Цугуй Анастасия васильевна
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Эмоции»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Эмоции»
Представленное занятие является составляющей частью серии занятий для детей старшего дошкольного возраста, направленных на социально-эмоциональное развитие.
Цель занятия : профилактика агрессии.
Задачи:
1) развивать произвольность психических процессов;
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме „Эмоции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
2) продолжить обучение детей эффективным способам общения;
3) предоставить возможность выражения негативных эмоций приемлемым способом.
Оборудование: воздушные шарики в соответствии с количеством присутствующих на занятии, включая педагога-психолога, аудиопроигрыватель, аудиозапись успокаивающей мелодии, шар световой, крахмал, воронка, клубок шерстяных ниток, цветные маркеры.
Ход занятия:
1. Приветствие (цель – создание положительного эмоционального настроя).
Педагог-психолог здоровается с каждым из детей :
ладошками;
указательными пальцами;
мизинцами;
«зайчиками»;
«пистолетиками».
Затем дети таким же образом здороваются друг с другом.
2. Игра «Повтори движения» (цель – развитие произвольности, мобилизация внимания детей).
Дети смотрят за движениями педагога-психолога и повторяют (руки на пол, руки на колени, руки на живот; руки на грудь, руки на плечи; руки на ушки; руки на щечки; руки на голову).
Далее педагог-психолог показывает движения одни, а называет совершенно другие. Ребята выполняют только то, что говорит педагог-психолог.
Педагог-психолог: «Молодцы, ребята! Справились с заданием! Не получилось вас запутать!»
3. Упражнение «Шары» (цель – показать последствия негативных эмоций и социально приемлемые способы их выражения).
Каждый ребенок получает воздушный шарик.
Педагог-психолог:
- Ребята, давайте представим что шарик – это человек. А воздух, который находится внутри шарика – это его негативные эмоции, чувства. Какие вы знаете негативные эмоции? (злость, гнев, страх)
- А как вы думаете, что случится с человеком, если его эмоции постепенно будут накапливаться и переполнять? (шарик лопнет)
- Можно ли считать такой способ выхода эмоций безопасным? (нет)
- А почему? (он может напугать или поранить).
- Давайте попробуем лопнуть один шарик. Он действительно нас пугает.
(Надувается второй шар)
- А что если мы эмоции будем выпускать постепенно? (демонстрируется выпуск воздуха из шарика)
- Будет ли этот способ для нас безопасным? (да)
Далее дети сами выпускают воздух из своих шариков.
- Существует много способов выпустить негативные эмоции, не навредив окружающим:
сделать несколько глубоких вдоха и медленных выдохов;
сделать несколько физических упражнений;
нарисовать или слепить свой гнев;
побить подушку злости;
потоптать коврик злости;
скомкать, порвать и покидать бумагу гнева;
покричать в мешочек злости;
попить воды.
- Все эти способы помогут, не накапливать, а постепенно выпускать негативные эмоции. Предлагаю попробовать некоторые из них (выполняют несколько способов выпуска негативных эмоций, выбранных детьми)
4. Игра «2 барана» (цель – снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность социально приемлемым образом выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение).
Дети делятся по парам, руки в замок и головками упираются друг в друга. Педагог-психолог произносит стих, в это время дети пытаются сдвинуть друг друга с места.
Педагог-психолог:
Рано-рано два барана повстречались на мосту.
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
- Что мы сейчас с вами делали? Что вы почувствовали? (опрос каждого ребенка)
- Ребята, а что нужно делать, если вдруг встретятся два человека с негативными эмоциями? Как им поступать? (уступить друг другу, договариваться)
- Молодцы!
5. Упражнение-релаксация (снятие психоэмоционального напряжения).
Педагог-психолог: Мы с вами хорошо поработали, и сейчас настало время отдыхать.
Дети ложатся на пол. Включается расслабляющая музыка, шар.
Педагог-психолог:
Глазки закрываются,
Отдых начинается…
Чтоб расслабиться сегодня,
Дышим мы легко, свободно.
Сейчас мы вдохнем и мысленно поделим воздух на 2 части - выдыхаем.
Повторяем 2 раза. А теперь поделим на 3 части – выдыхаем.
Отдохнули, потянулись,
И друг другу улыбнулись!
6. Изготовление игрушки «Антистресс» ( цель: изготовление игрушки для снятия эмоциональной напряженности, развитие творческого воображения, развитие мелкой моторики)
Педагог-психолог:
- Ребята, а сейчас мы создадим игрушку «Антистресс», благодаря которой, вы сможете постепенно выпускать свои негативные эмоции, сжимая ее при необходимости.
Дети садятся за парты и через воронку наполняют воздушные шарики крахмалом. Из шерстяных ниток создают волосы игрушке и маркером рисуют эмоцию.
7. Подведение итогов занятия.
Все присутствующие встают в круг.
Педагог-психолог:
-Сегодня мы с вами узнали, что грубое поведение может обидеть других. Такие чувства как злость и гнев, нельзя держать в себе, так и нельзя выплёскивать на окружающих. От гнева и злости необходимо постепенно избавляться с помощью приемлемых способов, о которых вы сегодня узнали.
Далее по кругу педагог-психолог спрашивает мнения детей, их состояния и эмоции на протяжении всех упражнений, что понравилось и не понравилось сегодня.
Список литературы:
1. Алямовская, В. Г., Петрова, С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002.
2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с ги-перактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб. : Издательство «Речь», 2007.