Папки-передвижки

Конспект урока по русскому языку в начальной школе на тему «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Ольга Говорухина
Конспект урока по русскому языку в начальной школе на тему «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Цель: научить учащихся классифицировать имена существительные на одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Задачи:

1. Закрепить знания об имени существительном.

2. Развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность, творческую активность учащихся

3. Воспитывать сдержанность, умение выслушивать товарищей, интерес к русскому языку.

4. Воспитывать чувства гордости за Родину, гражданственности и патриотизма.

Публикация «Конспект урока по русскому языку в начальной школе на тему „Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые“» размещена в разделах

Ход урока. Орг. момент

1. Слово учителя. На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики.

2. Запись числа, классной работы.

А для начала ответьте, о чём пойдёт сегодня речь?

3. Слайд 1

Всему название дано-/И зверю, и предмету. /Вещей вокруг полным- полно,/А безымянных нету. /И всё, что может видеть глаз,-/Над нами и под нами,/И всё, что в памяти у нас,-/Названо словами. (А. Шибаев)

(об имени существительном)

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает.

Имя существительное отвечает на вопросы ___?

Имя существительное относится к одному из трё х родов:

Изменяется по ___ и.

К 1 склонению относятся имена существительные.

Ко 2 склонению относятся имена существительные.

К 3 склонению относятся имена существительные.

В предложении чаще всего является ___или.

Зачем повторили? Повторение ведёт к формулировке темы.

5. Объяснение новой темы. (Слайд 6)

В два столбика написаны имена существительные. Определить, по какому признаку они объединены.

папа дуб

тётя ствол

дядя дупло

пёс Днепр

Валя гриб

Учитель Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

Вывод: Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые.

Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.

- Тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». ЦЕЛЬ. Чему мы будем учиться?

- Сегодня мы должны научиться различать одушевлённые существительные от неодушевлённых.

Выскажите своё предположение, как мы будем это делать?

Объявление темы урока. Учитель Мы уже знаем, что существительные делятся на два больших разряда: одушевлённые и неодушевлённые.

Почему одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?

Ученик Потому что они обозначают живые существа.

Учитель Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что? Ведь это тоже живая природа!

Учащийся. Ответ следует искать в глубокой древности.

Наши далёкие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой – с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевлённым.

6. Определение категории одушевлённости.

Слайд 8 Учитель

Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения

одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть вы сами.

Какими являются существительные друзья, деревья?

Просклоняем существительные, выделяя окончания.

• И. п. (кто) друзья (что) деревья

• Р. п. (кого) друзей (чего) деревьев

• Д. п. (кому) друзьям (чему) деревьям

• В. п. (кого) друзей (что) деревья

• Т. п. (кем) друзьями (чем) деревьями

• П. п. (о ком) о друзьях (о чем) о деревьях

• ВЗАИМОПРОВЕРКА.

Работа в парах: сравнить склонение существительных.

Какую особенность вы заметили при склонении?

Вывод: Во мн. числе у одушевленных существительных В. п. совпадает с Р. падежом, а у неодушевлённых существительных В. падеж совпадает с И. падежом.

Одушевленные (мн. ч.)

В. п. = Р. п.

Неодушевленные (мн. ч.)

В. п. = И. п.

Что мы ещё узнали о категории одушевлённости?

Вывод: Определение категории одушевлённости и неодушевлённости не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе.

Предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному.

Посмотрим на слайд( №9) Поэтому к одушевлённым существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, т. е. живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр., названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр., что связано с олицетворением этих предметов в игре.

Слайд №10 К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ - они "рождаются", "дышат", "развиваются", "цветут", "размножаются" и "умирают", но не способны передвигаться).

К неодушевлённым относят и собирательные названия множеств живых существ : народ, толпа, армия, рой, стая, табун.

- Что нового узнали о имени существительном?

Вывод: ученики Грамматический способ разделения существительных на одушевлённые и неодушевлённые – это совпадение форм родительного и винительного падежей множественного числа у существительных одушевлённых, а именительного и винительного падежей – у неодушевлённых.

Одушевленность или неодушевленность – это постоянный признак каждого имени существительного.

8. Закрепление 1. Работа в группах. №1. Замените в словах первую букву так, чтобы они отвечали на вопрос кто? Кол-вол, капля-цапля, дверь-зверь, мак-рак, дом-сом. №2. Уберите или вставьте в слова буквы, чтобы получились одушевлённые существительные. Шутка-утка, точка-дочка, лень-тюлень, бочка-бабочка. Ответы проверяем по эталону (слайд 12,13)

–Какая группа выполнила без ошибок? – «5», с одной –«4», с двумя – «3»

2. Работа в парах по карточкам. Проверяют эксперты (2 уч-ся, те кто выполнил на «5»)

«5»-12-10б; «4»-9-7б; «3»-6-5б

2. Класс. Задание №3 «Кто внимательней?» (13-16)

Найдите имена существительные в заколдованных словах. Какие из них одушевлённые, неодушевлённые?

-Какая пара получила сколько баллов? Оценку? (по карточкам)

Разминка для глаз.

Открываем глазки – раз,/А зажмуриваем - два,/Раз, два, три, четыре,/раскрываем глазки шире. /А теперь опять сомкнули,/Наши глазки отдохнули.

Физминутка 1. Я сейчас буду диктовать слова, а вы определите одушевленные они или неодушевленные. Если слово одушевленное, встаём. Если слово неодушевленное – сидим.

Малина, воробей, сорока, горох, земляника, собака, берёза, помидор, медведь, корова, картофель, кукла.

2. Потрудились – отдохнем. /Встанем – глубоко вдохнем,/Руки в стороны,вперед,/Влево, вправо поворот. /Руки плавно опустили,/Всем улыбки подарили,/Потихонечку все сели.

Индивид. работа. Двое учащихся : работа по репродукциям. Выписать на доске имена существительные в две колонки по категории одушевлённости и неодушевлённости.

Одушевленные

Неодушевленные

солдат

матрос

сержант

лейтенант

капитан

майор

полковник

генерал

адмирал

маршал

враг

праздник

день

битва

война

- Что показалось трудным? Почему?

10. Экпресс - диагностика. Самопроверка по эталону. Оценивание. Кто выполнил работу на «5,4,3»?

Вывод по уроку. Какое основное правило нужно помнить при определении одушевлённых и неодушевленных существительных?

Рефлексия 23 слайд

1. Цели? Как вы думаете достигли?

2. Что узнали и запомнили?

3. Чему научились?

4. Что понравилось?

5. Чему удивились?

6. Что не понравилось?

7. Кто считает, что может лучше работать?

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе «Ты наш друг, родной язык» "Ты наш друг, родной язык". Цели: · Вызвать интерес к русскому языку. · Формировать образную и выразительную речь. · Расширить кругозор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку в начальной школе на тему «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»
Опубликовано: 24 августа 2020 в 22:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД