МААМ-картинки

Конспект урока-проекта по литературному чтению во 2 классе по теме «По следам сказочных героев» (УМК «Школа 2100»)

Ольга Валерьевна Сухотина
Конспект урока-проекта по литературному чтению во 2 классе по теме «По следам сказочных героев» (УМК «Школа 2100»)

Урок-проект по литературному чтению во 2-м классе.

Тема. «По следам сказочных героев».

Цели урока :

повторение и обобщение изученный материал, знания учащихся по теме «Сказочные человечки»;

освоение организации новой формы обучения (проектной деятельности)

Задачи:

расширить кругозор чтения учащихся в сфере детской литературы, объединить представления детей о сказочных человечках

Публикация «Конспект урока-проекта по литературному чтению во 2 классе по теме „По следам сказочных героев“ (УМК „Школа 2100“)» размещена в разделах

вызвать у детей интерес к содержанию сказок и сказочных повестей разных авторов, желание прочитать крупнообъёмные произведения полностью;

развивать творческие способности учащихся;

провести мониторинг знаний учащихся

учить составлять вопросы к прочитанным произведениям, уметь анализировать, высказывать своё мнение; учить работать с источниками информации

формировать умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективно планировать работу, распределять роли, умение слушать и слышать друг друга.

воспитывать интерес к урокам чтения, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Характеристика проекта: по содержанию – монопредметный; по количеству исполнителей – коллективный;

Результат выполнения проекта: урок-проект внеклассного чтения, создание классного альбома по теме.

Оборудование: карточки (вопросы и задания, тесты, костюмы для инсценировки, информационные носители с презентациями, которые подготовили дети.

  Ход урока

1 Орг. момент.

2 Актуализация опорных знаний.

Вы собрали информацию о многих сказочных персонажах. Учились самостоятельно трудиться над общей темой. Каждый сам или с друзьями готовил свой проект. Возможно, вам помогали родители в подборе материала.

Повторим этапы организации работы над проектами. (Изучили пособие по проектной деятельности в начальной школе авторов Горячева А. В. Иглина Н. И. «Всё узнаю, всё смогу». Выбрали тему. Нашли информацию. Выделили в материале самое главное и интересное. Кратко изложили материал. Аккуратно его оформили.)

3 Беседа об идее проекта.

Сегодня последний этап. Презентация проекта. Урок- проект. Как вы себе представляете, что это за проект? (Это - коллективный проект по общей теме. Наш урок- проект можно считать информационным и исследовательским.)

4 Формулирование цели и задач урока. (Слайд З)

Цель урока : подготовить проект по теме урока

Задачи урока :

Познакомить одноклассников с книгами о сказочных человечках.

Заинтересовать слушателей.

Учиться общаться через работу в группе, паре ; слушать и корректно оценивать

ответы одноклассников.

(Подведём итог работы над проектом. Представим свои работы, презентации, результаты исследований и решение проблемы.)

5 Создание проблемной ситуации.

Сегодня на уроке нам необходимо найти ответ на проблемный вопрос. Чему нас учат сказочные человечки? Что нужно сделать, чтобы решить проблему

Познакомиться ближе с разными сказочными человечками.

Выяснить, кто их придумывает.

Выяснить, чем сказочные человечки отличаются от нас с вами?

Сделать вывод: чему можно научиться у них?

Создать свой классный альбом по изученной теме.

6 Подведение результатов подготовительного этапа. Сводная таблица. (Слайд 7)

Где можно было встретить следы сказочных человечков из прошлого и современных героев? (в мастерской художника, кукольной мастерской, на театральных подмостках и съёмочной площадке, по дороге к храму,.)

7. Создание альбома. Учитель. Мы ищем в сказочных человечках то, чего нам не хватает в жизни. Или смотримся в книгу, как в зеркало.

В мастерской художника. (Выступление 1 группы)

демонстрация презентации о Буратино:группа учащихся демонстрирует презентацию, в которой объясняют, почему и за что понравился этот литературный персонаж; рассказывают, чему хотят научиться у него.

краткое сообщение о художнике. В детстве очень необходимо представить, вообразить себе героя, о котором ты читаешь. И в этом нам помогают иллюстрации к книгам. Много поколений юных читателей выросло на иллюстрациях к книгам А. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик». замечательного художника Леонид Викторович Владимирского. Он рисует героев милыми и озорными, а отрицательных персонажей – совсем не страшными.

инсценировка отрывка из статьи художника Л. Владимирского «Секреты творчества»

Художник. Я проиллюстрировал много книг, но больше всего люблю рисовать весёлого Буратино. Он для меня стал как живой, я с ним подружился. Его выдумки приносят пользу работе. Когда я только прочёл сказку А,Толстого «Золотой ключик» и собирался делать к ней рисунки, Буратино попросил меня :

- Художник! Нарисуй мне курточку красной!

- Но в книжке сказано, что она коричневая.

- А я хочу поярче! - настаивал Буратино. - Тебе что, краски жалко?

- Но в книжке сказано, что она у тебя коричневая, - возразил я.

- А я хочу поярче! – настаивал Буратино. - Тебе что, краски жалко? И колпачок! Тоже красный.

- Нет. Автор книги, Алексей Толстой, два раза указал, что колпачок у тебя белый.

- А я с тобой водиться не буду! – надулся Буратино.

Что делать? Кого слушать? Автора сказки или её героя? И я решил угодить и тому, и другому. Нарисовал белый колпачок, как хотел автор, а по нему, в угоду Буратино, пустил красные полоски. Новый наряд - красная курточка и полосатый колпачок – всем понравился. Деревянный человечек щеголяет в нём уже целых 50 лет!

Учитель. Вы принесли книги на урок. У многих книги родителей, старших братьев, сестёр. Не только прочли, но и рассмотрели книги: издательство, год издания, кто иллюстрировал их.

В мастерской игрушек. (Выступление 2 группы) Важно понять, что именно каждому может дать чтение книги. Тогда сказочный человечек становится мудрым другом, к которому можно всегда прийти и узнать, увидеть, понять что-то новое. Научиться.

Демонстрация презентации мастер – класса по изготовлению игрушки

Ученик. Я прочитал замечательную книжку Джанни Родари о приключениях Чиполлино и получил много положительных эмоций. Думаю, если в нашей жизни будет больше таких людей, как герой книги, то мир станет добрее и душевнее. Объёмная игрушка - зерновушка отличный подарок для друзей и близких. Почему? Игрушка – утешка -потешка. Сразу вспоминаются мамины слова: «Не грусти! Горе-то - луковое, пустяшное…». Наш герой – луковка. И я использовали для работы растительный материал - горох Горошины- символ дружбы. А Чиполлино -отзывчивый, очень ценит дружбу, не оставит в беде, помогает другим. В описании поделки: инструкция выполнения, фотографии, полезные советы. Какой будет ваша поделка? Можно проявить свою фантазию. Желаю успеха.

Музыкальная страница. Учитель. Писатели много видят в жизни. Порой то, чего мы не замечаем. Затем соединяют свои отдельные накопленные наблюдения. Так рождается вымысел. Он помогает создать писателю художественный образ литературного героя (звучит музыка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»)

(Выступление 3 группы)

Презентация о Щелкунчике.

Демонстрация видео из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Ученик:

- Следы нашего героя привели нас в театр. (демонстрация презентации, в которой дети знакомят с новым сказочным человечком, его автором; объясняют, почему и за что понравился этот литературный персонаж; рассказывают, чему хотят научиться у него).

Ученик:

- Вымысел писателя Гофмана помог композитору П. И. Чайковскому создать музыкальный образ сказочного человечка. Своим творческим воображением он превратил художественный образ в музыкальный. Предлагаем посмотреть отрывок из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Физкультминутка

Результаты работы группы «Исследователи». (Выступление 4 группы)

Сказочные человечки помогают жить. Иногда - заметить в жизни причины поступков. Ответить на вопрос: «Что со мной происходит?»Иногда – увидеть смысл событий. Разобраться, что хорошо, что плохо.

Сформулировали проблемный вопрос. Работая над проектом, мы узнали, что во многих сказках встречаются маленькие сказочные подземные жители - гномы. Мы решили выяснить, какими представляют их наши ребята и получить ответ на вопрос: «Интересно, считаете ли вы гномов положительными героями сказок или отрицательными? Чему можно научиться у них?»

Анкетирование. Провели среди ребят опрос и составили таблицу ответов. Оказалось, что половина класса считают гномов положительными персонажами: добрыми, красивыми, трудолюбивыми, ловкими и умными. Третья часть – отрицательными : хитрыми и даже плутоватыми, жадными и злыми. Остальные ребята затруднялись с определениями. Почему?

Высказали предположение. Мы высказали предположение, что у разных писателей и персонажи разные. Но потом обратили внимание, что эти герои отличаются даже в произведениях одного автора.

Аргументировали примерами. Например, в сказках немецких писателей братьев Якоб и Вильгельм Гримм «Белоснежка и Алоцветик», «Гном – не знаю, кто он» - это злые и жадные уродливые карлики. В сказках «Три лесовичка», «Маленькие человечки» - весёлые, радостные и справедливые. Мы поняли, что не всегда можно судить о литературном герое однозначно.

Сделали итоговый вывод.

Какой вывод можно сделать из этого наблюдения? В народных сказках характеры героев условные и однообразные по типам (только отрицательные или только положительные). В литературных сказках и сказочных повестях они противоречивы.

8 Проведение викторины и теста по изученному материалу.

(Выступление 5 группы. Участники группы предлагают выполнить разноуровневые задания или тест по выбору. Работа в группах.)

- Покажите свои знания и помогите командам выиграть

9 Волшебные человечки : сегодня и завтра. Сказки открыли настоящее «сказочное движение». У них появились продолжатели и подражатели. И не только книжные. Щелкунчик танцует в балете. А сколько героев разговаривает с экрана! (Сообщение о минипутах, смурфиках, никсетраллях)

10 Сообщение – ответ «Чему учат волшебные человечки детей и взрослых?»

Я готовила презентацию об Оле-Лукойе. - герое сказок Г. Х. У этого сказочного человечка есть два волшебных зонтика. Один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем простой, гладкий, который он развё ртывает над нехорошими детьми: ну, они и спят всю ночь как чурбаны, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне! Нетрудно догадаться, что он учит детей добру и послушанию.

И вдруг я увидела в книге, которою читала моя бабушка, имя этого волшебного человечка. Интересно, почему в серьёзной книге для взрослых упоминается Оле-Лукойе. И чему он учит взрослых? Тоже послушанию и добру? А может быть, в книге говорится о его новых приключениях? Я расспросила бабулю.

Протоирей Андрей Ткачёв написал рассказ «Бог видит, а ты смиряйся». В нём он представил, будто превратился в этого сказочного человечка. Послушайте.

«Был бы я Оле- Лукойе, покрутил бы я на всяким богачом зонтиком с одним и тем же сном. Был бы этот сон про то, как никому твоё богатство больше не нужно, никто тебе не завидует, никто от тебя ничего не просит и не берёт. После этого сна проснётся человек и вспомнит, что можно помочь молодым учёным осуществить их работу, а калекам купить коляски, многодетным мамам заплатить за садик».

Бабушка объяснила, что такую помощь люди ждут. И тем, кто может, нужно помогать, давать милостыню. Но без гордости и не хвалиться своим поступком. Потому, что в дающем чело веке должны быть любовь и смирение. Выходит, Оле- Лукойе учит не только детей…

11 Подведение итога работы над проектами.

Чему научились, работая над проектом? (работать с различными источниками информации; доводить начатое дело до конца; сообща работать с одноклассниками и со взрослыми; решать задачи и полечить результат за определённое время)

Завершая урок, хочется прочитать стихотворение:

Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник

А для детской души это нить,

Что ведёт их от сказок в мир жизни реальной,

Мир науки и знаний.

Книги учат детей всем премудростям жизни-

Как быть Человеком, и быть нужным Отчизне,

Ваша работа над проектом завершилась. У нас останутся фотографии, ваши сообщения и презентации, результаты анкетирования и исследования, тесты и задания, видеозапись сегодняшнего урока. Все материалы оформим в книгу «По следам любимых героев – сказочных человечков».

12 Самооценка учащихся.

Мероприятия:

урок внеклассного чтения во втором классе «По следам волшебных человечков»;

инсценировка отрывка статьи художника Л. Владимирского «Секреты творчества»

экскурсия на выставку восковых фигур, в экспозиции которой представлены фш;

Поделки:

проведение учащимися мастер – класса «Изготовление объёмной игрушки- зерновушки Чиполлино» ;

выставка рисунков «Сказочные человечки»

коллекция игрушек

Информационные проекты:

презентации учащихся о сказочных человечках;

Исследования :

Анкетирование «Считаете ли вы гномов положительными героями сказок или отрицательными? Чему можно научиться у них?»

Тест «Есть ли у вас дар сказочника

Литература.

Бунеева Е. В. ,Чиндилова О. В., Яковлева М. А. Уроки литературного чтения во 2-м классе. Методические рекомендации для учителя. - Изд. 2-е., перераб. – М. : Баласс, 2012. – 320 с. Образовательная система «Школа 2100»)

Горячев А. В., Иглина Н. И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2 – 4) классы. - М. : Баласс, 2012.- 64с. ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение : 3 класс : Дидактический материал. - М. : 5 за знания, 2006. (Методическая библиотека)

Кутявина С. В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению : 3 класс. - 2-е изд., перераб. И доп. - М. ВАКО, 2007 (В помощь школьному учителю).

Приглашаем на урок. 3 класс. Русский язык, математика, чтение, окружающий мир авт. - сост. Н. В. Лободина и др. - Волгоград : Учитель, 2008

Сборник. Случайный попутчик. Рассказы священников. – М. : Даниловский благовестник

Трифонова О. Художник Леонид Владимирович. ООО «Издательство АСТ», 2007

Яценко И. Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению : 1 класс -М. ВАКО, 2007 (В помощь школьному учителю).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по литературному чтению «К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Задачи урока: аналитическое восприятие частей рассказа, развитие творческого воображения.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Г. Б. Остер «Вредные советы. Как получаются легенды» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года Тема. Г. Б. Остер.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «08» мая 2015 года Тема. Л. А. Кассиль.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Н. Носов «Телефон» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «29» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по произведению Р. Сефа «Весёлые стихи» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «15» мая 2015 года Тема. Р. Сеф.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТРНОЕ ЧТЕНИЕ КЛАСС АНАТАЦИЯ: формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста. Развитие.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе М. М. Зощенко «Золотые слова» Конспект урока по литературному чтению 3 класс М. М. Зощенко «Золотые слова» (продолжение) Планируемые результаты Предметные: продолжат.

Сценарий квеста «По следам сказочных героев»Сценарий квеста «По следам сказочных героев» Воспитатель: Скоро лето и наши ребятки собираются в старшую группу. Позади занятия по математике и рисованию, лепке и физкультуре, а впереди.

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Считалка, скороговорка или дразнилка?» Конспект урока по литературному чтению, проведенного в 1 классе МБОУ СОШ № 1 студенткой группы 3/2К Комаровской Марией Евгеньевной. Тема.

Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе «И. А. Бунин. Листопад» УМК Школа России Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий. Цель урока: освоение новых знаний и способов действий при изучении стихотворения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока-проекта по литературному чтению во 2 классе по теме «По следам сказочных героев» (УМК «Школа 2100»)
Опубликовано: 29 августа 2019 в 00:44
+53Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД