Лучший педагог года

Экскурсия «Весенние изменения в природе»

Людмила Копица
Экскурсия «Весенние изменения в природе»

Актуальность:

Нет и не может быть настоящего человека без любви к родному краю. Система ценностей начинает формироваться в дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина маленького человека. Природа, история и культура родного края должны стать основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: общение, созидание, сотворчество детей и взрослых.

«Человек стал человеком,когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…» В. А. Сухомлинский

Публикация «Экскурсия „Весенние изменения в природе“» размещена в разделах

Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.

Задачи:

1. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.

2. Способствовать формированию интереса детей к природе.

3. Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр.

4. Развивать у дошкольников интерес к природе, способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.

5. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы.

6. Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

7. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе, воспитывать у детей культуру Природолюбия.

Интеграция Образовательных Областей:

• познавательное развитие;

• социально-коммуникативное развитие;

• речевое развитие;

• физическое развитие.

Предварительная работа:

Беседа о правилах поведения в природе. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в природу?» (Из множества предметов дети самостоятельно выбирают то, что будет полезно и необходимо для экскурсии. Дать возможность доказать, почему выбрал именно этот предмет.) Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии». Повторение правил дорожного движения. Наблюдения в природе, чтение художественных произведений о весне.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Добрый день дорогие, ребята! Я предлагаю вам вместе легко и весело соприкоснуться с миром природы, вспомнить и узнать ее тайны. В нашем домике живет удивительный народ.

О природе много знает, все на свете примечает.

Если речка голубая пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая,- значит к нам пришла. весна /Говорят дети/

Воспитатель: Правильно, дети! Наступила ВЕСНА.

(предлагает детям посмотреть вокруг и говорит:)

Какая сегодня погода? (ответы детей)

Как вы узнали, что сегодня хорошая погода?

Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи?

Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?

- Сколько вы знаете месяцев весны? С какого месяца начинается весна? (с марта).

Дети: Март — первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. На сугробах лежат голубые тени от деревьев.

Другое народное название марта — «капельник». От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель.

Я в полдень слушаю капель, она журчит, как птичья трель.

Звенит хрустальным бубенцом, сбегая с крыши над крыльцом.

Воспитатель: Расскажите, что делают в марте птицы: синицы, воробьи и вороны.

Дети: В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.

Воспитатель: Отгадайте какая птица прилетает в конце марта?

Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь, а зовётся птица. (грач)

Почему грача называют «вестником весны»?

Дети: В конце марта прилетают грачи — вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает». Есть еще и такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе».

Воспитатель: Какой месяц сейчас по календарю?

Дети: Апрель. Апрель — середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Апрель называют «месяцем живой воды».

Воспитатель: А как называют май? (травень)

Вижу вы действительно всё знаете о Весне. Тогда отправляемся в путь!

(Дети с воспитателями отправляются на экскурсию в весенний лес)

Основная часть.

Воспитатель: Чтобы попасть в лес, я предлагаю вам поиграть в игру «Ворота весны». Вы по очереди будете называть приметы весны. Только тот, кто правильно назовёт признаки весны – пройдёт в ворота Весны. (Дети называют, становится первая пара, сделав ворота из рук, следующий проходит через них.) (Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т. д.)

Воспитатель: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.

Но будьте внимательны, весной много лужиц, ручейков, и чтобы не промочить ноги надо перепрыгнуть через них или обойти.

По тропинке мы пойдем, лужу мимо обойдем (Дети перепрыгивают ручейки или обходят их).

По пути пытаются найти признаки весны.

Воспитатель: Ребята, какое это дерево? (клен). Давайте подойдем к клену и поздороваемся с ним (дети гладят кору дерева). В каком состоянии находятся сейчас деревья? Что изменилось? (Набухают почки)

Что вы знаете об этом дереве? (дети делятся знаниями)

(Дети отправляются дальше, описывая и рассматривая знакомые деревья.)

Воспитатель: Отгадайте к какому дереву мы сейчас подойдем?

Она весну встречает, сережки надевает,

Накинута на спинку зеленая косынка,

А платьице в полоску. Узнаешь ты. (березку).

• Что это за дерево? (дети подходят к березе, рассматривают почки)

• Что произошло с почками?

• Что вы знаете о березе?

(Дети подходят к дубу)

- А что вы знаете о дубе? Как в старину говорили о сильном, крепком человеке? (Могуч, как дуб).

- Какую пользу приносит дерево человеку?

- Обнимите это дерево. Оно толще или тоньше?

- Как узнали?

- Чем отличается кора?

- Как человек использует древесину этого дерева?

- Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые? (кора – кожа дерева. Дерево растёт, кора трескается)

- Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать? (воспитатель показывает экологические знаки - не ломать ветки, не портить кору дерева.)

Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите? (пение птиц)

Отгадайте загадку:

Сдвинув шапку набекрень, распевает целый день! Кто это? (скворец)

Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом? (Перелётные) Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (развешивают скворечники).

А сейчас побродите по дорожкам леса и понаблюдайте за птицами. (Самостоятельное наблюдение детей)

Воспитатель: Каких птиц вы заметили? Как они называются? Как вы догадались, что это (скворцы и др.? Почему они такие оживлённые? Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?

Упражнение «Отгадай и присядь»

Воспитатель: - Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Как нужно относиться к птицам, чтобы их не тревожить? (воспитатель демонстрирует экологические знаки)

Воспитатель: - О каком насекомом можно сказать жестокрылое? (жук) Почему?

Воспитатель: А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? (ответы детей)

Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений.

Воспитатель: Ребята, как выглядит земля? (она покрыта свежей травой и цветами). Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).

Воспитатель: Еще кое-где лежит снег, а в нашем лесу уже выросли цветы. Тонкие, хрупкие, как в сказке «Двенадцать месяцев». Эти цветы поднялись из снега навстречу жизни. Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести). Подснежник - это цветок который растёт ранней весной. Он пробирается сквозь слой снега из-за этого его так и прозвали. Его лепестки белого цвета, сам от маленький и едва заметен. Растёт подснежник обычно в лесу.

Воспитатель: Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного.

Воспитатель: Один мудрый человек сказал: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал бабочку - она умерла. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно лишь сердцем». - Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это? (Нет).

Воспитатель: - Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

Воспитатель предлагаем подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать. Рассматривая мать-и-мачеху, спрашивает, почему этот цветок так назвали. Воспитатель: Срывая цветы, первоцветов, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Горелки»

Воспитатель: Мы идем дальше. А еще кого мы можем встретить в лесу? (заяц, лиса, белка, медведь, лось, волк). А кто из этих животных живет в нашем лесу?

Воспитатель: Лесные звери не любят показываться на глаза человеку, тем более, весной, когда у них рождаются детеныши. Кто из животных меняет цвет весной? (заяц-беляк). Кто просыпается от зимней спячки?

Воспитатель: Ежи и медведи разрывают пни в поисках личинок жука, разрывают муравейник и съедают самих муравьев, их яйца и куколки. Медведь выживает из дупла лесных пчел. Достает оттуда мед, есть траву, корешки, перезимовавшую клюкву. Но этой пищи медведю мало, поэтому весной он нападает на кабанов, лосей пасущиеся стада животных. Опасен весной медведь и для человека, особенно медведица с новорожденными медвежатами. Лиса весной охотится на мышей, полевок и зайцев, а так же разоряет гнезда птиц-уток, гусей, тетеревов, глухарей и поедает яйца или птенцов.

Воспитатель: Что вы знаете о жизни весной других зверей? (рассказы детей)

Воспитатель: Когда любуешься природой, то становится на душе светло и радостно. Хочется всему миру пожелать этой радости: солнцу, земле, всему живому. Дети, давайте вспомним правила поведения в природе. Оглянитесь: может быть, вы увидите вред, который причинили люди, не видящие красоту мира и постарайтесь исправить это. (дети собирают мусор в пакеты. Беседуют о том, чтобы сохранить природу).

Природа наш дом, в котором мы живем.

И в нем шумят леса. Текут и плещут реки.

Под сводом голубым, под светом золотым.

Хотим мы в этом доме жить вовеки.

Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Лес – это целый мир. Попрощаемся с нашим лесом и пожелаем ему радовать всех своей красотой и свежим ароматом цветов и трав.

Заключительная часть:

На прощание давайте вспомним пословицы, поговорки о весне и выйдем из леса через «Ворота Весны».

1. Вода с гор течет, весну за собой ведет.

2. Апрель с водой, май с травой.

3. Весна красна делами, осень пирогами.

4. Что весной посеешь, то осенью и пожнешь.

5. Первая ласточка ещё не весна.

6. Пришёл марток, надевай сто порток.

7. Апрель с водой, май с травой.

8. Майская травка и голодного накормит.

9. Была бы апрельская водица, а зелень народится.

На память об экскурсии дети собирают сухие веточки, красивые камешки, листья и цветочки для гербария. Свои чувства, любовь к природе дети выражают в рисунках и поделках из природного материала.

Рефлексия:

- Понравилась ли вам экскурсия?

-Что нового вы сегодня узнали?

- Как нужно относиться к растениям и животным и почему?

-Зачем нужен человеку лес?

Мы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М. М. Пришвина: «Охранять природу — значит охранять Родину!»

Творческое задание:

Нарисовать рисунок на тему «В гости к нам весна пришла» (используя знания, полученные на экскурсии).

Литература:

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М. : Просвещение,1978.

2. Виноградова Н. Ф. Рассказы - загадки о природе: книга для детей 5-6 лет. - М. : Вентана - Граф,2007.

3. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей. - М. : АрКТИ,2001.

4. Каменева Л. А., А. К. Матвеева, Л. М. Маневцова и др. Как знакомить дошкольников с природой. - М. : Просвещение, 1983г.

5. Куликова Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. -М., Просвещение,1985.

Публикации по теме:

Конспект беседы «Сезонные изменения в природе. Весна» Конспект беседы "Сезонные изменения в природе. Весна. " «Сезонные изменения в природе. Весна» Цель: Расширение и закрепление знаний детей.

Конспект НОД «Сезонные изменения в природе» Конспект НОД «Сезонные изменения в природе» Цель: -расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Задачи: -воспитывать.

Конспект НОД «Сезонные изменения в природе» (подготовительная группа) Конспект НОД «Сезонные изменения в природе» (подготовительная группа) Задачи: -закрепить с детьми признаки всех времен года, формировать.

Конспект занятия «На полянке хоровод. Сезонные изменения в природе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 с. Перелюб Перелюбского района Саратовской области».

Конспект занятия в старшей группе «Весна. Изменения в природе» Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях. Задачи: Учить детей называть приметы весны, изменения.

Перспективное планирование тематической недели «Осень. Изменения в природе»Перспективное планирование тематической недели «Осень. Изменения в природе» ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДДЕРЖАНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ В ТЕЧЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ «ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ» Цель: формировать представления.

Презентация «Осенние изменения в природе» В презентации " Осенние изменения показаны изменения в живой и неживой природе в осенний период. подобраны фото материалы, сопровождаемые.

Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе»Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе» 1. Проект в старшей группе компенсирующей направленности "Изменения весной в природе". 2. Проблемное поле проекта. Мониторинг.

Конспект занятия «Сезонные изменения в природе» в старшей группе РЕКОМЕНДАЦИИ Автор: Павличева Мария Игоревна Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): Муниципальное.

Конспект НОД с детьми средней группы «Зимние изменения в природе»Конспект НОД с детьми средней группы «Зимние изменения в природе» Цель: Уточнить и закрепить знания детей о явлениях природы в зимнее время года и расширить представления о простейших связях между явлениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экскурсия «Весенние изменения в природе»
Опубликовано: 20 мая 2018 в 17:36
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД