Папки-передвижки

Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему «Тайга»

Татьяна Сафонова
Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему «Тайга»

Урок окружающего мира 4 класс. Тема: «Лесная зона -Тайга»

Цели:

• Сформировать представление о Тайге.

• Познакомить с географическим положением зоны

• Познакомить с растительным и животным миром, деятельностью человека

• Развивать познавательную активность, умение работать с картой, дополнительной литературой

Планируемые результаты:

Предметные:

• Учащиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте

Публикация «Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему „Тайга“» размещена в разделах

• Характеризовать природные условия, животный и растительный мир

• Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

Метапредметные:

• Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Личностные:

• Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

• Освоение доступных способов изучения природы и общества

Тип урока :

Усвоение новых знаний

Технологии:

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Ход урока

I.Организационный момент

Сегодня на уроке окружающего мира у нас присутствуют гости, повернитесь к ним и молча поприветствуйте их.

II. Формирование потребности. Мотивационный этап.

Звучит песня «Широка страна моя родная» (1 куплет)

-О чём поётся в песне? (о России, о любви к Родине, гордости, природных богатствах нашей страны)

- Мы с вами граждане РФ. Чтобы быть достойными гражданами необходимо любить свою родину.

- А что значит любить свою родину? (беречь её природу, охранять от врагов, приносить ей пользу свои трудом, знать и изучать её секреты)

- Зачем это нам нужно? (чтобы из-за незнания не нанести вред нашей стране, мы здесь живем, будут жить другие поколения и мы всячески должны сохранить природу нашей страны для будущих поколений, всё в природе взаимосвязано, нанося урон природе, мы прежде всего вредим себе, так как мы часть этой природы).

- Наша страна простирается на многие тысячи километров с запада на восток и с севера на юг.

Покажите на карте территорию нашей страны?

- Живая природа нашей страны очень разнообразна. Почему? (Условия жизни в природе зависят от того, сколько солнечного тепла и света получает земная поверхность)

-Именно поэтому существуют природные зоны

- Что же такое природные зоны? (территория со сходными климатическими условиями, имеющая определённый растительный и животный мир)

- С какими природными зонами мы уже познакомились? (Зона арктических пустынь и тундра)

III. Выявление затруднения.

Цель: выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Приём («До и после»).

-Возьмите карточку (желтого цвета) с утверждениями

Вы должны согласиться или нет с предложенными утверждениями,ставим + или – в 1 столбике

На выполнение задания даю вам 3 минуты

( Индивидуальная работа: читают утверждения и ставят знаки «+» или «-» в зависимости от того, согласны или не согласны с утверждениями.)

Утверждения могут быть следующими:

1. Природная зона «Тайга» проходит широкой полосой по территории Сибири.

2. Для тайги характерны суровая продолжительная зима и теплое, но короткое лето.

3. Большинство деревьев тайги – лиственные.

4. Дуб и ясень являются растениями тайги.

5. В тайге можно встретить бурого медведя, амурского тигра и сайгака.

6. Тайга богата полноводными реками, в которых в большом количестве водятся ценные виды рыб.

Задаю вопросы:

- Легко ли вам было?

- Кто затруднялся?

- В чем было затруднение?

- Предложите план выхода из затруднений. Где вы будете добывать информацию, чтобы дать точные ответы на эти вопросы.

- Вы можете после нашего урока дополнить свои знания, побеседовав с родителями, другими взрослыми, прочитав энциклопедию, посмотрев телепередачу.

- А на уроке вы воспользуетесь текстовой информацией, а также обогатите свои знания, общаясь с партнерами

- Сегодня на уроке я приглашаю вас совершить заочное путешествие по одной из природных зон России, а название этой зоны вы узнаете, разгадав ребус

- Что получилось?

(тайга)

IV. Целеполагание.

-Сформулируйте тему урока.

-Тайга.

- Назовите цели сегодняшнего урока.

Какие задачи поставим перед собой?

Познакомиться с природной зоной тайга

Уметь показывать ее на карте

Узнать о климате, животных и растениях тайги

Выявить экологические проблемы и пути их разрешения

- Составим план описания тайги. (на доске)

1. Географическое положение тайги. Климат.

2. Растительный мир.

3. Животный мир.

4. Экологические проблемы.

Итак, сегодня мы не просто 4 Б класс, мы сегодня ученики исследователи. Каждый будет выполнять свою функцию

- Для этого мы разделимся на группы (географы, ботаники, зоологи, экологи)

V.Формирование новых знаний и умений.

-1 группа «Географы». Вам необходимо изучить карту «Природные зоны России» - текст на карточке, учебник стр. 87. Заполнить чек–лист «Географическое положение природной зоны тайга. Климат тайги» и показать на карте природную зону тайги.

- 2 группа «Ботаники». Вам необходимо изучить текст, заполнить чек- лист «Растительный мир тайги».

- 3 группа «Зоологи». Животный мир тайги богат и разнообразен.

В учебнике на странице 87,140 приведены примеры животных тайги. Заполните чек –лист «Животный мир тайги».

- 4 группа «Экологи».

Учитель:

- Как вы думаете, может ли тайга заболеть?

-Оказывается, может. Это происходит по вине человека. На планете возникают экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого. Таких проблем очень много.

- Ваша задача, изучить экологические проблемы тайги и заполнить чек –лист «Экологические проблемы».

—Итак открываем лабораторию «Исследование тайги»

- На столе лежит красная сигнальная карточка. Если у вас возникнут трудности, поднимите ее.

- На выполнение работы у вас 5 минут.

- А теперь каждая группа представит свою работу.

1. Предоставляем слово «географам».

«Географическое положение и климат»

Южнее зоны тундры располагается тайга. Это большая часть на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Если взглянуть на карту России, тайга будет представлена в виде широчайшей полосы, протянувшейся от запада и до востока. Географическое положение природной зоны определяет (влияет) климат тайги. Климат тайги с теплым, но очень коротким летом и долгой, холодной и снежной зимой. За длительную и холодную зиму почва глубоко промерзает, а весной оттаивает медленно. В некоторых зонах лежит слой вечной мерзлоты.

ВКЛЮЧАЮ – РЭШ (0,53мин)

2- Предоставляем слово «ботаникам».

Растительный мир.

Лучше всего к условиям тайги приспособлены хвойные деревья. Почвы здесь бедны перегноем, сильно увлажнены. Кроны деревьев смыкаются и не пропускают света. Поэтому здесь мало мелких кустарников и трав, зелёные мхи, лишайники и толстый ковёр опавшей хвои покрывают почву. Хвойные деревья (сосна, ель, лиственница, кедр)- хозяева этих мест. Встречаются здесь также ольха, осина, берёза, ива. Тайга – царство хвойных растений.

- Отгадайте загадки. (на доску вывешиваю деревья)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная! (ель)

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. (лиственница)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветки - только на макушке. (сосна)

Это дерево большое,

На ветвях его растёт

Не листва – густая хвоя

Зеленеет круглый год.

И всегда на шишки щедр

Угадайте? Это –. (кедр).

Работа с микроскопом

Ребята,кто из вас видел как выглядит ствол сосны в разрезе?

Давайте рассмотрим срез сосны.

Что обозначают кольца на срезе?

ФИЗМИНУТКА (вспомним правила поведения в лесу)

По Родному краю

Дружно мы шагаем (марш на месте)

Справа от нас зеленый луг, (поворот)

Слева находится лес. (поворот)

В том лесу полно чудес!

Белка с ветки на ветку скок (прыжки)

Филин крыльями машет. Уф!

Аж захватывает дух! (Взмахи руками.)

Солнце над березами светит нам (повороты головы)

Мы рады ягодам! Грибам! (наклоны)

3. Предоставляем слово «зоологам».

Сообщение о животном мире тайги.

-Игра «Узнай по описанию» (учащийся берёт описание на карточке и подставляет соответствующему животному, рисунок которого на доске)

-Это огромный, неуклюжий зверь, покрытый бурым мехом, как шубой. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глазки, слабое зрение. Лапы при ходьбе он ставит внутрь пальцами и наружу пятками. (медведь)

-Характерно плотное телосложение. Голова больших размеров, хвост достаточно широкий. Длина тела птицы колеблется от 45 до 90 сантиметров, масса 2 – 6 килограмм. Размах крыльев составляет 1,4 метра. Окраска у самцов более интересная и заметная, чем у самок. (Глухарь)

-Хищник. Видом он мало отличается от домашнего пса. Но его легко можно узнать по жадным, злым глазам, по сильной, неповоротливой шее и по разбойничьей фигуре. В их лапы попадают зайцы, куропатки, лоси, олени и даже спящие медведи. Эти хищники охотятся сообща, небольшими стаями и нередко нападают на домашний скот. (Волк)

-Это зверьки мелкого или среднего размера. Задние конечности крупных видов удлинены. Самки, как правило, крупнее самцов. Уши длинные (не менее половины длины головы, имеют клиновидную форму. Хвост короткий, снаружи почти незаметен. (Заяц)

4- Предоставляем слово «экологам».

Экология.

Главная экологическая проблема тайги сегодня – ускоренная вырубка хвойных деревьев.

Что касается животного мира. Есть проблемы со снижением численности копытных из-за неумеренного отстрела. То есть браконьерство.

Загрязнение окружающей среды. В тайге, возле озера Байкал, когда-то самого чистого озера, находится известный Баргузинский заповедник. Он является старейшим заповедником России. Но на берегах озера строят промышленные предприятия.

Люди часто посещают прекрасные леса тайги, но безответственное поведение человека приводят к лесным пожарам. Хозяйственная деятельность человека и его потребительское отношение к природе наносят большой вред тайге.

Урок мы начали с прослушивания песни «Широка страна моя родная». Мы жители этой огромной страны и, как ответственные граждане, мы должны беречь свою страну.

Предлагаю вам поработать с карточкой зеленого цвета и зачеркнуть неверные утверждения.

Зачеркни неверные утверждения

Бывая на природе:

-Можно заниматься браконьерством.

-Можно оставить костер непогашенным.

- Не оставлять горящие или тлеющие угли в кострах

- Можно разорять гнезда птиц, ворошить муравейники

-Не оставлять за собой мусор, хлам

- Беречь лес от пожара и загрязнения.

-Можно ломать ветки деревьев.

-Сажать молодые деревца.

(ПРОВЕРЯЕМ)

ФИЗМИНУТКА.

VI.Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Цель: систематизация и обобщение знаний.

Предлагаю вернуться к карточке желтого цвета с утверждениями по теме урока и ответить на вопросы с позиции полученных на уроке знаний.

Дети отмечают верные и неверные утверждения, комментируют свои ответы, доказывают правильность.

На карточках розового цвета -ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ (ДЕТИ ПРОВЕРЯЮТ).

1. Природная зона «Тайга» проходит широкой полосой по территории Сибири. -

2. Для тайги характерны суровая продолжительная зима и теплое, но короткое лето. +

3. Большинство деревьев тайги – лиственные. -

4. Дуб и ясень являются растениями тайги. -

5. В тайге можно встретить бурого медведя, амурского тигра и сайгака. -

6. Тайга богата полноводными реками, в которых в большом количестве водятся ценные виды рыб. +

Дети сравнивают с эталоном, вносят коррективы при необходимости, высказываются о допущенных ошибках. Сдают выполненную работу.

( Собирает работы детей и оцениваю по следующим критериям:1. Заполнены оба столбца знаками «+» и «-».)

Домашнее задание

Дать характеристику природной зоны по плану.

Подготовить сообщение о животном или растении тайги, занесенном в Красную книгу.

Кроссворд «Тайга»

1. Хвойное дерево.

2. Хищник. Живёт в глухой тайге. Его основная добыча грызуны. Имеет красивый дорогой мех.

3. Хвойное листопадное дерево наших лесов.

4. Хвойный лес.

5. Хвойное дерево, хорошо растущее в северной части лесной зоны.

6. Этот зверёк ловко лазает по деревьям, похож на белку, но вдоль спины имеет пять тёмных полосок. Питается орехами и другими семенами.

7. Одна из интереснейших таёжных птиц, помогающая кедру размножаться и расселяться.

8. Великая лесная держава.

9. Хвойное дерево.

10. Родственница белки в отличие от неё умеющая летать.

11. Мелкие грызущие животные тайги.

12. Кедровая сосна.

Рефлексия

На уроке мы прикоснулись сердцем к красоте природы тайги. Кто считает, что у него это получилось, поднимите красные сердца.

А сейчас я предлагаю еще раз полюбоваться красотой лесов

(Читаю стих на фоне слайдов с муз.)

«Зеленый друг»- так пишем мы подчас

И говорим про лес. И в час досуга

Мы навестить всегда готовы друга.

-В лес, в лес! - и он одаривает нас

Все, чем богат. Там травы до колен,

А там грибы. Не сбейся только с круга.

Но честно ль это: все забрать у друга

И ничего не дать ему взамен!

Давайте мысленно пожелаем всем птицам и зверям тайги благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться сердцем к красоте природы, чтобы оно у нас не зачерствело.

ПЕСНЯ - ЛЕСНОЙ МАРШ (1 куплет)

Публикации по теме:

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как животные воспринимают мир» Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс Тема: «Как животные воспринимают мир» Составила: Забоева Ирина Геннадьевна.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Зона арктических пустынь» Тема: Зона арктических пустынь Цели: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить находить и показывать ее на карте полушарий; ознакомить.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Наши ближайшие соседи» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 02. 04. 2014 г. Класс: 3в Тема. Наши.

Автор публикации:
Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему «Тайга»
Опубликовано: 11 мая 2024 в 20:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему «Тайга»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сафонова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД