Лучший педагог года

Конспект занятия «Русский национальный костюм» для средней группы

Марина Демидова
Конспект занятия «Русский национальный костюм» для средней группы

Конспект занятия для средней группы «Русский национальный костюм».

Марина Демидова

Занятие в средней группе по знакомству с русским костюмом. «Русский национальный костюм»

Публикация «Конспект занятия „Русский национальный костюм“ для средней группы» размещена в разделах

Интегрированные образовательные области «Познание»

• «Коммуникация

«Социализация»

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»

Виды деятельности

• Игровая

• Коммуникативная

• Познавательная

• Продуктивная

• Чтение

Цель: Знакомство с русским костюмом.

Программные задачи

Образовательные:

• Познакомить детей с бытом и традициями русского народа.

• Продолжать рассказывать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма.

Развивающие:

• Расширять кругозор, развивать любознательность, внимание, сосредоточенность при выполнении кинезиологического упражнения (физминутка, мелкую моторику рук

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к прошлому русского народа.

• Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с гостями.

Словарная работа:

• Обогащать и активизировать словарь детей. (Сарафан, кокошник, лапти, орнамент, сударыня, сударь, россичи, хлебосольный)

Материал:

Две куклы в русских национальных костюмах : сарафанах и рубахах, кокошниках, лаптях, поясах.

Карточки с орнаментами.

Тексты загадок, поговорок.

Материал для работы с «изонитью».

Книги с русскими народными сказками.

Костюмы русской национальной одежды : сарафан, рубаха, кокошник, лапти, пояс.

Ход.

Воспитатель. Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)

Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.

- Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?

- Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.

Дети: Откуда вы пришли, гости дорогие?

Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.

Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора.

Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а к мужчин– «сударь».

Воспитатель. Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.

Дети. Как вас звать сударыня и сударь?

Куклы. Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна, а моего братца - Иванушка.

Воспитатель: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?

Дети. Красивые, ласковые, нежные, добрые.

Воспитатель. Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.

-Какого цвета у них волосы? (светло-русые)

-Какого цвета кожа? (светло-розовая, белая)

-А какие глаза? (голубые, небесные)

Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые.

Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

Дети: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах – лапоточки плетенные. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.

Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор – кокошник. (Показ уборов бумажных, а затем на портретах женщин).

Воспитатель: Во что же одет Иванушка?

Дети: В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым.

Куклы: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

Например: (показ и рассматривание иллюстраций)

знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.

-На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.

-Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.

-Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:

Красный – благополучие, (хорошую жизнь)

Желтый – тепло и ласку,

Синий – радость,

Черный – богатство.

Воспитатель: Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета.

(Рассматривают костюмы)

Воспитатель: Давайте с вами попробуем вышить узоры из русского орнамента при помощи волшебной ниточки. (Работа за столами)

Физминутка: Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)

Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)

А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)

И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук).

Воспитатель: А теперь, давайте поиграем в игру «НАЙДИ И ПОКАЖИ». Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной одежде, кто отгадает, показывает одежду.

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовется (Сарафан)

Он украшает голову, на цветок похож.

Весь расшит узорами, уж очень он хорош.

А зовут такой убор (Кокошник)

Что же это за одежда:

С четырьмя отверстиями.

В одно входишь,

А в три выходишь. (Рубаха)

Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди

И плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали,

Их веревкой привязали. (Лапти)

Воспитатель: О русских девицах-красавицах сказки сочиняли, стихи, песни слагали. Купцы заморские, говорили о русском народе, что он хорош собой, храбрый и справедливый, любит добротные вещи, а в людях ценит умение и храбрость. Русские люди самые хлебосольные.

Ребята, вы запомнили, какие русские люди? (люди русские храбрые, сильные, красивые.)

Воспитатель: А вы знаете, что значит слово «хлебосольные»?

(На Руси дорогих гостей встречали и угощали хлебом и солью, поэтому и стали говорить, что люди русские хлебосольные, значит гостеприимные.)

Да и сам русский народ отмечал свои характерные черты. Послушайте пословицы:

-Русский человек хлеб – соль водит.

-Русский человек – добрый человек.

-Русскийкрепок на трех сваях : авось, небось, да как-нибудь.

русского мужика нет лучше друга, чем печь.

Воспитатель: Как выдумаете, почему так говорят, что «нет лучше друга, чем печь»? (люди любили поваляться на печи, погреться, иногда полениться).

Воспитатель: Да, ребята, в русском характере встречаются не только хорошие черты, есть и отрицательные, например лень.

Свою жизнь, черты характера русский народ отражал в сказках.

Воспитатель: Посмотрите на нашу выставку книг и вспомните, в каких сказках высмеивается лень, жадность, зависть?

(«По щучьему велению», «Крошечка –Хаврошечка», «Привередница», «Про Иванушку дурочка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса – лапотница».)

Воспитатель: В характере русского человека всегда отмечали такие черты как веселость, жизнерадостность. Да, на самом деле, любят люди повеселиться, поэтому придумывали различные игры.

Воспитатель: Какие русские народные игры вы знаете?

(Ловишка, Гуси-гуси, У медведя во бору,Петух, Колпачок, Наш платочек голубой.)

Воспитатель: А вам известна игра «Заря»?

Это тоже русская народная игра. Давайте с нашими гостями поиграем в эту игру. Для игры выберем водящего русской народной считалкой «Кафтан».

У Ивана три кафтана:

Красный, белый, голубой,

У Ивана три кафтана,

Выбирай себе любой.

(дети выбирают водящего и играют в русскую народную игру «ЗАРЯ»)

Заря – зарница,

Красная девица.

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые.

За водой пошла.

Воспитатель: А теперь, попрощайтесь с гостями, им пора возвращаться, но они непременно к нам еще заглянут и проверят, узнали ли вы что-нибудь новое о русском человеке, о традициях нашего народа.

Публикации по теме:

Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм»Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм» Перед вами - черно-белые раскраски, но по мотивам русского народного костюма! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных.

Дидактическая игра «Одень кукол в национальный костюм» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Одень кукол в национальный костюм» для детей старшего дошкольного возраста Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Так знакомство с костюмами русского, калмыцкого.

Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть третья «Адыгейский национальный костюм»Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть третья «Адыгейский национальный костюм» Приятного дня, дорогие друзья! Продолжаю фоторепортаж с "Большого фестиваля адыгской культуры". Представляю Вашему вниманию третью часть,.

Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм»Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм» Учитывая, что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, педагогическим.

Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии»Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

Фотоотчет «Русский народный костюм»Фотоотчет «Русский народный костюм» В нашем детском саду мы стараемся уделять большое внимание истокам русской культуры. Огромное значение в сознании дошкольников имеет изучение.

Лэпбук «Белорусский национальный костюм»Лэпбук «Белорусский национальный костюм» Лэпбук - "мини-энциклопедия" в которой собрана разнообразная информация на определенную тему. Для знакомства воспитанников с особенностями.

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) ПРОЕКТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ БУРЯТСКОГО НАРОДА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ) Бурятский национальный костюм. Автор проекта: учитель.

Развлечение для детей средней группы «Русский чай»Развлечение для детей средней группы «Русский чай» Развлечение для детей средней группы «Русский чай» Посидеть за самоваром Рады все наверняка. Ярким солнечным пожаром У него горят бока.

Выставка детских работ по рисованию «Русский народный костюм» в подготовительной группеВыставка детских работ по рисованию «Русский народный костюм» в подготовительной группе Тема: «Русский народный костюм». Задачи: познакомить детей с историей мужской и женской одежды, с русским народным костюмом; развивать.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Русский национальный костюм» для средней группы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Демидова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Русский национальный костюм» для средней группы
Опубликовано: 4 марта 2020 в 16:40
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД