Получи документы

Конспект «Тугоухость (причины, медико-педагогическая классификация, методы компенсации)»

Мария Симонова
Конспект «Тугоухость (причины, медико-педагогическая классификация, методы компенсации)»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К. Д. УШИНСКОГО»

КАФЕДРА МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ И ТЕОРИИ ЛОГОПЕДИИ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) 44.03.03. СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ТЕМА: Тугоухость (причины, медико-педагогическая классификация, методы компенсации

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА СТУДЕНТОМ

ФИО СТУДЕНТА, ГР

СИМОНОВА М. А. 80135

Публикация «Конспект „Тугоухость (причины, медико-педагогическая классификация, методы компенсации)“» размещена в разделах

(ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ГРУППА)

ЯРОСЛАВЛЬ

2022

Содержание

1. Введение 3

2. Определение тугоухости 4

3. Причины возникновения 4

4. Классификация тугоухости 5

5. Методы компенсации 8

6. Заключение 10

7. Список используемой литературы 11

Введение

Слух играет очень важную роль в развитии человека. Человек, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать те звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. При тяжелых нарушениях человек не может пользоваться многими источниками информации, рассчитанными на слышащего человека (радиопередачи, лекции и пр., полноценно воспринимать содержание телепередач, фильмов, театральных спектаклей. Особенно важна роль слуха в овладении человеком речью.

Тугоухость – снижение слуха, при котором затрудняется речевое общение. Глухота – степень снижения слуха, при которой больной не слышит слова, громко произнесенные около его уха. Проблема глухоты и тугоухости приобретает большое значение в связи с ее широкой распространенностью. В настоящее время глухота и клинически значимая тугоухость наблюдается у 13 млн. россиян, причем более миллиона больных – дети в возрасте до 18 лет. Один новорожденный из тысячи рождается с тотальной глухотой или глубокой тугоухостью. Нарушения слуха выявляются у 14% россиян в возрасте 45-64 года и у 30% жителей нашей страны в возрасте старше 65 лет.

Если снижение слуха наблюдается с рождения или возникло до того, как ребенок начинает говорить, такая тугоухость называется ранней. Все остальные случаи нарушения слуха относятся к поздней тугоухости. Ранняя глухота и тугоухость труднее поддаются лечению, поскольку пациент не знает, что такое звуки и разговорная речь.

Тугоухость (причины, медико-педагогическая классификация, методы компенсации).

Тугоухость — стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины. По данным аудиометрии, обнаруживается снижение слуха менее 80 децибел.

Причины возникновения

Основными причинами возникновения приобретенной тугоухости являются :

• возраст;

• сильный шум;

• заболевания органов слуха;

• травмы.

Врожденная тугоухость может быть получена :

• при передаче генов от одного из родителей;

• воздействием отрицательных факторов на организм матери и плод во время вынашивания.

С возрастом ослабевают все чувства человека: зрение, обоняние, слух и осязание. К 50-летию до 20% людей имеют нарушение слуха, к 70-летию — уже свыше 30%.

Современного человека окружает большое количество громких звуков: музыка в наушниках плеера, на больших концертах и дискотеках, шум производственного оборудования, транспорта. Резкий, громкий звук рядом с человеком способен на долгое время лишить способности слышать.

Причиной ухудшения слуха часто становится серная пробка — скопление в наружном слуховом канале ушной серы, выделений сальных и секреторных желез. Ушная сера — защитное средство, при помощи которого ухо предохраняется от вредных микроорганизмов, переохлаждений, частиц отмершей кожи. Если чистить ухо ватной палочкой, заталкивая серу вглубь канала, она скапливается и полностью перекрывает слуховое отверстие, снижая слух.

Рубцы на барабанной перепонке, которые образуются после перенесения отитов, ухудшают ее эластичность: перепонка передает колебания воздуха с меньшей эффективностью, что также влияет на качество слуха.

Классификация тугоухости

Существуют классификации тугоухости, учитывающие уровень поражения, степень нарушения слуха и период времени, в течение которого развиваются слуховые нарушения.

Виды тугоухости в зависимости от уровня поражения:

• Кондуктивная тугоухость.

Вызывается препятствием на пути проведения и усиления звука. Препятствие возникает на уровне наружного уха (пороки развития, серные пробки, опухоли, наружный отит) или среднего уха (травматическое повреждение барабанной перепонки и слуховых косточек, средний отит, адгезивный отит, тубоотит, отосклероз).

• Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.

На уровне внутреннего уха механические колебания преобразуются в электрические импульсы. Гибель волосковых клеток становится причиной нарушения этого процесса. В результате восприятие звуков ухудшается и искажается. При нейросенсорной тугоухости часто наблюдается снижение болевого порога звуковосприятия. Для здорового человека болевой порог при восприятии звуков составляет примерно 100 дБ. Пациенты с нейросенсорной тугоухостью могут испытывать боль при восприятии звуков, незначительно превышающих порог слышимости.

Нейросенсорная тугоухость может развиться при микроциркуляторных нарушениях во внутреннем ухе, болезни Меньера (повышении давления жидкости во внутреннем ухе, патологии слухового нерва и т. д. Причиной нейросенсорной глухоты могут стать некоторые инфекционные заболевания (корь, менингит, эпидемический паротит, СПИД). Крайне редко к развитию нейросенсорной тугоухости приводят аутоиммунные заболевания (гранулематоз Вегенера).

Более чем у 60% пациентов с врожденной глухотой и тугоухостью нарушения слуха развиваются вследствие токсического влияния алкоголя на плод при фетальном алкогольном синдроме. При внутриутробном заражении сифилисом глухим становится каждый третий ребенок.

Нейросенсорную тугоухость могут вызывать лекарственные препараты. Необратимое нарушение слуха возникает у ряда больных после приема антибиотиков аминогликозидного ряда (мономицин, канамицин, неомицин, гентамицин). Обратимая тугоухость может развиваться при приеме некоторых мочегонных препаратов, антибиотиков из группы макролидов и нестероидных противовоспалительных лекарственных средств. Причиной развития нейросенсорной глухоты может быть воздействие транспортного, бытового и промышленного шума, интоксикация организма свинцом, ртутью и окисью углерода.

• Смешанная тугоухость.

Развивается при одновременном влиянии факторов, вызывающих кондуктивную и нейросенсорную тугоухость. Для коррекции этого вида тугоухости нередко требуются сложные слуховые аппараты.

Виды тугоухости в зависимости от периода развития слуховых нарушений:

• Внезапная глухота.

Нарушение слуха развивается в течение нескольких часов. Причиной потери слуха при внезапной глухоте (внезапной тугоухости) является воздействие ряда вирусов (вирусы герпеса, свинки и кори, нарушения кровообращения в лабиринте, ототоксическое влияние некоторых лекарств, опухоли и травмы.

Из-за характерной симптоматики и особенностей течения внезапную глухоту (внезапную нейросенсорную тугоухость) выделяют, как самостоятельную нозологическую единицу. Пациенты с внезапной глухотой описывают наступившее нарушение слуха, как «выключение» или «обрыв телефонного провода». Эта форма тугоухости обычно бывает односторонней.

Для внезапной тугоухости характерна высокая степень ухудшения слуха, вплоть до полной глухоты с первых часов заболевания. Примерно у половины пациентов через несколько дней после появления симптомов внезапной глухоты наступает самоизлечение. У ряда больных нарушение слуха носит необратимый характер. Возможно как полное, так и частичное восстановление слуха.

• Острая тугоухость.

Нарушение слуха развивается в течение нескольких суток. В случае, когда развитие тугоухости продолжается более семи дней, но менее одного месяца, принято говорить о подострой тугоухости.

• Хроническая тугоухость.

Слух пациента снижается постепенно, в течение месяцев или даже лет. Выделяют стабильную и прогрессирующую стадию хронической тугоухости.

При всех видах тугоухости могут наблюдаться различные степени снижения слуха – от легкой тугоухости до полной глухоты.

Степени тугоухости :

• I степень – потеря слуха, при которой пациент не воспринимает звуки речевого диапазона, не превышающие 26-40 дБ;

• II степень – потеря слуха, при которой пациент не воспринимает звуки речевого диапазона, не превышающие 41-55 дБ;

• III степень — потеря слуха, при которой пациент не воспринимает звуки речевого диапазона, не превышающие 56-70 дБ;

• IV степень — потеря слуха, при которой пациент не воспринимает звуки речевого диапазона, не превышающие 71-90 дБ.

В случае, когда больной не слышит звуки речевого диапазона мощностью свыше 90 дБ, ему выставляется диагноз «глухота».

Методы компенсации

В зависимости от проблемы со слухом, существует два вида коррекции слуха: электроакустическое слухопротезирование и кохлеарная имплантация.

Электроакустическое слухопротезирование подразумевает под собой постоянное (кроме сна и водных процедур) ношение пользователем цифрового слухового аппарата. Обозначить такую необходимость могут следующие специалисты: лор, сурдолог, аудиолог, сурдоакустик.

Особенности электоакустического слухопротезирования

• Проводить слухопротезирование можно только после подробной диагностики – тональной пороговой аудиометрии.

• Слуховой аппарат подбирается и настраивается специалистом с учетом индивидуальных особенностей вашего слуха.

• Если слух человека снижен уже длительное время (более года, то после подбора и настройки слухового аппарата ему придется заново привыкать к тому, что он слышит. Адаптация занимает от трех недель до двух месяцев.

• Слуховые аппараты, как и любые компьютеры, бывают разными не только по мощности, но и по стоимости.

• Усилители звука и слуховые аппараты – совершенно разные устройства. Усилитель звука способен сделать громче только все окружающие звуки разом. Цифровой слуховой аппарат усиливает и передает пользователю только те звуки, которые тот не слышит.

• Если слух снижен на обоих ушах, то необходимо бинауральное слухопротезирование.

Кохлеарная имплантация

Имплант – это техническое приспособление, которое вживляется непосредственно в тело человека. Кохлеарный имплант призван заменить собой улитку из внутреннего уха. Устройство превращает звуковые сигналы в электрические и отправляет их через слуховой нерв человеческий мозг. При этом показатели чистоты звука и разборчивости речи у импланта значительно превосходят показатели слуховых аппаратов.

Особенности кохлеарной имплантации

• Признать необходимость кохлеарной имплантации может оториноларинголог и врач-сурдолог.

• Для вживления импланта проводится хирургическая операция, которая проходит под общим наркозом.

• Кохлеарная имплантация включена в список операций, высокотехнологичной медицинской помощи.

• Имплантация позволяет слышать даже в некоторых случаях полной глухоты.

Заключение

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки Российской Федерации, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Список используемой литературы

Учебная литература:

1. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. — М., 2004.

2. Коноплева Л. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. — Мн. : НИО, 2003.

3. Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. — М, 2006.

Интернет – источники:

4. Лорамед [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL : https://loramed.ru/bolezni/uho/gluhota-i-tugouhost.html (дата обращения 10.04.2022).

5. Отоларинголог. Популярный медицинский интернет-журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -URL :https://otolaryngologist.ru/1018 (дата обращения 10.04.2022).

Публикации по теме:

Профилактика медико-социальных проблем в детско-подростковой среде через работу школьного клуба «Эколог» Вредные привычки и их последствия - это тема, которая все больше волнует и тревожит наше общество. Дети младшего школьного возраста и подростки.

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания»Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания» Педагогические методы формирования сознания. Методы воспитания - это способы педагогической работы, при помощи которых целенаправленно.

Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению"ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур»Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур» Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: Дать представление о глубине; Закрепить знания.

Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр» Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной.

Консультация для родителей «Причины детско-родительских конфликтов» .

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Причины неуспеваемости школьников Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект «Тугоухость (причины, медико-педагогическая классификация, методы компенсации)»
Опубликовано: 8 января 2023 в 15:30
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект «Тугоухость (причины, медико-педагогическая классификация, методы компенсации)»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Симонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД