МААМ-картинки

Конспект занятия «Кухонная утварь наших предков»

Пьянкова Любовь
Конспект занятия «Кухонная утварь наших предков»

Конспект занятия : Кухонная утварь наших предков.

Основная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тема: Кухонная утварь наших предков

Возраст: 6-7 лет

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Программное содержание:

Публикация «Конспект занятия „Кухонная утварь наших предков“» размещена в разделах

Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи в давние времена.

формировать образную речь: знакомство со значением незнакомых слов: «бабий кут», ухват, коромысло…

Развивать речь детей, активизировать её словами: «бабий кут», русская печь, ухват, кочерга, чугунок, туесок, ушат, крынка и т. д…

Закреплять навыки аккуратной работы с глиной

Совершенствовать умение понимать смысл образных выражений (пословицы, поговорки)и загадок

Развивать интерес к старинным играм, и забавам.

Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Развивать творчество в изготовлении и украшении посуды из глины.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта,

Посещение музея «Русская изба»

Рассматривание альбома «кухонная утварь»

Разучивание пословиц, поговорок, загадок, физкультминуток.

Чтение русских народных сказок.

Методы ОД:

Наглядный: презентация «Кухонная утварь наших предков».

Словесный: объяснение, рассказ.

Практический: изготовление посуды наших предков из глины.

Технологическая карта занятия :

мультимедийная установка, ноутбук

презентация «Кухонная утварь наших предков»

глина, стеки, краски. Горох, бисер для украшения

Форма проведения:

Ход деятельности:

Ребята, сегодня мы с вами, отправимся в путешествие в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок,

по дорожке, на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

(клубочек катиться, дети идут следом за ним, подходят к экрану, воспитатель предлагает удобно разместиться на стульчиках перед ним, звучит музыка песни «В гостях у сказки…»)

- Знакомые позывные в гости к сказке. Она то и подскажет нам цель нашего путешествия, ведь, как известно: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

-Предлагаю вам мои загадки, они то и будут подсказкой:

С пылу с жару из печи,

Ни минуты не молчит –

По тропинке катится

Подвигами хвалится.

Кто это?. Колобок

-В чаще темной заблудилась

И в избушке поселилась

У медведя на свой страх

Пожила она в гостях.

Наша девочка с хитринкой -

Забралась она в корзинку.

За плечами у медведя

С пирожками вместе едет.

Как смешно на них смотреть -

Это (Маша и медведь)

-Из крупы или зерна

Сварит повар каждый,

А солдат из топора

Даже сварит кашу

- Верно, это сказка «Каша из топора».

А напомнила я про них не случайно, потому что все эти сказки кулинарные, ведь в каждой из них умело, со знанием дела, готовилось какое-либо блюдо: колобок, пирожки, каша… для изготовления которых, наши сказочные герои использовали что? (посуду)

-Да, посуду. Как вы думаете какую? (ответы детей)

-Какими разными были ваши ответы, в чем то вы были правы, в чем то нет. Для того, чтобы вы смогли правильно ответить на этот не простой вопрос, мы и отправимся в наше путешествие в мир не просто посуды, а кухонной утвари наших предков.

-Что же такое утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища.

-В путь….

Презентация «Кухонная утварь наших предков»

1сдайд (печь)

Ставеньки узорные

Тонкая резьба

До чего просторная

Русская изба

В старину говорили «Не красна изба углами, а красна пирогами» и сегодня наше путешествие к печке русской.

Русская Печка, Русская Печка!

Нет в добром доме теплее местечка!

Рук неустанных и щедрых творение -

Предкам великим благодарение!

Она была в каждой избе. Её ласково называли печь - матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.

- Дети, кто помнит пословицы и поговорки о печке?

-Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

-Что есть в печи, все на стол мечи.

-У холодной печи не согреешься.

-Мала печка, да тепленька.

-Кто толчёт, тот и хлеб печёт.

2 слайд (женский уголок)

- Молодцы! Давайте подойдем поближе к печи. Это место называлось «Бабий кут» - женский уголок, где женщина была полной хозяйкой. Здесь всё было приспособлено для приготовления пищи и хранения кухонной утвари.

3 слайд (чугунок)

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)

Какое интересное слово – чугунок. Это сосуд из чугуна

Он не заменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Чугунная посуда сохраняет высокую температуру после нагрева. Это способствует тому, что продукты не просто нагреваются, но и томятся. Это позволяет сохранять полезные вкусовые свойства блюда. В чугунке и кашу варят, и картошку, и щи. А вкусно как! Ни в какой кастрюле такой вкуснятины не сваришь! Как поставить чугунок в печь?

4 слайд (ухват)

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Черный конь

Скачет в огонь. (Кочерга)

Ухват представляет собою разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке. До поры до времени ютятся в темном подпечке кочерга, ухваты, хлебные лопаты и сковородник, распустив веером концы рукояток. Когда топится печь и готовится обед, они должны быть всегда у хозяйки под рукой.

- Ох и трудная это работа - ставить и вынимать чугунок из печи…

(предлагаю детям, чередуясь, ставить и вынимать чугунок из импровизированной печи)

- Молодцы! Продолжаем путешествие!

5 слайд (крынка)

А рядом с чугунком в уже протопленной печи русской можно увидеть крынку, сделанную из глины, обожженной на огне. В ней готовили топлёное молоко. Наливали молоко в глиняные крынки и ставили в истопленную печь на целый день. К вечеру хорошо истомившееся в теплой печи, «упревшее» молочко было готово к употреблении.

А утром молоко из крынки,

Встречала дружная семья.

И треть стакана были сливки,

Хоть ложку ставь на те края.

В крынках а так же в глиняных горшках из обожженной глины не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

6 слайд (коромысло)

Не было в избе водопровода и воду носили в деревянных ведрах

За водой идут - Песни звонкие поют.

А обратно идут - Слёзы льют

И помогало хозяйке – коромысло, с ним нести воду было сподручнее и легче

Хозяйка носила воду с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло.

Держит ведра. (коромысло)

7 слайд (ушата)

Раньше, как таз деревянный,

Служил людям постоянно,

Были ручки для захвата

У старинного (ушата)

В нем хозяйка мыла посуду, урожай с огорода…

8 слайд (лукошко)

«Солнышко покажись!

Красное снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко, грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко, зеленого горошка».

Здесь же стояли разного размера туеса, корзины и лукошки.

Берестяные туеса изготавливали из коры берёзы–бересты. А корзины плели не только из лозы как сейчас это делают, а из лыка, как наше лукошко. Лыко – нижняя часть коры дерева, подкорный слой.

С этими предметами ходили в лес за ягодами, грибами и, просушив собранное, хранили в них.

9 слайд (кадушка-бочонок)

Рядом с лукошком стоит бочонок, выдолбленный из ствола дерева. В бочонках солили грибы, хранили мед, заводили квашню (тесто). Это самая универсальная посуда. А были ещё у крестьян большие бочки (кадушки) из деревянных досок для квашения капусты, огурцов.

10 слайд (самовар)

Рядом с печью на лавке стоял и самовар. Когда закипит чай, его переносили на стол и угощались ароматным травяным чаем с баранками.

Настоящие самовары, которыми пользовались наши прабабушки, нагревали воду с помощью щепок и еловых шишек, которые горели внутри самовара в жаровой трубе при этом и нагревали воду до кипения.

Физминутка:

Само – само – самовар, на столе красуется

Дышит так, что виден пар - дед им всё любуется. (руки на пояс, повороты)

Сапогом его качай, ох, как разгорается,

Само – самоварит чай, жаром обливается. (приседание)

Пых – пыхтит как паровоз, ждём мы с нетерпением. (вдох, выдох)

Сушки дед вчера принёс – С чаем – наслаждение! (показать сушки)

Чашки ставим, блюдца тоже, чай душистый в них налит. (чашка кулак, блюдце ладошка)

В самоваре все похожи – В отраженье дед глядит. (смотрим друг на друга)

Взяли в руки все по блюдцу, только надо остудить. (показали ладонь)

Ах! Из самовара сладко, чай с баранками нам пить. (подули на ладонь)

11 слайд (ложка)

А теперь перейдем к столу. Что кроме самовара мы увидим на столе?

Если люди за столом не зевают,

Этой штукой пищу ловко хватают,

Этой штукой борщ умело хлебают,

Тех на работу всегда нанимают.

(Ложка)

У нас здесь разные расписные ложки. Сделаны они умельцами из дерева и расписаны с любовью художниками.

12 слайд (посуда из дерева)

Деревянная посуда была представлена в каждом доме, независимо от достатка его обитателей. Из деревянных мисок ели, как князья, так и простые крестьяне. Были и деревянные миски, которые отличались по своей глубине и диаметру. Напитки наливали в деревянные чарки.

Деревянные ложки были разными по форме и отделки в зависимости от предназначения. Всего видов деревянных ложек насчитывалось около четырех десятков.

На столе мы видим также деревянные тарелки, чашки, миски.

- Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а нашему путешествию подошел конец!

Вот и закончилось наше путешествие в «Бабий кут».

-Что это за место в избе?

-Что хранилось в этом месте?

- О чем вы запомнили?

(воспитатель задает вопросы по перечисленным предметам кухонной утвари)

- А сейчас, в конце нашего путешествия предлагаю, проявить свои умения и фантазию и вылепить из глины посуду а затем украсить ее на свой вкус.

Работа детей:

- Молодцы, дети, вы постарались, ваши изделия из пластилина займут достойное место в нашем мини – музее «Русская изба».

Под русскую народную музыку дети рассматривают изготовленные поделки и делятся впечатлениями. Детям очень понравилось узнать новые слова русской старины, предметы кухонной утвари.

Публикации по теме:

«Ратные подвиги предков» (детская творческая работа)«Ратные подвиги предков» (детская творческая работа) Разрешите представить нашу с дочкой-школьницей совместную работу на конкурс "След войны в моей семье" (2014 год).. Среди моих родных.

Экскурсия в Борский краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Старинный уклад жизни наших предков» (фотоотчет)Экскурсия в Борский краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Старинный уклад жизни наших предков» (фотоотчет) «Экскурсия в Борский краеведческий музей «Знакомство с экспозицией: Старинный уклад жизни наших предков». Фотоотчет. Цель: Посетить музей,.

Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал»Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал» Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом – Южный Урал» Игра является ведущей деятельностью детей.

Дидактическое пособие «Книжка-раскладушка «Русская народная утварь»Дидактическое пособие «Книжка-раскладушка «Русская народная утварь» Идея создания этого пособия возникла после чтения детям "Федорино горе" К. И. Чуковского. "Загляни-ка ты в ушат - тараканы там кишат. Загляни-ка.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Осень. Деревья в наших лесах, парках»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Осень. Деревья в наших лесах, парках» Тема: «Осень. Деревья в наших лесах, парках. Заучивание стихотворения И. Михайловой «Как обидно». Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект НОД по рисованию «Банная утварь» в рамках проекта «Русская баня»Конспект НОД по рисованию «Банная утварь» в рамках проекта «Русская баня» Цель: формирование умения отражать в рисунке впечатления, полученные в ходе совместной образовательной деятельности с педагогом. Задачи:.

Конспект занятия по развитию речи «Мамин праздник. Профессии наших мам» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Профессии». Расширение представлений о важности труда взрослых.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные наших лесов» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Дикие животные наших лесов.» Цель: Углублять знания детей о диких животных.

Консультация «Мудрость предков» Пословица – народное изречение, имеющее поучительный смысл. Поговорка – образное выражение, которое не имеет обобщающего смысла. Пословицы.

Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». ФотоотчетЭкскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет. Дети подготовительной группы посетили краеведческий музей. Где детям была.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Кухонная утварь наших предков» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Пьянкова Любовь на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Кухонная утварь наших предков»
Опубликовано: 13 июля 2022 в 13:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД