Папки-передвижки

Конспект урока русского языка в 4 классе «Части речи. Морфологические признаки частей речи»

Светлана Соболева
Конспект урока русского языка в 4 классе «Части речи. Морфологические признаки частей речи»

Тема: Части речи. Морфологические признаки частей речи

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; актуализировать знания об изученных частях речи; упражнять в различении частей речи и определении их признаков.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. ~ инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Публикация «Конспект урока русского языка в 4 классе „Части речи, Морфологические признаки частей речи“» размещена в разделах

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ изложения (Анализ правильности передачи содержания текста, соблюдения его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, грамматическими и орфографическими ошибками.)

III. Актуализация знаний

Распределительный диктант

— Запишите слова в три столбика.

Прелестный, пробегал, беседка, гигантский, дремал, закуска, капустный, честный, засадил, брошь, сторож, счастливый, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, жираф, сковородка, грустный, берёзка, опередить, положу.

— По какому признаку вы распределили слова по группам? (Первый способ — слова с непроизносимыми согласными, с безударными гласными, с парными согласными в корне. Второй способ— по частям речи.)

— Что общего у всех групп слов? (Это слова с орфограммами в корне, они проверяются способом подбора однокоренных слов.)

— Подчеркните орфограммы. (Взаимопроверка, самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Как вы думаете, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?

— Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но если мы положим на одну «полку» слова молоко исмеяться, на другую — по и восемь, будет ли порядок? (Нет.)

— Что же делать? (Слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками.)

— Рассмотрите схему.

— По какому признаку можно сгруппировать слова? (По частям речи.)

— Дополните схему. (Работа в группах. Проверка.)

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части речи.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на с. 67.

— На какие две большие группы можно разделить слова русского языка? (Самостоятельные и служебные части речи.)

Перечислите самостоятельные части речи. Приведите примеры.

— Назовите грамматические признаки каждой группы слов.

Перечислите служебные части речи. Приведите примеры.

— Почему эти части речи называются служебными? (Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании.)

— Запишите в тетради примеры самостоятельных и служебных частей речи на разных строках. Укажите части речи. (Коллективная проверка.)

Упр. 111 (с. 67).

— Прочитайте предложения выразительно. Назовите сказку. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

— Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова — к самостоятельным или служебным.

— Прочитайте предложения без служебных слов.

— Какова роль служебных слов в предложениях?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.)

Упр. 112 (с. 67).

— Прочитайте.

— Дополните загадку подходящими по смыслу предлогами и союзами.

— Какую роль они играют в предложении? К какой группе частей речи относятся?

— Найдите в предложениях числительные.

— На какой вопрос они отвечают?

— Объясните написание слов двенадцать, четырнадцать.

— Запишите слово двенадцать в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

— Назовите орфограммы в слове-отгадке.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик выполняет на доске звукобуквенный разбор слова дуб. Самооценка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 113 (с. 68). (Работа в парах. Учащиеся составляют рассказ о частях речи, пользуясь таблицей. Проверка по цепочке: каждая пара рассказывает об одной части речи.)

— На какие ещё вопросы может отвечать имя существительное? (Кого? Чего? Кому? Чему? И т. д.)

— Как изменяются имена существительные? (По числам, падежам.)

— Какие постоянные (неизменяемые) признаки они имеют? (Род, склонение, могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными, собственными или нарицательными.)

— Какая часть речи связана с именем существительным? (Имя прилагательное.)

— Как изменяются глаголы? (По числам, временам.)

— Грамматические признаки каких частей речи может иметь местоимение?

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Несколько учеников читают толкования существительных.)

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

— Укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

Говорит попугай попугаю:

— Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

— Попугай, попугай, попугай!

(Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— На какие две большие группы можно разделить все слова русского языка?

— Какую роль играют в языке служебные части речи?"

— Приведите примеры самостоятельных частей речи и назовите их грамматические признаки.

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

— Что показалось вам трудным?

Домашнее задание

Упр. 114 (с. 68).

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка во 2 классе «Род глаголов в прошедшем времени» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года. Тема. Род глаголов.

Конспект урока русского языка «Простые и сложные предложения» в 3 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Класс: 3 класс Тема: Простые и сложные предложения. Цель: Сформировать понятие простого и сложного.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Язык. Речь. Текст» Тема: Язык. Речь. Текст Цели: закреплять знания о языке и речи, о видах речи; повторить признаки текста; развивать умение определять тему.

Конспект урока русского языка «Повторение. Состав слова» в 4 классе Тема: Состав слова Цели: повторить виды орфограмм в корне слова; развивать умение правильно писать слова с орфограммами в корне. Формируемые.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами.» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 4 классе «Части речи. Морфологические признаки частей речи»
Опубликовано: 30 мая 2019 в 15:17
+50Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка в 4 классе «Части речи. Морфологические признаки частей речи»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Соболева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД