МААМ-картинки

Конспект занятия для старшей группы «Казаки — заядлые рыбаки»

Алла Громадина
Конспект занятия для старшей группы «Казаки — заядлые рыбаки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад первой категории «Колокольчик».

Конспект занятия для старшей группы

Раздел «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (региональный компонент).

Тема: «Казаки – заядлые рыбаки».

Номинация: разработки занятий, воспитательных мероприятий экологической направленности «Зелёный дом».

Автор – составитель: Громадина А. А.

Май 2018 год.

Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Казаки — заядлые рыбаки“» размещена в разделах

Конспект занятия для старшей группы «Основное занятие казаков - рыболовство»

Цель: знакомство с одним из основных видов деятельности казаков – рыболовством.

Задачи:

формировать представление о том, как жили наши предки;

развивать познавательный интерес к образу жизни и основным занятиям казаков;

расширять словарный запас детей; дать понятие новых слов, употребляемых в речи казаков;

развивать логическое мышление, воображение, связную речь;

воспитывать любовь и уважение к родному краю, людям, окружающей природе

Ход занятия.

1. Рассказ воспитателя.

Воспитатель. Ребята, а знаете ли вы, как богаты и плодородны донские степи, река Дон. В этих краях жили наши предки – донские казаки.

Показ слайдов №1 - №3.

Воспитатель. Давайте мы с вами вспомним, чем же занимались наши предки – казаки?

2. Игра «Подкова»

Дети: Охота, пчеловодство, земледелие, виноградарство, рыболовство, лозоплетение.

Показ слайдов №4 - №9.

Воспитатель. Одним из основных занятий было рыболовство. Рыба была вторым хлебом казаков. В реке Дон ее было достаточно, да еще она приходила из Азовского моря для метания икры. В «былые времена» в Дону ловились: осетры, стерлядь, карп, лещи, сельдь, окуни и много другой рыбы. Казаки солили и вялили ее, употребляли в пищу или обменивали на хлеб. Казаки очень любили варить щарбу (уху).

Показ слайдов №10 - №14.

3. Дидактическая игра «Найди рыбу, которую я назову»

( Картинки: щука, ерш, судак, осетр, окунь, селёдка, лещ, карп).

Воспитатель. У казаков были свои названия рыб, например, всю рыбу они называли кругляк, судака – сулой, крупного леща – чебаком, а окуня – чекамасом.

Вопросы

Ребята, а как вы думаете, почему у щуки зеленая чешуя с темными полосками?

Чем ерш отличается от других рыб? (у него очень острые плавники).

Все рыбы очень интересны и уникальны, но что же объединяет всех рыб? (они живут в воде).

Чем рыбы отличаются от животных? (плавники, жабры).

Рыба живое существо? (ответы).

Почему вы так думаете? Докажите.

Детёныши рыб появляются из …

Как их называют?

Кто знает, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит?

4. Физкультминутка. «Рыбки».

Рыбки плавали, ныряли

Плавное, попеременное поворачивание кистей рук вверх-вниз

И плескались на воде

Резкое движение рук вверх - вниз

То сойдутся, разойдутся

Движение рук навстречу и от себя

То зароются в песке

Круговые вращательные движения руками перед грудью

5. Беседа с детьми.

Воспитатель. Как в настоящее время люди используют рыбу? (употребляют в пищу, в ней много витаминов; очень полезным пищевым продуктом является икра многих рыб; из костей рыб вырабатывают костную муку – удобрения из рыбы, также производят консервы для животных, а аквариумные рыбки радуют человека).

Показ слайдов №15 – №17.

Чем ловят рыбу? (удочками, сетями и другими приспособлениями).

Воспитатель. Вот и казаки ловили рыбу с помощью удочек, бредней, переметов, сапеток. Выходили на рыбалку на самодельных лодках - каюках, долбленных из цельного ствола дерева, чаще вербы. Они были неустойчивы и тяжелы. Управлять ими было непросто. Гребли в лодке - каюке одним веслом. Леску делали из нитей льна или конского волоса. Удочки были похожи на современные, но проще и грубее. Перемет состоял из длинной бечевы, на которой на определенном расстоянии подвешивались крючки с приманкой. Перемет растягивался поперек водоема. Бредень – небольшая двуручная сеть с сетчатым мешком посередине. Два рыбака тащат бредень вдоль берега. Обычно бреднем ловили вечером или ночью (рассматривание картинок). Сапетка плелась из краснотала (вербы) в виде цилиндрической широкой корзины без дна. Зимой молодежь часто глушила рыбу, идя с топором и ударяя время от времени по прозрачному льду. Оглушенная рыба всплывала к верху брюхом – ее вылавливали.

Показ слайдов №18 - 20.

6. Игра «Рыбаки».

7. Отгадывание загадок.

1. Блещет в речке чистой спинкой серебристой.

2. Вильнет хвостом, туда-сюда и нет ее, и нет следа.

3. В воде жива, на суше мертва.

4. У родителей и деток вся одежда из монеток.

Воспитатель. Правильно, ребята, это загадки о рыбах. Ну что же казачата наловили нам рыбы, а маленькие казачки сейчас нам сварят щарбу, но прежде чем варить уху, что нужно сделать? (Ответы детей)

Девочки варят уху.

8. Трапеза по казачьи.

Воспитатель. В старину казаки ели из одного чугунка, черпали по очереди, сначала самый взрослый, а потом уже по старшинству. А если кто – то без очереди, тому по лбу ложкой щёлкали.

Показ слайдов №21.

Вот так в старину казаки занимались рыболовством, и сейчас люди ловят рыбу в Дону, но чтобы сохранить рыбу существуют правила ловли. Какие правила вы знаете? (Ответы детей)

Показ слайдов №22 – №25.

Воспитатель. Правильно. А ещё самое главное правило, не загрязнять наши водоёмы, в которых живёт рыба.

Как загрязняются водоёмы, кто может ответить. (Ответы детей).

9. Итог занятия.

Воспитатель. Наше занятие закончилось, и я хотела бы, чтобы вы назвали основное занятие казаков, о котором мы сегодня говорили.

Какая рыба водится в Дону?

Какую пользу приносит рыба человеку?

Чем ловили рыбу казаки?

Какие правила охраны рыбы вы знаете?

В конце занятия проводится игра «Ловля рыбы».

Дети делятся на две группы (рыболовы – их меньше, рыбы – больше). Происходит разговор.

Рыбы: Что вы вяжете?

Рыболовы: Невод.

Рыбы: Что будете ловить?

Рыболовы: Рыбу.

Рыбы: Какую?

Рыболовы: Щуку.

Рыбы: Ловите!

Рыболовы догоняют рыбу, каждый раз называется новая рыба.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Рыбаки» с детьми младшей разновозрастной группыКонспект НОД «Рыбаки» с детьми младшей разновозрастной группы Интеграция образовательных областей. «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект занятия для второй младшей группы с использованием блоков Дьёнеша «Рыбаки-ребятки» Конспект открытого сюжетно-игрового занятия с использованием логических блоков Дьёнеша для 2 младшей группы «Рыбаки –ребятки» Цель: Учить.

Фотоотчет музыкально-тематического занятия «Как казаки письмо Екатерине писали»Фотоотчет музыкально-тематического занятия «Как казаки письмо Екатерине писали» Фотоотчет музыкально-тематического занятия «Как казаки письмо Екатерине писали» Дети – цветы жизни. Красивая фраза, которой прользуются.

Конспект беседы с детьми средней группы «Кубанские казаки и их одежда»Конспект беседы с детьми средней группы «Кубанские казаки и их одежда» Конспект беседы с детьми средней группы «Кубанские казаки и их одежда» Цель: Познакомить детей с кубанскими казаками и их одеждой. Развивать.

Конспект интегрированного занятия «Святки» для старшей группы Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная. Цели: приобщение к.

Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа)Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа) Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе.

Конспект НОД «Мы донские казаки, дети гордой Дон-реки»Конспект НОД «Мы донские казаки, дети гордой Дон-реки» Цель: Формирование знаний о казачестве, его самобытности, культуре, традициях, о специфике воспитания детей в казачьей семье. Задачи:.

Конспект занятия по ИЗО для старшей группы «Моя любимая кошка»Конспект занятия по ИЗО для старшей группы «Моя любимая кошка» Программные задачи: 1. Образовательные - расширять знания о домашних животных; - учить детей в рисунке передавать знакомый образ домашнего.

Конспект занятия по ИЗО для старшей группы «Воробышек»Конспект занятия по ИЗО для старшей группы «Воробышек» Цель: формирование обобщённого представления о внешнем облике птицы. Программные задачи: 1. Образовательные • закрепить знания детей об.

Танец «Рыбаки и рыбки»Танец «Рыбаки и рыбки» Танец «Рыбаки и рыбки»(под песню «Золотая рыбка» муз. С. Крупа-Шушариной, сл. К. Бальмонта) Наш детский сад называется "Золотая рыбка".

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия для старшей группы «Казаки — заядлые рыбаки» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алла Громадина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия для старшей группы «Казаки — заядлые рыбаки»
Опубликовано: 4 ноября 2021 в 20:11
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД