теме.

Конспект занятия по окружающему миру «Одежда» в подготовительной группе Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Одежда». В подготовительной группе Приоритетная область: познание. В интеграции: коммуникация,.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «12 июня — День России»Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «12 июня — День России» Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в средней группе. Тема: «12 июня - День России» Цель: Воспитывать и формировать чувство.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия на тему «Одежда России» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Рябыкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия на тему «Одежда России»
Опубликовано: 9 декабря 2023 в 20:11
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД