МААМ-картинки

Конспект урока чтения в 7 классе школы АОП для детей с интеллектуальными нарушениями «Л. Толстой «Кавказский пленник»

Бурмистрова Юлия Геннадьевна
Конспект урока чтения в 7 классе школы АОП для детей с интеллектуальными нарушениями «Л. Толстой «Кавказский пленник»

Конспект урока по чтению в 7 классе

Тема: Жилин и Костылин: кто «кавказский пленник», и в каком плену находится?

Автор: Бурмистрова Юлия Геннадьевна

ГБОУ СО «Школа АОП №14 г. Вольска»

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса. Данный материал будет полезен при изучении произведения Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Занятие имеет коррекционно-развивающую направленность, представляет собой сложную форму и разработано в соответствии с современными требованиями.

Публикация «Конспект урока чтения в 7 классе школы АОП для детей с интеллектуальными нарушениями „Л, Толстой „Кавказский пленник“» размещена в разделах

Конспект урока по чтению и развитию речи в 7 классе.

Тема. Жилин и Костылин: кто «кавказский пленник»,и в каком плену находится?

Цель урока :обобщить и систематизировать знание текста произведения учащимися, умение применять отрывки из текста при ответах на вопросы.

Задачи урока :

- Образовательная: обобщить и систематизировать материал по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

- Развивающая: развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

- Воспитательная: воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

- Коррекционная: проводить коррекцию психических функций - памяти, мышления, внимания, мелкой и крупной моторики рук.

- Здоровье сберегающая: создать условия для профилактики нарушений осанки и зрения, снятие позостатического напряжения.

Тип урока :урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.

Материально-техническая оснащение и дидактическое обучение: мультимедийный проектор, ПК, мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной работы подгрупп.

Термины и понятия: жила, жилистый, костыль, костылять, колода

(лежачее толстое дерево, джигит (молодец), удалой (храбрый, смелый, доблестный, отважный, плен (неволя, пленник (взятый в плен, невольник, пленять (захватить, прельстить, подчинить).

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос.

- Какое произведение мы с вами читаем? Слайд 1.

- Кто его автор?

Задание на внимание. Слайд 2.

- Лев Николаевич Толстой – автор многих замечательных произведений. Он писал для взрослых и детей. А сейчас проверю, какие вы у меня внимательные: под каким номером было написано на слайде название рассказа, отрывки из которого мы читаем?

(Сказки, рассказы «Акула», «Косточка», «Пожарные собаки», «Прыжок» и др. - для детей,

«Анна Каренина», «Детство», «Отрочество», «Юность», «Хаджи-Мурат» и др. – для взрослых).

- «Кавказский пленник» - это рассказ-быль? Почему?

(Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности).

- Где происходит действие рассказа? Слайд 3.

(События происходят на Кавказе).

- Когда происходят описываемые события?

(События происходят во время тяжёлой, кровопролитной войны с горскими народами).

- Как зовут главных действующих лиц?

(Главных действующих лиц рассказа зовут Жилин и Костылин).

- Кто такие Жилин и Костылин? Что с ними случилось?

3. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, как схематично мы изобразили расстановку героев в рассказе на прошлом уроке.

Мать Дина мать

Жилин Костылин

Татарин татары

- Что вы можем сказать о героях рассказа по этой схеме?

( главные герои в центре:Жилин и Костылин; вокруг Жилина много людей, вокруг Костылина – нет, Жилин и Костылин рядом)

4. Постановка темы и целей урока.

- Вы сказали, что главные герои - Жилин и Костылин, но рассказ назван

«Кавказский пленник».

Один пленник, как же так? Кого имеет в виду Л. Н. Толстой? И как между собой соотносятся герои? На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить.

Задание 1 Слайд 4.

- И начнем мы разговор с такого задания: послушайте небольшие фрагменты из текста и подумайте, что в них общего?

• «Жилин говорит :

- Надо ехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь.

А Костылин говорит:

- Что смотреть? Поедем вперед».

• «Вот говорит (Абдул) Жилину, - ты все серчаешь, а твой товарищ смирный; он письмо написал домой…»

• «Костылин целыми днями сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет до дома, а другого не писал».

- Что объединяет эти фрагменты по строению и содержанию?

- О ком говорится во всех прочитанных фрагментах?

- Что говорится о них? Что помогает нам понять, что герои сравниваются и противопоставляются друг другу?

( Вывод:Во всех фрагментах говорится о Жилине и Костылине, герои сравниваются друг с другом, противопоставляются друг другу, союзом А).

5. Формулировка цели урока.

- Вы совершенно верно отметили, что повествование в рассказе строится на основе сравнения и противопоставления двух героев. Поэтому наша цель – вслед за автором сопоставить героев и подумать над вопросами, кто «кавказский пленник» и в каком плену он находится?

Речевая гимнастика

Шесть мышат в камышах сидят.

- Какие звуки повторяются?

-Прочитайте вслух, не спеша. Выделите голосом каждое из слов по порядку.

-Прочитайте постепенно увеличивая темп.

6. Работа с текстом. Сравнительная характеристика героев.

- Ребята, скажите, пожалуйста, кто из героев: Жилин или Костылин вам ближе?

- Кто больше заинтересовал? Почему?

- А сейчас давайте обратимся к тексту и проведем сравнительный анализ героев.

Я предлагаю начать с фамилий героев.

3

- Давайте попробуем доказать, что Л. Н. Толстой не случайно выбрал такие фамилии для действующих лиц повести.

Слайд 5

-Выделите корень в каждой фамилии. Подберите однокоренные слова.

Жилин – жила, жилистый.

Костылин -костыль, костылять.

Слайд 6

- Обратимся к толковому словарю и узнаем значение слов.

В толковом словаре есть значение слов:

«жила» - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый- сильный, в народе часто говорили про стоящего, сильного человека «Есть в нем молодецкая жила»;

«костыль» - палка для хромых, безногих, костылять – плестись потихоньку.

- Какую характеристику дал героям автор, наделив их такими фамилиями?

Задание №2. Слайд 7.

- Продолжим сравнительный анализ героев и обратимся к 1 главе.

- Найдите в тексте детали характеризующие внешность Жилина и Костылина.

Жилин Костылин

«не велик ростом, а удал был» «грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт»

Пухлый запотел, да ноги ободраны.

5 гл. стр. 122

«И черт меня дернул колоду эту с собой брать» гл. 5 стр. 123

- Объясните значение выделенных слов.

Удал, удалой–храбрый, смелый, доблестный, отважный, притом расторопный, которому в отваге всегда удача.

Колода – лежачее толстое дерево, бревно или немалый толстый обрубок; неуклюжий, неповоротливый человек.

- Следуя описанию, что вы можете сказать о Жилине и о Костылине?

- Подумайте, почему в тексте нет подробного описания внешности героев?

- На чем заострил внимание читателей автор?

( Вывод:Автор не сообщает читателям портретные подробности, заостряя внимание на главных отличительных особенностях: у Жилина – удаль, у Костылина – неповоротливость).

Задание №3. Слайд 8.

- Как черный татарин называет Жилина и Костылина во время разговора о выкупе? (2 глава стр. 114-115)

- Объясните, что значат эти слова через подбор близких слов по значению.

(Жилина называет «джигит» - молодец, Костылина – «смирный» спокойный, тихий, покорный).

4

Первоначальное слово «джигит» обозначает «наездник, человек, гарцующий на коне, это предполагает такие качества, как смелость, лихость, удальство.

- Справедливо ли горцы говорят о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный»?

( Вывод:Жилин вступает в спор с татарами, а Костылин соглашается на выкуп, который назвали татары)

Жилин Костылин

Джигит – молодец

«смирный» спокойный, тихий, покорный.

Задание №4 Слайд 9

- Расскажите, как вели себя в плену Жилин и Костылин?

- Подтвердите строчками из текста (3-4 глава стр. 116-117)

- Выберите из текста глаголы, которые описывают действия героев в плену.

Жилин Костылин

Ходит, высматривает,

рукодельничает, роет…

Пишет, ждёт, скучает, спит.

Задание №5 Слайд 10

- Как ведут себя герои во время побега? Выделите ключевые слова, характеризующие действия Жилина и Костылина. (5 глава стр. 121-122)

Жилин Костылин

Раскопал дыру, выбрался, Зацепил камень ногой,

примечает, полез на гору, отстаёт и охает, покряхтывает, пополз к дороге, упал со страху, рассолодел…

свистнул, смеётся,

несёт Костылина на себе.

- Почему Костылин оказался при побеге не соратником Жилина, а обузой?

- Почему в одних и тех же условиях один пленник проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется, а другой только страдает (нерешителен, труслив, эгоистичен, плохо переносит боль, усталость, трудности, скорее всего, не действует, а находится в том или ином состоянии).

Задание №6Слайд 11

- Найдите строчки из текста, в которых говорится об отношении Жилина и Костылина друг к другу во время первого побега. (глава 5 стр. 123)

- Во время второго побега Жилина. (глава 6 стр. стр. 126)

Жилин Костылин

Не годится товарища бросать. –Иди один, за что тебе из-за меня

Не поминай лихом. пропадать.

Поцеловался с Костылиным. Поддержал его Костылин

- Какие качества героев здесь проявляются?

- Что нового мы узнаём о Костылине?

(Вывод. Для Жилина важным является понятие взаимовыручки, Костылин не хочет быть обузой, помогает выбраться Жилину)

Физминутка.

Зрительная гимнастика.

1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы. На счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. На счет 1-4 посмотреть на кончик носа. На счет 1-6 перевести взгляд вдаль. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх - вправо - вниз - влево и в обратную сторону: вверх - влево - вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

7. Обобщение характеристики героев. Слайд 12

- Попытайтесь учесть всё, что мы сегодня говорили и составить характеристику героев.

Жилин Костылин

Решительный, находчивый, Предает, смиряется, трусит

Есть в нем молодецкая жила. Насилу докостылял до дому.

Удалец.

Прощает, жилится, спасается. Колода. Смирный, слабый,

- Какие качества героев присутствуют у вас? Подумайте, с какими качествами своего характера вам стоит бороться, а какие развивать?

9. Осмысление прочитанного.

- Вернёмся к главному вопросу урока : почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке?Кого писатель имеетв виду? И разберём три точки зрения.

9.1 Словарная работа Слайд 13

- Познакомьтесь со словарной статьёй к слову «пленник».

Плен – неволя.

Пленник – взятый в плен, невольник.

Пленять – захватить, прельстить, привлечь, подчинить.

- Преобразуйте словосочетание «кавказский пленник» по примеру :морской берег – берег моря. (Пленник Кавказа)

-Чьими невольниками оказались герои? Как они выбрались из плена?

9.2 Работа по карточкам малыми группами.

1 точка зрения.

Пленник Кавказа – человек, находящийся в плену у врагов. Сбежавший Жилин и выкупленный Костылин.

10. Работа с пословицей. Слайд 14-15

- Как вы понимаете смысл пословицы «Всяк в плену у своих страстей»?

Страсть – сильное выраженное чувство; крайнее увлечение.

- Кто кавказский пленник, согласно этой пословице? Выскажете своё мнение по этому поводу.

- Скажите, почему Жилин не захотел после освобождения отправиться к матери, а остался на Кавказе? Вернитесь к финалу рассказа и подтвердите свой ответ строчками из текста. (6глава стр. 129)

2 точка зрения.

Пленник Кавказа – человек, связанный с Кавказом, привлечё нный им:«Нет, ужвидно не судьба моя. И остался служить на Кавказе». Он пленён Кавказом, пленён горами. Судьба Жилина – остаться на Кавказе. Если он захочет изменить свою судьбу – ничего хорошего не будет. Вот он пытается покинуть Кавказ вместе с Костылиным – и попадает в плен. Потом бежит из плена вместе с Костылиным – и снова попадает в лен. Потом бежит из плена один - и попадает к своим. Если он захочет покинуть Кавказ – он обязательно снова попадет в плен. И рассказ никогда не закончится. И Жилин решает эту цепочку разорвать. Он – Кавказский пленник. Это его судьба. И он примеряется со своей судьбой. Он решает остаться Кавказским пленником. Повторения заканчиваются. И рассказ Толстого тоже заканчивается.

3 точка зрения.

«Всяк в плену у своих страстей».Эта пословица может полностью соотнесена с образом Костылина. Герой находится не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма, и из этого плена он не выбирается. Он не выдерживает испытаний, которые превозмогает Жилин. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже врагов; решал свои проблемы сам, не перекладывая не плечи других; был сильным, «жилистым».

11. Подведение итогов. Оценивание.

- Давайте вернёмся к теме урока и прочитаем ещё раз вопрос, содержащийся в ней.

- Кого вы считаете Кавказским пленником? Свой ответ начните со слов «Я думаю, что…»

12. Рефлексия.

- Ребята, я думаю, рассказ «Кавказский пленник» никого не оставил равнодушным. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям, любить своих близких,, не бояться брать ответственность на себя, считаться с другими. Спасибо за вашу работу на уроке, добра вам и справедливости.

13. Домашнее задание.

- К следующему уроку чтения напишите небольшое сочинение-рассказ о герое, которого вы считаете главным в рассказе «Кавказский пленник». Своё сочинение начните так,например, : «Я считаю главным героем рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» …., потому что… и т. д.»

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине» СПИРИДОН ДМИТРИЕВИЧ ДРОЖЖИН. «РОДИНЕ» Цели: знакомить учащихся с произведениями С. Д. Дрожжина; развивать наблюдательность, воображение;.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе по разделу «Природа и мы» ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ "ПРИРОДА И МЫ". ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ. Тип урока: обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Ю. И. Ермолаев «Проговорился. Воспитатели» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «10» мая 2015 года Тема. Ю. И. Ермолаев.

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула»План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула» Тип урока:Урок открытия новых знаний. Цель урока:Формирование умения работать с текстом. Задачи урока: -Создать условия для знакомства с сюжетом.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан» Тема: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан». Предметные: познакомить с творчеством.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект урока чтения в 7 классе школы АОП для детей с интеллектуальными нарушениями «Л. Толстой «Кавказский пленник» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Бурмистрова Юлия Геннадьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект урока чтения в 7 классе школы АОП для детей с интеллектуальными нарушениями «Л. Толстой «Кавказский пленник»
Опубликовано: 6 сентября 2020 в 18:38
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД