МААМ-картинки

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Как вода с воздухом спорили» в старшей группе

Анастасия Грачёва
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Как вода с воздухом спорили» в старшей группе

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшего возраста «Как вода с воздухом спорили».

Ход занятия:

Под музыку в зал входят дети.

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости пришли два друга: вода (показ капли) и воздух. Хоть они и хорошие друзья, но все время спорят, кто из них важнее. Давайте разрешим их спор, поможем в этом разобраться. Скажите, пожалуйста, для чего нужен воздух?

Публикация «Конспект экспериментально-исследовательской деятельности „Как вода с воздухом спорили“ в старшей группе» размещена в разделах

Ответы детей. (чтобы дышать)

Воспитатель: - А для чего необходима вода?

- Может быть, мы с вами можем обойтись и без них?

- Так кто же их них важнее?

- Вы слышали, воздух и вода, дети считают, что вы оба важны для всего живого на Земле.

Стук в дверь, входит Буратино.

Буратино: Здравствуйте, ребята! Я за дверью подслушал ваш разговор и совершенно с вами не согласен! Подумаешь, воздух. Подумаешь, вода. И без них можно обойтись! Кто его, этот воздух видел-то? Может, его и нет вовсе. Я вот никогда не видел воздух. Да и вода не такая уж и важная!

Воспитатель: Погоди, Буратино, во-первых, подслушивать нехорошо, а во-вторых, зря ты продал свою азбуку и не пошёл в школу. Сейчас ты бы знал, что вода и воздух действительно нужны. А то, что ты не видел воздух, не беда, мы тебе его сейчас покажем и про воду много интересного расскажем. Усаживайся поудобнее.

Буратино: Очень хочется узнать что-нибудь новенькое!

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с некоторыми интересными явлениями, которые существуют в природе. Возьмите в руки мешочки и скажите: что в них?

Ответы детей. (ничего)

Воспитатель: А теперь скрутите мешочек. Что случилось? Что же его раздуло?

Ответы детей. (надулся, воздух)

Воспитатель: Давайте проверим, действительно ли там воздух. Возьмите зубочистки, проколите мешочек и направьте отверстием друг на друга. Что вы чувствуете?

Ответы детей. (струю воздуха)

Воспитатель: Правильно, в мешочке был воздух. Он не видим, но его можно обнаружить. А теперь помашите рукой возле лица, что вы чувствуете?

Ответы детей. (ветерок)

Воспитатель: Это движение воздуха. Как вы думаете, можно ли его увидеть? Что произойдет, если опустить трубочку в воду и подуть?

Опыт№ 1: с трубкой и стаканом воды.

Буратино: Ой-ой-ой! Почему эти пузырьки поднимаются вверх

Ответы детей. (воздух легче воды)

Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с салфеткой, если её положить в стакан, а стакан опустить вверх дном в воду? Давайте проверим.

Опыт № 2: со стаканом и салфеткой.

Воспитатель: Что же не даёт салфетке намокнуть, а воде попасть в стакан? Просто волшебство какое-то. Почему вода не попадает в стакан?

Ответы детей. (значит там есть воздух, и он не пускает воду)

Воспитатель: Сейчас Никита, подойдёт и попробует опустить стакан, наклонив его на бок. Что происходит? Что за пузырьки поднимаются вверх?

Ответы детей. (вода попадает в стакан, воздух)

Буратино: У меня коробочка есть, как вы думаете, утонет она, если её опустить в воду? Можно я сам проверю?

Опыт № 3: с коробочкой из пластмассы.

Воспитатель: И правда, не тонет. А как вы думаете почему?

Ответы детей. (коробочка легкая, наполнена воздухом)

Воспитатель: Правильно, внутри коробочки воздух, он то и держит её на воде, так как воздух легче воды. Вот поэтому огромные тяжёлые корабли, сделанные из железа, не тонут в воде: внутри них находится воздух.

Если взять два одинаковых листа бумаги, один из них скатать в шарик и оба листа бросить с одинаковой высоты, какой из них быстрее упадёт? А может быть, они упадут одновременно?

Опыт № 4: с бумагой.

Буратино: Я понял! Это опять проделки воздуха. Когда мы скомкали бумагу, её поверхность уменьшилась, воздуху не во что было упереться, поэтому бумажный шарик упал быстрее, а лист бумаги, под которым воздуха больше, летит медленно, планирует. Так же воздух помогает парашютистам: он поддерживает парашют своими невидимыми руками.

Воспитатель: Итак, мы определили, что воздух невидим, но его можно почувствовать и обнаружить. Вам понравилось ребята, а тебе Буратино?

Ответы детей, буратино.

Воспитатель: Ребята рассмотрите эти предметы: губку, кусок кирпича, комочек земли, потрогайте на ощупь. Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах?

Ответы детей. (мнения разделились)

Воспитатель: Давайте рассмотрим губку. В ней есть дырочки, отверстия. Как вы думаете, что находится в этих дырочках?

Ответы детей. (не знаем, воздух)

Опыт № 5: воздух есть во всех предметах.

Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Опустите губку в ёмкость с водой,

что появилось?

Ответы детей. (пузырьки воздуха)

Воспитатель: В губке тоже есть воздух. А есть ли воздух в кусочке кирпича, деревянном бруске, а также комочке земли? Давайте проверим.

Ответы детей. (да)

Воспитатель: Мы с вами узнали, что воздух есть везде, во всех предметах, которые нас окружают, что воздух легче воды, и что воздух невидим, но мы его можем почувствовать. А теперь, я предлагаю всем отдохнуть!

Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперёд, умываемся)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брас. (круги двумя руками вперёд)

Одной, другой – это кроль. (круги руками вперёд поочерёдно)

Все, как один плывём как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой, и отправились домой! (шагаем на месте)

Воспитатель: а теперь, Буратино, послушай, что мы знаем о воде.

Звучит фонограмма аудиозаписи.

Вы привыкли, что вода –

Ваша спутница всегда.

Без меня вам не умыться,

Не покушать, не напиться.

Смею я вам доложить:

Без воды вам не прожить!

Воспитатель: Назовите свойства воды, какая она по цвету, запаху, форме.

Ответы детей. (не имеет цвета, запаха, формы)

Буратино: Как это – не имеет формы? Она же всегда капля.

Воспитатель: Ребята, а может, Буратино прав? Тогда давайте докажем Буратино, что вода формы не имеет.

Опыт № 6: с предметами разной формы и объёма.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас на столе стоят разные формы. Давайте заполним их водой. Какой формы вода у тебя, Настя? А у Вани?

Ответы детей.

Воспитатель: Ну конечно же, вода принимает форму того предмета, в который её наливают. А всегда ли вода в жидком состоянии? Когда она может быть в других состояниях?

Ответы детей. (если её заморозить и вскипятить)

Опыт № 7: со льдом.

Воспитатель: Вы не забыли, что мы вчера вечером наливали в формочки воду и поставили на холод? Как вы думаете, что произошло с водой?

Ответы детей. (замёрзла)

Воспитатель: Какой на ощупь лед? Что с ним станет, если он полежит в теплом помещении?

Ответы детей. (твёрдый, холодный, растает, снова превратится в воду)

Воспитатель: А когда вода бывает в парообразном состоянии?

Ответы детей. (когда кипит чайник)

Опыт № 8: с горячей водой.

Воспитатель: Ребята, давайте нальём в стакан горячей воды, накроем его стеклом. Что происходит с нашим стеклом?

Ответы детей. (запотевает, появляются капельки)

Воспитатель: Значит, вода бывает не только в твердом состоянии, но и в парообразном, давайте потрогаем их пальчиком и убедимся, что это вода. Пар - это тоже вода, только очень сильно нагретая.

Некоторые люди не берут воду, не думают о том, что вода может исчезнуть совсем. Так произошло и в сказке, которую я хочу вам рассказать. Называется она «Сказка о речке».

Рассказ воспитателя. (приложение №1)

Воспитатель: Посмотрите, Буратино заскучал, ему очень жаль речку. А вам?

Ответы детей. (высказывают своё мнение)

Воспитатель: Мне тоже жаль. Как бы ей помочь? Как можно очистить воду? Посмотрите, у меня в кувшине загрязнённая вода.

Ответы детей. (с помощью фильтра)

Опыт№ 9: фильтрация воды.

Воспитатель: Предлагаю попробовать использовать подручные средства, которые есть у нас на столах: марлю, вату, бумагу. Возьмите воронки, поставьте их в стаканчики, уложите марлю, вату, салфетку. А теперь потихонечку лейте воду в наши фильтры. Что происходит, какая вода стала в стакане после фильтрации.

Ответы детей: (чистой, прозрачной)

Воспитатель: Ребята, какую воду можно пить?

Ответы детей. (фильтрованную, кипячёную)

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

Опыт № 10: отражение.

Воспитатель: Приглашаю всех подойти к моему столу. Посмотрите, что на нём стоит? Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?

Ответы детей. (своё лицо)

Воспитатель: А где ещё можно увидеть своё отражение?

Ответы детей. (в зеркале, в витрине магазина и т. д.)

Воспитатель: Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы своё отражение?

Ответы детей. (очень плохо, оно размытое)

Воспитатель: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода не спокойная, то отражение предметов нечёткое, размытое. Вы заметили, как стало тихо? Перестали вода с воздухом спорить, поняли, что они оба очень нужны и людям, и животным, и птицам, и растениям.

Буратино: Да, я послушал вас, ребята, и понял, что не зря вы в детский сад ходите – много нового узнаёте.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется

"Какая бывает вода?"

Игра: Дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос "какая бывает вода?" и возвращает воспитателю мяч. ( Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая, парообразная, ледяная).

Воспитатель: Здорово! Хорошие вы помощники.

Буратино: Ребята, мне так понравилось у вас в гостях, я столько много нового и интересного узнал. Спасибо вам. Для вас у меня есть сюрприз (достаёт коробочку с воздушными шарами и дарит детям). До скорой встречи!

Приложение №1.

«Сказка о речке».

Жил-был мальчик Петя. Жил он в маленьком городе. В этом городе был завод, а еще протекала рядом с городом река. Красивая, чистая, речка - хрустальные воды. Рыбы в речке было видимо-невидимо. По берегам стелилась трава-мурава зеленая, шелковая, стояли сосны высокие.

На эту речку люди часто ходили рыбачить и купаться. Петя тоже был любителем порыбачить.

Вот однажды Петя пошел рыбачить с друзьями Колей и Сережей.

Вначале они искупались, потом поели и начали рыбу ловить. Когда друзья ушили, после них осталось очень много мусора, хоть у реки стоял знак «Не сорить!»

На следующий день они снова сходили на рыбалку, и снова насорили. И на третий день опять пошли, река была неспокойная.

- Что-то волнуется сегодня речка, - заметил Коля.

- Да,- подтвердил Петя,- сегодня нам не порыбачить.

- Ну, давайте хоть искупаемся разок,- предложил Сережа.

Они искупались и съели по яблоку, а огрызки бросили в реку.

Река очень разозлилась и ночью решила затопить город.

На следующее утро ребята проснулись и увидели, что город был затоплен. Вода была везде : на улицах, в домах, в школах, на детских площадках.

Люди из города решили переселиться в соседний городок пока вода не отойдет. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Так прожил весь народ два месяца. Потом узнали, что вода отошла. А когда переселились, то увидели, что реки нет. Стал народ тужить - горевать без своей речки.

Вот как-то в город пришел мудрый старик и сказал : «Не сберегли вы речку. Унес ее злой волшебник Черномор за тридевять земель. Смерть Черномора – на конце стрелы. Стрела та в голубе, голубь в зайце. А заяц в сундуке. Лежит сундук тот на ветвях волшебного дерева, а дерево – в дремучем лесу.

И решили Петя, Коля и Сережа вернуть речку. Снарядились в путь-дорогу и пошли. Идут день. Идут два. На третий день видят – идет старушка. Увидела мальчиков и спрашивает: «Куда добры молодцы, путь держите?»

-Мы ищем дремучий лес, в котором растет волшебное дерево, на дереве сундук, а в этом сундуке смерть Черномора, - ответил Петя,- Он унес нашу речку, а мы хотим ее вернуть.

- Помогу я вам. Есть у меня клубочек. Вы идите за ним, он вас и приведет к волшебному дереву, - сказала старушка и дала клубок.

- Спасибо!- поблагодарили ребята.

Клубочек катится, а ребята идут за ним, не отстают. Вот видят: течет другая река, а около нее лежит карась и говорит слабым голосом: «Киньте меня в реку, я вам тоже помогу». Ребятам стало жаль карася, они кинули его в реку, и пошли дальше. Идут, видят: лежит на земле орел с перебитым крылом и стонет: «Залечите, пожалуйста, крыло, а то меня съедят. Я вам тоже пригожусь». Жалко стало птицу, и ей помогли. Пошли дальше. Идут и видят: бежит заяц. Подбежал к ребятам и говорит: «Спрячьте меня от лисицы, и я вам добро сделаю». Только его спрятали – выходит лисица.

- Не пробегал ли тут заяц? – спрашивает она.

- Нет, - ответили ребята.

Лиса ушла, а заяц поблагодарил ребят и убежал.

Вот, наконец, пришли ребята в дремучий лес и увидели волшебное дерево. Петя залез на него и открыл сундук. Вдруг выбегает из сундука заяц. «Был бы сейчас наш заяц, - подумал Петя, - он бы его быстро догнал». Только подумать успел – выбежал заяц, догнал другого и повалил на землю. Из зайца вылетел голубь. «Вот был бы сейчас наш орел, он бы мигом его догнал». Только Петя подумал – вылетел орел, догнал голубя и ударил его клювом. Выпала из голубя стрела и упала в реку. «Был бы сейчас наш карась, он бы сразу нашел стрелу», - подумал Петя. Тут же из реки показалась голова карася со стрелой во рту. Карась отдал стрелу. Ребята отломили кончик стрелы, и пошли искать речку.

Вот они увидели знакомую речку и стали просить у нее прощения. Река их простила, но только при уговоре, что больше никто не будет засорять ее.

Когда они пришли домой их встретили радушным приемом. Речка вернулась, и в городе все стало по-прежнему.

С тех пор жители города берегут свою речку, очищают и охраняют ее. А мальчики Петя, Коля и Сережа стали экологами, защитниками природы.

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница вода» "Что я слышу-забываю, Что я вижу помню, Что я делаю -понимаю". Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность.

Фотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница вода»Фотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница вода» Опытно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте является важным способом познания детьми окружающего мира,помогает овладеть.

Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри»Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри» " Разноцветные мыльные пузыри" Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для развития личности ребенка проходят во время.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Знакомство с воздухом»Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Знакомство с воздухом» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе №1 «Солнышко» Тема: «Знакомство с воздухом» Цель: формировать.

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа)Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа) Цель. Формировать у детей представление о свойствах воды: прозрачная, может менять цвет и вкус, предметы в ней тонут и плавают. Задачи.

«Волшебная вода». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: "Волшебная вода" Задача: выявить свойства воды (вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная.

Проект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возрастаПроект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возраста Тип проекта: экспериментально-исследовательский Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020) Участники проекта: дети, воспитатель,.

Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды»Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды» Цель: Формирование представлений о свойствах воды. Задачи проекта: Активизация творческого мышления детей. Выявление свойств воды. Выявить.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Как вода с воздухом спорили» в старшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Грачёва на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Как вода с воздухом спорили» в старшей группе
Опубликовано: 7 мая 2021 в 12:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД