Лучший педагог года

Конспект занятия кружка во второй младшей группе «Русская изба»

Любовь Григорьева
Конспект занятия кружка во второй младшей группе «Русская изба»

Цель:

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, кочерга, посуда, коромысло, зыбка, ухват) Развивающие:

1. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).

2. Развивать связную монологическую речь

Воспитательные:

Публикация «Конспект занятия кружка во второй младшей группе „Русская изба“» размещена в разделах

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Методы и приёмы:

Словесные: (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные: (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей);

Практические: (дидактическая «Что было, что стало).

Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (сундук, стол, старинная посуда, утюг, керосиновая лампа, самовар и т. д.); блюдечко с яблочком, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; русский народный костюм для воспитателя; музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Хозяюшка: Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас. Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».

Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.

Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!

Хозяюшка: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне.

Ребята, сегодня я вам расскажу о русской избе, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.

Хозяюшка: Вот наша изба. СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

Хозяюшка: А строили её, так! Шёл хозяин к соседям и звал на помощь, собиралось народу много и начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен. Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

Хозяюшка: Давайте войдем в избу, да посмотрим, что в ней есть?

СЛАЙД 3

Хозяюшка: Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете, почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

В избе всегда считали святыми 3 места: СЛАЙД 4

Красный угол. В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол - самое почётное место в доме. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Хозяюшка: А вы знаете, что было главным в избе? СЛАЙД 5

Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Печь – без печи хата не хата. Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться.

Хозяюшка: Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Как вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»? (Ответы детей) Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье. СЛАЙД 6

Хозяюшка: Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать СЛАЙД 7

Вот он хлебушек душистый,

Вот он тёплый, золотистый.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Стол – это «божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска» - так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом. СЛАЙД 8

Хозяюшка: Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло. Ведь, не удобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло. СЛАЙД 9

Хозяюшка: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. СЛАЙД 10

Хозяюшка: Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе. (достаёт шкатулку с загадками). СЛАЙД 11

1. Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

(печь)

2. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт.

(ухват).

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.)

3. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит… (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

4. Чёрный конь,

Скачет в огонь.

(кочерга)

5. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…

(самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

6. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вёдра…

(коромысло).

Специальное приспособление, на котором носили вёдра с водой.

7. Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложка.

(стол)

8. Сама не ест,

А людей кормит.

(ложка).

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

9. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят…

(лапти).

Хозяюшка: Гости, вам понравились загадки? Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди. Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»

1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

5. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Хозяюшка: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа. Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.

Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»

Хозяюшка: Ну, что, гости, понравилось вам у меня в гостях? Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас пряники испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.

Хозяюшка: Всем спасибо за вниманье,

За игру, за звонкий смех.

Говорю Вам: «До свидания!

Снова в гости жду я всех!»

Литература:

1. Аникин, В. П. русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., 1957.

2. Лаврентьева, Л. С. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор» / Л. С. Лаврентьева.

3. Раппопорт, П. А. «Древнерусское жилице».

4. Тихонова, М. Н., Смирнова, М. С. «Красная изба», С. – П., 2000г.

5. Тихонова, А. Ю. «Фольклор народов среднего Поволжья»: хрестоматия / А. Ю. Тихонова. – Ульяновск : ИПК ПРО, 2003. –

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии кружка кружка «Песочная мозайка» во второй младшей группе «Сказка на песке «Репка»Фотоотчет о занятии кружка кружка «Песочная мозайка» во второй младшей группе «Сказка на песке «Репка» Создание в песочнице сюжета по мотивам русской народной сказки «Репка». Использование дополнительного материала (настольный театр на каждого.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект НОД по ИЗО «Русская изба»Конспект НОД по ИЗО «Русская изба» Конспект НОД по изо "Русская изба" Цель: знакомство дошкольников с условиями жизни и бытом русского народа. Задачи: Образовательные  .

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Конспект НОД «Русская изба».Конспект НОД «Русская изба». Конспект НОД "Русская изба". Программное содержание: • Продолжить знакомство детей с традициями русского народа, рассматривание русской.

Конспект ООД по речевому развитию во второй младшей группе «Русская матрёшка»Конспект ООД по речевому развитию во второй младшей группе «Русская матрёшка» Тема:Русская матрёшка Интеграция: художественно-эстетическое развитие Программные задачи: 1. Формировать умение рассматривать матрёшку,.

Конспект занятия «Знакомство с песком» в рамках кружка «Песочная мозаика» для детей второй младшей группыКонспект занятия «Знакомство с песком» в рамках кружка «Песочная мозаика» для детей второй младшей группы Цель: Формирование у детей творческого потенциала с помощью нетрадиционной техники изобразительной деятельности песочной живописи. Воспитание.

Макет «Русская изба» в средней группеМакет «Русская изба» в средней группе Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи. именно с этой целью мной был подготовлен.

Мини-музей «Русская изба» в группеМини-музей «Русская изба» в группе Россия - наша Родина. Мы должны научить детей любить ее, гордиться своей страной. С самого раннего детсва малышей необходимо приобщать к.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия кружка во второй младшей группе «Русская изба» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Любовь Григорьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия кружка во второй младшей группе «Русская изба»
Опубликовано: 22 сентября 2021 в 06:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД