МААМ-картинки

Конспект занятия «Куклы бабушкиного сундука»

Алия Махмудова
Конспект занятия «Куклы бабушкиного сундука»

Тема: «Куклы бабушкиного сундука»

Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приоб-щения к истории русской культуры.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения созданные руками русских мастеров

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия „Куклы бабушкиного сундука“» размещена в разделах

Развивать: интерес к истории русской культур, к миру предметов и вещей; умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью; творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении тряпичной куклы.

Образовательные:

Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструк-ции).

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения.

Расширять и активизировать словарный запас: коллекционирование, дамы, эпоха, муфта, деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная.

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: коллекционирование кукол «Дамы эпохи», комментирование, коммуникативная игра.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, соз-дание развивающей среды, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.

3. Приемы организации практической деятельности детей: показ слайдов, предметов из истории, комментирование, использование схем, моделирование, определение и демонстрация способов изготовления, продуктивная деятельность (изготовление куклы-пеленашки).

4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, предложение по про-должению деятельности в данном направлении во взаимодействии с родителями, чередование видов детской деятельности.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения НОД: старинный сундук, куклы, сделанные из различных материалов: деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, куски ткани и тесьма для изготовления кукол-пеленашек, коллекция фарфоровых кукол «Дамы эпохи», люлька для кукол-пеленашек, проектор, мультимедиа, подставки для коллекции кукол, буклеты для родителей, современные куклы (интерактивные).

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

Чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

- развитие у воспитанников интереса к истории русской культуры, к миру предметов и вещей;

- умения детей действовать самостоятельно;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

- воспитание нравственных качеств;

- умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;

- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;

- расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии

1. Ребенок задает вопрос.

2. Активно участвует в продуктивной деятельности.

3. Проявляет самостоятельность.

4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстни-кам.

5. Сопереживает.

6. Эмоционально реагирует.

7. Соподчиняет мотивы.

8. Проявляет волевое усилие.

9. Аргументирует самооценку.

Интеграция образовательных областей:

Области Интеграция Решаемые задачи

Познание Рассматривание коллекции.

Знакомство с исто-рией куклы. Развивать интерес к истории русской куль-тур, к миру предметов и вещей.

Принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процесссе.

Социализа-ция Практические дей-ствия с куклами. Приучать решать интеллектуальные и лич-ностные задачи (проблемы, адекватные воз-расту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым так и им сами.

Развивать умения самостоятельно действо-вать, при затруднениях обращается к взрос-лому за помощью.

Коммуника-ция Беседа о куклах, составление рас-сказов из личного опыта.

Коммуникативная игра. Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,

владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

Прививать умения планировать свои дей-ствия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Музыка Колыбельная пес-ня. Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.

Труд Изготовление кук-лы-пеленашки. Владеть конструктивными способами взаи-модействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к ре-зультатам своего труда и труда взрослых.

Художе-ственное творчество Рассматривание коллекции, описа-ние их одежды, ак-сессуаров.

Формировать у де-тей эстетический вкус. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении тряпичной куклы.

Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения, созданные руками русских мастеров.

Физическая культура Физминутка

Соблюдать элементарные правила здорово-го образа жизни.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Чтение худо-жественной литературы Загадывание загад-ки Формировать умения делать выводы, умозаключения.

Безопасность Воспитывать бережное отношение к резуль-татам труда.

План занятия

1. Вводная часть:

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

Демонстрация коллекции кукол.

2. Основная часть:

Показ старинных кукол, слайдов, комментирование, дискуссия.

Определение способа изготовления кукол.

Планирование.

Изготовление кукол-пеленашек.

Обыгрывание (колыбельная песня).

Физкультурная пауза (Хороводная игра).

Демонстрация современной куклы.

Образец составления рассказа.

Составление рассказов детьми из личного опыта о своей любимой кукле.

3. Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Раздача буклетов со схемами изготовления тряпичных кукол.

Длительность НОД 5 мин

22 мин

3 мин.

30 мин.

Ход занятия

Части НОД Содержание Области

1. Вводная часть. Создание про-блемной ситуа-ции.

Создание мотива для деятельности детей Определе-ние цели.

Анализ обследо-вание, выводы.

Демонстрация коллекции кукол. Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Наша встреча совсем не случайно началась именно с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте» мы желаем друг другу добра, благополучия, долголетия, здоровья. Я рада вас видеть веселыми, смелыми, здоровыми и красивыми. Наверняка, вы все очень любознательные и быстро отгадаете мою загадку:

Что всё это значит?

Дочка, а не плачет?

Спать уложишь - будет спать.

День и два, и даже пять! (Кукла).

Я приглашаю вас сегодня на выставку кукол. Это коллекция фарфоровых кукол «Дамы эпохи».

Ребята, а вы знаете, что такое коллекция? (ответы детей)

Коллекция - это собрание вещей, похожих друг на друга. Что еще можно коллекционировать? (марки, бабочек, открытки, фишки.)

А у вас или ваших родителей есть какие-нибудь коллекции? (ответы детей).

Моя коллекция называется «ДАМЫ ЭПО-ХИ». А кого называли дамами? ( Дамами называли женщин знатного происхождения: барышень, дворянок).

А что же такое эпоха? Эпоха - это исторический период времени, в который происходят какие-то события. Это коллекция фарфоровых кукол «Дамы эпохи».

На создание этой коллекции художников вдохновили героини романтической литературы. Наряд каждой куклы с точностью воссоздан и отражает эпоху, к которой принадлежит героиня. Эта коллекция по-настоящему уникальна, все куклы коллекции выполнены вручную. Дамы и их наряды были созданы исключительно для зрительного наслаждения. Это не просто красивые куклы, представляющие собой эпоху, но и героини известных романов. (Воспитатель обращает внимание детей на внешний вид 2 кукол, на их аксессуары, прически, наряды; называет их имена). (Воспитатель показывает куклу - Анна Каренина.)

Это Анна Каренина - героиня романа русского писателя Льва Николаевича Толстого - знатная петербургская дама второй половины XIX века. Обратите внимание на ее наряд: она в зимней одежде, её руки спрятаны в муфту. Муфта - это цилиндр из теплой ткани, в боковые отверстия которой дамы прятали руки (дети повторяют слово «муфта»).

Это коллекция фарфоровых кукол. Но ведь это современные куклы. Коммуникация

Художественная литература

Познание

Социализация

2. Основная часть.

Показ старинных кукол, слайдов, комментирование, дискуссия.

Определение спо-соба изготовле-ния кукол.

Планирование.

Изготовление ку-кол-пеленашек.

Обыгрывание (колыбельная песня).

Физкультурная пауза (Хоровод-ная игра).

Демонстрация со-временной куклы.

Образец состав-ления рассказа.

Составление рас-сказов детьми из личного опыта о своей любимой кукле.

А какими же куклами играли наши прапра-бабушки? Вы хотите узнать? (ответы де-тей, воспитатель подводит детей к сунду-ку).

Мне от бабушки Варвары

Сундучок достался старый.

Крышка открывается,

Что же там скрывается?

Проходите, садитесь на стульчики (дети садятся).

Давным-давно, когда еще не было ни пласт-массы, ни стекла, ни красок, ни искусствен-ных волос, ни ткани. дети играли вот такой куклой (воспитатель достает деревянную куклу).

Ребята, как вы думаете, из чего она сде-лана? (ответы детей).

Да, правильно, из дерева. Значит, она какая? (деревянная).

Эта кукла совсем не похожа на современную куклу. У нее нет ни рук, ни ног, она не красочная. Куклы были безликие. Лицо не прорисовывалось. Но наши прапрабабушки, когда были детьми, их очень любили, как и вы любите своих кукол. А делали они эту куклу очень просто! Они брали обычную деревянную ложку, обматывали ее небольшим ку-сочком ткани, завязывали тесьмой и все. Кукла готова! (дети исследуют куклу, пере-давая ее друг другу. Воспитатель беседует о ней).

Какая интересная кукла была у наших пра-прабабушек! Она легкая или тяжелая? (от-веты детей) Из чего она сделана? (из дере-ва) Значит, она какая? (деревянная)

Ребята, а какие вы знаете современные кук-лы из дерева? (показ слайдов Матрешек) Какие узоры использовали художники? Наша русская матрешка знаменита во всём мире!

Что еще находится в бабушкином сундуке? (Воспитатель показывает куклу из глины). Ребята, а из чего сделана эта кукла (ответы детей). Значит она какая? (глиняная). Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и, смешав ее с водой, из нее можно вылепить куклу. Такую куклу взрослые лепили своим любимым детям (дети исследуют куклу, передавая ее друг другу. Воспитатель беседует о ней).

Чем отличается глиняная кукла от деревян-ной? (ответы). Верно, ребята, глиняная кукла тяжелая, не гнется, если упадет, она разобьется. Эта кукла сделана из глины. Значит, она какая? (глиняная).

Вскоре люди придумали краски и стали раскрашивать глиняных кукол. Эти куклы сохранились до наших дней. Вот они! ( Показ слайдов: Дымковская, Каргопольская, Фuлuмоновская куклы.) Вы все знакомы с этими игрушками.

Заглянем еще в бабушкин сундук. Какую игрушку придумали позже? Вот такую! (показывает детям соломенную куклу). Из чего она сделана? (из соломы). Значит, она какая? (соломенная). Как же её делали? Сначала собирали солому, варили ее, чтоб она стала мягкой и блестящей, а уж потом из неё делали куклу и украшали её (дети исследуют куклу, передавая ее друг другу).

А с соломенной куклой удобно играть? По-чему? ( ответы детей: хрупкая, ломается.) А вот еще соломенные куклы ( показ слайдов: соломенные куклы).

Прошло много лет, и человек придумал другую куклу (показывает тряпичную куклу). Из чего она сделана? (из ткани). Раньше из ткани люди шили себе одежду, а из остатков - из тряпочек - детям мастерили кукол. Поэтому, они называются тряпичные (дети исследуют куклу, передавая ее друг другу).

Вам нравится такая кукла? (ответы детей) Какая она на ощупь? (ответы детей) Чем она отличается от предыдущих? (ответы детей). У такой куклы уже есть руки, лицо, её можно одеть, раздеть, поменять одежду. Посмотрите, вот такие еще были тряпичные куклы ( показ слайдов: тряпичные куклы).

Изготовление кукол-пеленашек.

А у меня есть ещё одна тряпичная кукла (воспитатель достает из сундука куклу пе-ленашку). Это кукла-пеленашка. А почему она так называется? (ответы детей). Ребята, а я умею делать такую куклу. Хотите я и вас научу делать её своими руками? (Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат заготовки для куклы пеленашки, показывает и объясняет детям изготовление куклы-пеленашки).

Посмотрите на экран. Что мы делаем сначала, а потом, а следующее действие? (дети смотрят слайды и проговаривают схему изготовления). Проходите к столу и приступайте к работе. Подсказка на экране.

Продуктивная деятельность (с музыкальным сопровождением). Возьмите своих кукол в руки, покажите друг другу. Какие интересные куклы у вас получились (анализ получившихся кукол). Молодцы, как хорошо вы все потрудились. (Воспитатель исполняет колыбельную песню, дети качают кукол и кладут их в люльку).

Славно мы с вами потрудились, а теперь пришло время отдохнуть - заведём хоровод (дети исполняют русский хоровод по показу воспитателя.) Как хорошо мы с вами повеселились. (Дети садятся на стульчики)

Ребята, с куклами играют только девочки? (ответы детей). А есть ли куклы для маль-чиков? (ответы детей). И мальчики тоже играют в кукол (показ куклы мальчика). Это кукла-спортсмен. Его зовут Егор. Эту куклу я подарила своему сыну в 5 лет. Он очень любит с ним играть: возит его на машине, одевает ему спортивный костюм, играет с ним в футбол. А у вас есть любимая кукла? Расскажите о ней: Как зовут вашу куклу? Как она у вас появилась? Что она умеет? Как вы с ней играете? (рассказы детей о любимой кукле).

Теперь я знаю про ваши любимые куклы. А мои любимые куклы - это моя коллекция (воспитатель с детьми подходят к коллек-ции). Как она называется? (коллекция фар-форовых кукол «Дамы эпохи»). Она вам нравится? Обязательно расскажите родителям об этих куклах. Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Художественная литература

Труд

Безопасность

Музыка

3. Заключительная часть.

Оценка деятель-ности детей и са-мооценка.

Подведение ито-гов занятия.

Раздача буклетов со схемами изго-товления тряпич-ных кукол.

Ах, как много нового, интересного поведал нам сундучок бабушки Варвары (дети са-дятся на стульчики).

Ребята, вспомним, с какими куклами мы по-знакомились? (с деревянной, соломенной, глиняной, тряпичной) А с какими куклами вы сейчас играете? (ответы детей). И у меня есть такая кукла. Она умеет говорить: читает стихи, отвечает на вопросы, смеется (воспитатель показывает современную кук-лу).

Я вам подарю вот такие буклеты, со схемами изготовления тряпичных кукол. Одну из них мы с вами сделали, а другую вы можете сделать с родителями или друзьями (Воспитатель раздает детям буклеты).

Сейчас подойдем к люльке и возьмем своих кукол-пеленашек. Вы их заберете с собой. Мне было очень приятно с вами общаться. Спасибо! До свидания! Коммуникация

Социализация

Длительность занятия : 30 минут.

Публикации по теме:

«Куклы из старинного сундука». Конспект празднично-досугового мероприятия (старшая и подготовительная группы) Цель: вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям с целью сохранения культурного наследия. Задачи: 1. Познакомить.

Конспект занятия «Тайны бабушкиного сундучка. Костюм Воронежской области» Программное содержание: - развитие свободного общения со сверстниками и взрослым, - воспитание культуры общения, - формирование понятия.

Занятие по ознакомлению с разнообразием народного промысла «Игрушки из бабушкиного сундука» Игрушки из бабушкиного сундукаЦель: ознакомление детей с разнообразием народной игрушки; развитие интереса к народным промыслам России.

Конспект занятия НОД «Русские народные куклы. Изготовление народной куклы» Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы. Задачи:.

Конспект занятия НОД «Русские народные куклы. Изготовление народной куклы» Конспект занятия НОД по теме: «Русские народные куклы». Изготовление народной куклы» Участники: дети подготовительного дошкольного возраста.

Конспект занятия «Загадки русского сундука»Конспект занятия «Загадки русского сундука» Конспект занятия «Загадки русского сундука». ЦЕЛЬ: обобщить и закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о предметах русского.

Конспект НОД «Куклы на Руси. Изготовление народной тряпичной куклы-колокольчика» Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе Тема: «Куклы на Руси. Изготовление народной.

Мастер-класс для родителей «Кукла из бабушкиного сундука»Мастер-класс для родителей «Кукла из бабушкиного сундука» «Куклы из бабушкиного сундука» «Кто в куклы не играет, тот счастье не знает» (народная мудрость). В нашем детском саду «Дубравушка» состоялось.

Рабочая программа дополнительного образования «Куклы из бабушкиного сундука» для детей старшего дошкольного возрастаРабочая программа дополнительного образования «Куклы из бабушкиного сундука» для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию рабочую программу "Куклы из бабушкиного сундука" Данная программа кружка «Кукла.

Сценарий праздника «Сказки из бабушкиного сундука» по мотивам календарного осеннего праздника «Кузьминки» для детей 6–7 лет Картина 1-я На скамье возле печки сидит девочка лет 6-7 лет, прядёт на прялке, напевая песню. Входят три девочки. 1-я: Здравствуй, милая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Куклы бабушкиного сундука»
Опубликовано: 12 октября 2018 в 18:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД