Лучший педагог года

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание «ь» в конце шипящих»

Лейсан Сайфетдинова
Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание «ь» в конце шипящих»

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Цель урока : формировать у учащихся умение писать мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; совершенствовать умение объяснять написание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Планируемые результаты:

Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе „Правописание „ь“ в конце шипящих“» размещена в разделах

Предметные: Формировать умение грамотно писать имена существительные с шипящими на конце : с мягким знаком или без него (организовать наблюдение за правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных, подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;

Личностные: Положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные:

Читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать информацию, представленную в разных формах; строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

Сотрудничать с соседом по парте; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы обучения:

по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;

по уровню познавательной активности: частично-поисковый;

по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Образовательные ресурсы:

Учебник С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. Русский язык. 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М. : Вентана – Граф. 2013 г. ; мультимедийный проектор; карточки для работы в парах; презентация;

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд 2.

Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И урок наш начинать.

- А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите улыбку мне. Спасибо. Садитесь.

II. Актуализация опорных знаний

1. Повторение знаний об имени существительном.

- Ребята, посмотрите, какое замечательное солнышко. Давайте проанализируем слово солнышко. Что о нём можно сказать? (имя существительное)

- Вспомним, что такое имя существительное. Посмотрите на доску. Здесь даны утверждения. Выберите верные утверждения методом исключения. Слайд. 3.

Имя существительное - это часть слова.

Имя существительное - это часть речи.

Имя существительное обозначает признак предмета.

Имя существительное обозначает предмет.

Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?

Имя существительное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

- Проверим, какие утверждения вы выбрали. (Ответы детей.)

- Сделаем вывод, что же такое имя существительное?

- Что ещё мы можем определить в слове солнышко? (в ед. числе)

- Докажите. (Солнышко, оно одно)

- Спасибо. Ещё? (Ср. рода)

- Докажите (Солнышко, оно моё)

- Какой шипящий звук есть в этом слове? (ш)

- Молодцы! Знаете ли вы другие существительные с шипящими звуками? Мы сейчас проверим. Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывать и записывать отгадки в тетрадь. Слайд 4-11.

- Для этого приготовим наши тетради.

2. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(Учитель загадывает загадки. Отгадки: печь, ёж, мышь, плащ)

- По образцу за мной прописывайте в воздухе. (Прописывают слова вместе с учителем)

- Пишем с красной строки, с заглавной буквы, через запятую.

- Что общего у этих слов? (Это имена сущ., ед. ч., на конце шипящий звук)

- Подчеркнём все шипящие. (ч, ж, ш, щ)

- Посмотрите внимательно, в чём различие? (На конце некоторых слов есть ь, а на конце других – нет)

- Интересно, почему? Слайд 12.

III. Постановка учебной задачи

- Попробуем в этих словах сами поставить ь. (маркером на листочке)

мяч_

ключ_

лещ_ доч_

ноч_

вещ_

- Двое желающих идут к доске, а остальные возьмите сигнальные карточки и покажите мне, в каких словах вы поставите ь, а в каких нет?

- Вы согласны с мнением …. (имя ученика)

- Что скажете? Почему мнения разошлись? (Мы не знаем эту орфограмму)

- Какую цель мы поставим себе на наш урок? (Научиться правильно писать имена существительные с шипящим звуком на конце)

IV. Открытие нового знания

Работа в парах

- Ребята, вы хотели бы раскрыть секрет написания ь на конце имен существительных после шипящих?

- Вам предстоит побывать в роли исследователей и сделать великое открытие. У вас на партах есть карточки. Выполните задание, пожалуйста. Будьте внимательны! У вас все получится! Времени даю вам 1 минуту.

- Ребята, проверим ваши выводы. (Ответы детей) Можно ли проверить имена существительные с шипящим на конце? Что для этого надо сделать? Слайд 13.

На доске крепится алгоритм проверки.

1. Определить, что это слово имя сущ-е.

2. Определить род и число.

3. Если слово ж. р. в ед. ч – ь

Если слово м. р. в ед. ч - ь

- Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 170. Что скажете? (Наше мнение совпало с мнением автора учебника)

- Вы молодцы! У вас получилось самим сделать открытие!

- Сейчас вернёмся к нашим словам и запишем их правильно в тетрадь.

Мяч, ключ, лещ, дочь, ночь, вещь. Слайд 15.

- Вы хорошо потрудились. Сейчас можно и отдохнуть.

Физкультминутка.

V. Первичное закрепление

Самостоятельная работа

- Сейчас работаем самостоятельно. Выберите задания по уровням и выполните его. Работаем на карточках ручкой. У вас одна минута.

Самопроверка. Слайд 16.

- Проверьте свою работу. Над каждым правильным словом поставьте плюсик.

- Пожалуйста, оцените свою работу на пальчиках. Если ошибок нет- 5. Если 1 ошибка – 4. Если 2 и больше ошибки, значит, ничего не ставите.

- Спасибо. Молодцы!

- Те, кто допустил ошибки, какой вывод для себя можете сделать? (Нужно ещё потренироваться)

- Да, конечно, я уверенна, что у вас все еще получится. Это ещё только первый урок по данной теме.

VI. Рефлексия

- Ребята, какое открытие вы сегодня сделали? (У имён существительных с шипящими на конце ж. р. мягкий знак пишется, у м. р. – не пишется)

- Сейчас проверим, как вы поняли. Я называю слова, а вы отмечаете хлопком те из них, на конце которых мягкий знак пишется, если нет, то вы – не хлопаете.

- Ночь, ёж, малыш, дочь, карандаш, ключ, мышь, душ.

- Оцените свою работу на уроке с помощью положения большого пальца.

- Спасибо! Те, у кого пальчик не вверх, какой вывод для себя вы сделаете?

- Я уверенна, у вас все получится!

VII. Итог урока

- Важна ли для вас тема сегодняшнего урока? Почему вы так думаете?

- Ребята, запишите домашнее задание.

Домашнее задание: выучить правило; выполнить упр. 1 на стр. 170.

- Урок закончен. Ребята, спасибо за работу. (Дети встают)

- Всё, свободны.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение правописание падежных окончаний имён прилагательных» Технологическая карта урока русского языка Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Повторение правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами.» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» Тема: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Цели: познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределённой.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени» Тема: Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени Цель: развивать умения распознавать глагольные формы прошедшего времени,.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание «ь» в конце шипящих»
Опубликовано: 3 февраля 2023 в 19:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание «ь» в конце шипящих»» (включая файлы) размещена пользователем Лейсан Сайфетдинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД