Лучший педагог года

Конспект урока. Литературное чтение в 3 классе В. П. Астафьев «Капалуха»

Лариса Храмцова
Конспект урока. Литературное чтение в 3 классе В. П. Астафьев «Капалуха»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь учащихся; способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе

Планируемые результаты

Предметные:

Публикация «Конспект урока, Литературное чтение в 3 классе В, П, Астафьев „Капалуха“» размещена в разделах

познакомятсяс произведением

В. П. Астафьев «Капалуха»;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения

Метапредметные:

познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции

Личностные:

применяют морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения

I. Организация начала урока

Здравствуйте, ребята. Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь что мы сегодня хорошо поработаем. Тихо сели, начинаем работу.

– Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами чешского педагога Я. А. Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

Очень хочется, чтобы на каждом уроке каждый из вас усваивал что-то новое и обязательно что-то прибавлял к своему образованию. Пусть этот урок не будет исключением

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка.

Проверка домашнего задания.

Вам нужно было составить письмо.

- Прочитайте письмо о том, как ухаживать за домашними питомцами.

– Расскажите о своих домашних питомцах.

Сейчас проведём речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

– Прочитайте орфографически.

– Прочитайте шепотом.

– Прочитайте громко.

– Прочитайте вопросительно.

– Прочитайте с утвердительной интонацией.

• Вороненку гнездо – родимая хатка.

• Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил.

3. Кроссворд – Мы прочитаем рассказ, а название его определим, разгадав кроссворд (см. карточку). Какое ключевое слово у нас получилось? (Глухарь.)

– Что мы знаем о глухарях?

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока – Отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

– Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Мы отправляемся

в путешествие в лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу: не шуми в лесу, не разоряй птичьих гнезд, не разводи костров, не оставляй мусор, не нарушай тишины, не мешай лесным жителям.

– Прочитайте тему урока. Можно ли по названию рассказа определить, о ком или

о чем пойдет речь в рассказе?

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

• Мы будем уметь…

• Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией

В. П. Астафьева

IV. Подготовка к восприятию произведения

Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.

Знакомство с биографией автора Презентация.

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем

Проводём словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

– Что означает это название? (Птица, глухарь.)

– Что вы знаете об этих птицах?

– Почему птицы носят такое название?

– Послушайте голоса птиц (Звучит токование глухаря.) Что услышали?

– Отправляемся в особый лес, тайгу. Посмотрите на картину. Что такое тайга? (Тайга – труднопроходимый лес.)

– И в тексте нам тоже встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.

Тайга – труднопроходимый лес.

Просека – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.

Пастьба – место, где пасут скот.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Папоротник – растения с крупными листьями.

Черничник – заросли черники.

Покоробленные – кривые.

Напружены – напряжены.

Космы (прост.) – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха.

Черничник – заросли черники.

Альпийские (луга) – растущие в горах, высокогорные.

Зарождающийся – начинающий жить, существовать.

Озираться – оглядываться.

Покоробленныелеса – искривленные.

Редколапыеели – редкие ветви.

Робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев.

Пихта – хвойное дерево.

Ощупывать глазами – осматривать внимательно.

Закостенелые крылья – неподвижные.

Дремная пленка – закрывались глаза от удовольствия.

2. Первичное чтение произведения

Первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

– Понравилось произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что чувствовали при чтении? Обоснуйте свои чувства.

– Что вам особенно понравилось в этой истории? Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название?

– Где происходило действие?

– Что делали дети в тайге?

– Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?

– Где поднялся шум?

– Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?

– Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы. Почему сердце автора забилось от испуга?

– Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»?

– Как выглядело гнездо?

– Почему дети не взяли яйца?

– Что вас поразило, удивило в этой части?

– Какой матерью была капалуха?

– Кого она вам напоминает? Почему?

– Что испытала птица?

– Как об этом сказал автор?

– Что испытывали ребята?

– А глухарка?

– Какие чувства испытали вы?

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Расскажите, какой момент изображен?

– Найдите строчки для подписи. Прочитайте.

– Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?

– Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.

– Найдите в тексте диалог автора и ребят. Кто из них думает о птицах и окружающей природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не думая о последствиях?

– Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

– Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?

– Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. (Металась в стороны; крылья разброшены, мела ими; закостенели от неподвижности; пыжилась и не могла взлететь.)

– Почему автор выбрал именно эти слова и выражения? (Чтобы показать состояние птицы.)

– Что автор показал во внутреннем состоянии птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

– Какой матерью была капалуха? (Заботливой, бесстрашной, отважной.)

– Что еще вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали? (Птица выщипывает перья, голым животом греет яйца.)

– Прочитайте последнюю часть рассказа.

– Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей. (Сидела на сучке, вытянув шею, целилась на гнездо, плавно

слетела, заползла в гнездо, распустила крылья, замерла.)

– Что вы можете сказать о состоянии капалухи?

(Глаза ее начали затмеваться дремной пленкой. Успокоилась, но была настороже.)

Беседа по произведению.

– Определите жанр этого произведения.

– Определите тему произведения.

– Назовите главное действующее лицо этого произведения.

– Какова главная мысль произведения?

– Какой вывод вы сделали для себя?

– Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: «Добра мать до своих детей, а земля до всех людей» с содержанием текста?

– Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, все живое на ней,

и тогда земля, природа будет добра к нам.

– Что значит быть добрым к природе? Природа, ее красота помогают человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. Вспомните слова М. М. Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

– Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?

– Подумайте, какую главную мысль содержит этот рассказ? (Загрязнение окружа-

ющей среды, уничтожение редких видов животных и растений, проблема мусора.)

– Какие правила поведения в лесу мы должны соблюдать? (Не шуметь, чтобы

не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводим, то обязательно его хорошо потушить. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить гнездо и т. д.)

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы.

– Определите основную мысль рассказа. Какая пословица в рабочей тетради больше всего соответствует ей? (Материнская молитва со дна моря вынимает.)

VII. Домашнее задание Объяснение домашнего задания.

• Подготовить рассказ о капалухе как о заботливой матери.

• Найти дополнительную литературу о птицах нашего края.

• Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».

• Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом

VIII. Итог урока. Рефлексия

Подведение итога урока обучающимися. Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Что нового вы узнали о поведении животных?

– В чем человек мог бы брать пример с животных, о которых вы читали?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке?

– Над чем вы задумались, читая этот рассказ?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Публикации по теме:

Конспект урока в 4 классе «Синонимы, антонимы, омонимы» МБОУ «Кривопорожская СОШ» Конспект урока по русскому языку по теме : «Синонимы, антонимы, омонимы». Учитель: Скачкова.

Конспект урока во 2 классе «Вокальный ансамбль» Конспект урока Предмет: «Вокальный ансамбль» 2 класс Тема урока: «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле» Учебная программа: Рабочая.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект урока в 8 классе «Неполные квадратные уравнения» «Неполные квадратные уравнения» «Космические трагедии» Цель: Закрепить навыки решения неполных квадратных уравнений, повторить свойства.

Литературное чтение, 3 класс. Сочинение по картине И. И. Левитана «Март» Предмет Литературное чтение Тема: Проверь себя. Сочинение по картине И. И. Левитана «Март» Цель: Проверить уровень осознанности изученных.

Литературное чтение, 3 класс. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (1 урок) Предмет Литературное чтение Тема: В. Ф. Одоевский. Городок в табакерке (1 урок) Цель: Будить у детей любознательность к естественно – научным.

Литературное чтение, 3 класс. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок) Предмет Литературное чтение Тема: В. Ф. Одоевский. Городок в табакерке (2 урок) Цель: Будить у детей любознательность к естественно – научным.

Литературное чтение. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш» Цель: • продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы; • развивать навыки.

Конспект урока физкультуры в четвертом классе Конспект урока физической культуры Ф. И. О. педагога _Строзенко Марина Николаевна___ Класс: 4 Программа:.

Конспект урока естествознания в 1 классе «Свет» естествознание 1 класс Сквозная тема: Еда и напитки Школа: ШГ № 7 Дата: «9» декабря 2017г. ФИО учителя: Бабак Е. В. Класс: 1 «Г» класс.

Публикация Конспект урока. Литературное чтение в 3 классе В. П. Астафьев «Капалуха» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лариса Храмцова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект урока. Литературное чтение в 3 классе В. П. Астафьев «Капалуха»
Опубликовано: 24 марта 2018 в 08:23
+146Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД