Лучший педагог года

Конспект внеклассного занятия для учащихся начальной школы «Почему корабли не тонут?»

Ирина Котина
Конспект внеклассного занятия для учащихся начальной школы «Почему корабли не тонут?»

Почему корабли не тонут?

4 класс

Цель: уточнение представления детей о свойствах и связях объектов

окружающего мира.

Задачи:

Образовательные: выявить с детьми зависимость плавучести предметов от их формы, материала; установить наличие «поддерживающей» силы воды, действующей на предметы, погруженных в жидкость

Развивающие: развивать познавательный интерес, интерес к опытно-экспериментальной деятельности; логическое мышление, умение делать самостоятельно выводы из наблюдений.

Публикация «Конспект внеклассного занятия для учащихся начальной школы „Почему корабли не тонут?“» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, внимательность, умение работать в подгруппах.

Ход занятия

Клуб юных исследователей Слайд

Здравствуйте! Рада видеть вас всех в клубе юных исследователей.

Ребята нравится ли вам делать открытия?

Я предлагаю вам стать сегодня настоящими учеными и провести настоящие исследования. Вы будете исследователями, а я вашим старшим научным сотрудником.

Уважаемые коллеги! Сейчас мы с вами определим тему сегодняшнего исследования.

Введение в тему. (Слайд)

Смотрите, какая красивая, голубая наша планета! Почему она имеет такой цвет? И почему её называют «голубая планета»? Голубым цветом изображена вода.

Да. Вода – это все реки, моря и океаны нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. Скажите мне, на чем можно путешествовать по воде?

(На корабле. Теплоходе. Пароходе. Яхте. Лайнере. Лодке. Паруснике.) Слайд

Современные танкеры, которые перевозят нефть, самые большие корабли в мире. Слайд

Почему же такие огромные и тяжелые корабли не тонут? Что позволяет им не только держаться на воде, но и перевозить тяжелые грузы?

Предположения детей, гипотезы. Тема слайд

Спасибо коллеги за ваши предположения, давайте проверим их опытно -экспериментальным путём.

Предлагаю пройти в наши лаборатории. Главное правило поведения в лаборатории слушать и выполнять наставления старшего научного сотрудника, т. е. меня.

Условия работы:

1. Ничего не трогать без разрешения

2. Отвечать четко.

3. Работать в группе, взаимодействовать с товарищами.

4. Уметь слушать товарища.

Лаборатория 1.

Опыт (стол) № 1 Тонет- не тонет (таблица)

Оборудование предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, перья; спичечные коробки, фольга, стеклянные шарики, ёмкость для воды.

- У вас есть различные материалы. Каждый из вас должен предположить, что с ним будет, если опустить его в воду – поплывут они или утонут.

Варианты ответов детей.

- У нас нет единого мнения о том, что произойдет с предметом, если его опустить в воду.

Проводим эксперимент. Изучим сами плавающие предметы.

Вопросы:

– Какие предметы тонут?

– Все ли они лёгкие?

– Одного ли размера?

– Одинаково ли держатся на воде?

Все ли плавающие предметы одинаково держатся на воде?

(Нет, не все. Тарелка утонет, если в неё попадёт вода. Картонная коробка утонет, когда намокнет.)

Какое открытие мы сделали в этой лаборатории? предметы из разных материалов ведут себя в воде по – разному.

Не обязательно плавающие предметы должны быть лёгкие.

СТАВИМ ТАБЛИЧКУ (треугольник из бумаги перевернуть) Вес предмета

Вы успешно справились с первым этапом, переходим в лабораторию (столу) № 2

Опыт № 2

Оборудование: прибор для измерения силы - динамометр, грузило, емкость с водой,

Задача: в результате эксперимента нужно обратить внимание на то, что произойдет, если с помощью прибора подвешенный груз будем опускать в воду?

(Измерение силы выталкивания воды)

- Медленно опускайте груз в воду, длина пружины уменьшится.

Когда груз снова вытаскивают из воды, пружина снова растягивается. Груз становится в воде заметно легче, потому что вода давит на него, но недостаточно, чтобы вытолкнуть его наверх.

Какое открытие мы сделали в этой лаборатории?

Вывод: Со стороны воды на грузило подействовала сила выталкивания, направленная вверх. Поэтому уменьшилась длина пружины, т. е. грузило, погруженное в воду стало легче.

Какое открытие мы сделали? Вода обладает выталкивающей силой.

Эту силу воды первый обнаружил древнегреческий ученый Архимед (287 — 212 до н. э Слайд

СТАВИМ ТАБЛИЧКУ. Выталкивающая сила

Вы успешно справились с этим этапом, переходим в лабораторию № 3

Опыт № 3 (форма)

Оборудование: емкость с водой, кусок пластилина, полотенце.

Плавает ли пластилиновый шарик в воде? (Тонет).

Слепите из этого же пластилина лодочку и осторожно опустите её на воду. Лодка плавает, потому что тяжесть распределилась на большую поверхность воды. У воды есть ещё один секрет: на её поверхности может плавать и «тонущий» материал, главное - придать ему нужную форму.

Какой вывод можно сделать?

Плавучесть предмета не зависит от размеров, но зависит от формы предмета.

СТАВИМ ТРЕУГОЛЬНИК. Форма

Опыт (стол) № 4 (объём)

Возьмем металлическую пластинку и закрытую металлическую коробочку. Все они сделаны из одного материала. Из какого? (Из металла).

А пластинка какая? Плоская.

А коробочка какая? Объемная.

Давайте проведем с вами опыт. Опускает в воду металлическую пластинку и закрытую металлическую коробочку.

Что мы видим? Пластинка утонула. Коробочка осталась на воде.

Как вы думаете, почему? В коробочке, внутри, есть воздух. А если в предметах есть воздух – то они не тонут.

В банке тоже есть воздух. Только мы его не видим, ведь банка закрыта крышкой. Банка, наполненная воздухом, не тонет. Попробуйте, опустите ее в ванночку с водой. Что с ней произойдет? Она плавает.

Откройте крышку и снова опустите. Плавает она? Нет, она тонет.

Почему? Потому что весь воздух вышел.

(на корабле много отсеков заполненных воздухом.)

Какой вывод можно сделать?

СТАВИМ ТРЕУГОЛЬНИК. (объём)

Чем отличается вода в море и океане от воды в реках и озёрах? (солёная)

Предлагаю провести последний опыт.

Опыт (стол) № 5 (соль)

Возьмём стакан с чистой водой (неполный, сырое яйцо (картофель) и соль. Поместите в стакан яйцо (картофель, оно опустится на дно. Затем аккуратно подсыпайте в стакан соль и наблюдайте, как яйцо начнет всплывать.

Вывод: Соль помогает воде удерживать предметы.

Итак, коллеги, давайте подведем итог того, что мы сегодня узнали. Подтвердились ли ваши предположения, которые вы сделали в начале исследований? Так почему корабли не тонут?

(Весом, формой и объемом определяется, будет, плавать предмет, или не будет).

Сегодня вы, ребята, побывали в Клубе юных исследователей. Вы хорошо потрудились, разобрались в сложных вопросах и зарекомендовали себя великолепными учеными-исследователями. Я хочу вручить вам за хорошую работу сертификаты исследователей.

Удачи в экспериментах, юные исследователи!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект праздника для учащихся начальной школы «Осенние посиделки»Конспект праздника для учащихся начальной школы «Осенние посиделки» Цель: познакомить детей с особенностями народных праздников на примере посиделок, расширить знания учащихся о разнообразии красоты природы.

Конспект внеклассного занятия в начальной школе Тема: Понятие поведенческой нормы и этикета. Внеклассное занятие предназначено в помощь воспитателям и классным руководителям начальных.

Конспект занятия для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности «Куклы Вербница и Пасха»Конспект занятия для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности «Куклы Вербница и Пасха» Цели: – обучить конкретным трудовым навыкам работы с тканью и природным материалом при создании народной игрушки; - развивать творческое.

Краткосрочный проект «Почему корабли не тонут?» в средней группеКраткосрочный проект «Почему корабли не тонут?» в средней группе Краткосрочный проект на тему: «Почему корабли не тонут?» в средней группе. Выполнила: воспитатель Т. В. Голованева, дети средней группы.

Конспект урока для учащихся начальной школы «Математическое путешествие на остров Знаний» Математическое путешествие на остров Знаний Цели: • Формирование интеллектуальных умений, связанных с анализом ситуации, сопоставлением.

Конспект внеклассного занятия для учащихся начальной школы «Мы как радуги цвета» 3 урок Тема: Мы как радуги цвета. Цель: формирование у учащихся понимания уникальности себя и каждого человека. Задачи: - способствовать.

Проект «Почему корабли не тонут»Проект «Почему корабли не тонут» Ещё один краткосрочный проект в нашей группе «Почему корабли не тонут». Во время беседы с детьми о видах транспорта, кто-то из детей задал.

Программа внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы в рамках организации дня здоровья «Игра-кругосветка»Программа внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы в рамках организации дня здоровья «Игра-кругосветка» Программа Дня здоровья. Конспект предназначен для учителей начальной школы. Материал направлен на формирование у детей здорового образа жизни,.

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы «Азбука здоровья» Выполнила Симонова Ольга Николаевна, воспитатель ГПД МБОУ СШ № 6 им. А. С. Макаренко «Азбука здоровья» Цель: развитие у детей потребности.

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы «Берегите первоцветы!»Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы «Берегите первоцветы!» Сценарий внеклассного мероприятия «Берегите первоцветы!» Цель: создание условий для воспитания нравственных основ экологической культуры,.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект внеклассного занятия для учащихся начальной школы «Почему корабли не тонут?» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Котина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект внеклассного занятия для учащихся начальной школы «Почему корабли не тонут?»
Опубликовано: 19 декабря 2021 в 20:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД