МААМ-картинки

Конспект урока для школьников «Торф»

Екатерина Кутепова
Конспект урока для школьников «Торф»

Конспект урока

Тема: «Торф»

Тип урока : комбинированный

Цель: формирование представлений о торфе.

Задачи:

Образовательные:

- закрепление знаний о горючих полезных ископаемых;

- выявление свойств торфа;

- знакомство с процессом образования торфа, способами его добычи и использования;

Коррекционно-развивающие:

Публикация «Конспект урока для школьников „Торф“» размещена в разделах

- коррекция и развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности (операции анализа и синтеза, обобщения);

- коррекция и развитие речи (расширение словарного запаса);

- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

Воспитательные:

- воспитание интереса к предмету;

- воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование, наглядность:

- образцы торфа для определения свойств, стаканчики с водой, тарелочки, стеклянные пластинки, ручная лупа, ромашка из бумаги с 5-ю лепестками.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку. Настрой на работу

- Добрый день, ребята!

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Вы друг другу улыбнитесь.

На места свои садитесь.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

II. Проверка домашнего задания

1. – Что такое полезные ископаемые? (Природные образования, которые люди добывают из глубины или с поверхности Земли и используют в различных целях).

– Какие полезные ископаемые используются в строительстве? (Глина, песок, известняки, гранит)

2. Дидактическая игра «Узнай по описанию и покажи»

– Узнайте полезное ископаемое по описанию свойств, назовите его и найдите на картинке.

1). Прочная, твёрдая порода. Состоит из полупрозрачных, серых, красных и чёрных крупинок, или зёрнышек. (Гранит)

2). Обычно белый, серый или желтоватый камень, внутри множество пор. (Известняк)

3). Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок)

4). Известняк белого цвета, легко ломается и крошится. (Мел)

5). Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина)

3. – На прошлом уроке мы узнали, что в природе имеются ещё и горючие полезные ископаемые. Почему их так называют? (Хорошо горят и выделяют при горении много тепла).

- Какие полезные ископаемые относятся к горючим? (Торф, каменный уголь, нефть, природный газ)

III. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из горючих полезных ископаемых: с торфом;

- выявим свойства торфа с помощью лабораторной работы,

- познакомимся с процессом образования торфа, способом его добычи и использования.

– Запишите тему урока в тетради.

IV. Изучение нового материала.

1. Образование торфа

– Рассмотрите кусочки торфа, лежащие у вас на столах, при помощи ручной лупы, не видны ли в них остатки полусгнивших растений. (Учащиеся сообщают результат наблюдения).

– Откуда же они в торфе?

Дело в том, что торф образовался на болотах в результате медленного разложения торфяного мха и других болотных растений в течение нескольких тысячелетий. В течение многих сотен лет растения на болотах отмирали, сгнивали и уплотнялись, превращаясь в плотную массу. Слой торфа постоянно растет. За год он увеличивается только на 1 мм. Толщина торфа на торфяных болотах – 1-2 метра, а в некоторых местах достигает 10-11 метров.

Таким образом, торф – горючее полезное ископаемое, образованное из полусгнивших остатков болотных растений. (Записать в тетради).

2. Свойства торфа.

- Ребята, я вам предлагает вместе выполнить лабораторную работу, цель которой – определить свойства торфа, результаты наблюдений и опытов нам необходимо записать в тетрадь.

(Учащиеся проводят эту работу по инструкции, записывают результаты наблюдений и опытов:

1). - Рассмотрите кусочек торфа. Какого он цвета? Запишите.

(Торф тёмно-бурого или коричневого цвета).

2). - Попробуйте разломить его. Легко ли он ломается? Результат запишите. (Торф ломкий)

3). - Определите, что твё рже: торф или стекло.

Для этого проведите кусочком торфа по стеклу. Если на стекле остались царапины, то торф твёрже стекла, если нет – мягче. Запишите.

(Торф мягче стекла)

4). Определите, что легче: торф или вода.

Для этого опустите кусок торфа в банку с водой. Если он утонет, то он тяжелее воды, если нет – легче. Сделайте вывод и запишите его.

(Торф легче воды).

5). Определите, впитывает ли торф влагу. Для этого капни водой на кусок торфа. Что произошло с водой? Почему? Запишите результат.

(Торф пористый, хорошо впитывает влагу). Такое свойство называется влагоёмкость.

6). – В начале урока мы с вами сказали, что торф относится к горючим полезным ископаемым, Почему, как вы думаете?

Учитель сам демонстрирует опыт горения торфа – кусок торфа поджигает в пламени. Ученики наблюдают, как загорается и горит торф, записывают вывод. (Торф медленно загорается, хорошо горит).

После выполнения лабораторной работы проводится проверка полученных результатов: учащиеся проводят самопроверку, ориентируясь на запись на доске, делают обобщения и выводы о свойствах торфа.

Физкультминутка.

Потрудились - отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

3. Добыча торфа.

– Как вы думаете, где добывают торф?

– Да, добывают его на высохших или высушенных человеком торфяных болотах - торфяниках.

- Так, что такое ТОРФЯНИК – это болото, в котором накоплены большие залежи торфа. (записать в тетрадь)

С помощью текста учебника мы узнаем о способе добычи этого полезного ископаемого (в учебнике на стр. 58 со слов «Как добывают торф…»).

- При неправильном осушении болот усиливается опасность пожаров. Торф не горит открытым огнём - он тлеет, выделяя большое количество дыма. Пожар в торфяной толще опасен тем, что распространяется под землёй и его очень трудно потушить.

4. Использование торфа

Рассказ учителя.

• Как топливо на тепловых электростанциях, в котельных промышленных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства.

• В сельском хозяйстве в качестве удобрения, подстилочного сырья для животных, как укрывной материал.

• В виде субстрата для грунта в парниках и теплицах. Изготовление торфяных горшочков, таблеток для рассады.

В биологии субстрат — это поверхность, на которой живет организм (например, растение, гриб или животное).

• В строительстве (плиты для утепления стен).

• В медицине (лечебные, бактерицидные грязи и торфяные ванны).

• Получение светильного газа, метилового спирта, дегтя, воска, парафина.

V. Закрепление материала.

На доске прикреплена ромашка из бумаги с 5-ю лепестками, закрытыми с помощью магнитов к жёлтой «серединке». Лепестки раскроются, если цветок «удобрить» правильными ответами о торфе.

• В какую группу полезных ископаемых входит торф? (горючие полезные ископаемые)

• Из чего образуется торф? (из перегнивших болотных растений)

• Назовите свойства торфа.

• Где добывают торф? (на торфяниках)

• Где применяют?

Учитель: «Вы правильно ответили на все вопросы, поэтому ромашка раскрыла свои лепестки и дарит вам свою улыбку»

VI. Выставление отметок.

VII. Домашнее задание.

Стр. 57-59, читать, отвечать на вопросы

VIII. Рефлексия:

- что больше всего вам запомнилось на уроке?

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении ежегодного Всероссийского урока «Эколята — молодые защитники природы. Тема урока «Как помочь птицам»Фотоотчет о проведении ежегодного Всероссийского урока «Эколята — молодые защитники природы. Тема урока «Как помочь птицам» 30.11.2021 года, на базе МДОБУ д/ с №10 "Вишенка" Арсеньевского городского округа, Приморского края, воспитанники старшей группы №4.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект занятия «Головной убор» для младших школьниковКонспект занятия «Головной убор» для младших школьников Цель: Изготовить головной убор. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с разнообразием головных уборов. Научить изготавливать головной.

Конспект занятия «Маска для карнавала» для младших школьниковКонспект занятия «Маска для карнавала» для младших школьников .

Конспект занятия «Перелетные птицы» для младших школьниковКонспект занятия «Перелетные птицы» для младших школьников Цель: Расширять и обогащать представления учащихся о перелетных птицах. Задачи: познакомить с причинами отлета птиц осенью, изготовить.

Конспект занятия по пластилинографии «Снегирь» для младших школьниковКонспект занятия по пластилинографии «Снегирь» для младших школьников Цель: изготовить снегиря в технике пластилинографии Задачи: -учить детей работать в технике пластилинографии; передавать внешний вид снегиря.

Конспект занятия «Рождественский вертеп» для младших школьниковКонспект занятия «Рождественский вертеп» для младших школьников Цель: изготовить рождественский вертеп. Задачи: - познакомить детей с историей Рождества Христова; - познакомить детей с понятием «вертеп»;.

Объединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьниковОбъединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьников Проект:Объединение «Мастерская театра для школьников», как средство социализации школьников. Объединение «Мастерская театра для школьников».

Конспект открытого урока по математике в 1 классе в формате урока-путешествия «Закрепление. Числа от 1 до 20» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Закрепление. Числа от 1 до 20» МО учителей начальных классов Учитель начальных.

Публикация Конспект урока для школьников «Торф» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Кутепова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект урока для школьников «Торф»
Опубликовано: 10 февраля 2023 в 03:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД