Получи документы

Конспект совместного с родителями воспитанников мероприятия «Традиционные рождественские блюда» для старшей группы

Аида Никульникова
Конспект совместного с родителями воспитанников мероприятия «Традиционные рождественские блюда» для старшей группы

Цель: познакомить с праздником Рождество и рождественскими традициями

Задачи:

Коррекционно-образовательные: познакомить детей с историей празднования Рождества на Руси, формировать знания о традициях и обычаях русского народа, приобщить к устному народному творчеству.

Публикация «Конспект совместного с родителями воспитанников мероприятия „Традиционные рождественские блюда“ для старшей группы» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, умение эмоционально, образно её окрашивать, зрительное внимание, восприятие, речевой слух.

Коррекционно-воспитательные : приобщать детей к духовно – нравственным ценностям русского народа через знакомство с народными обрядами, обычаями и устным народным творчеством.

Словарная работа: Рождество, Сочельник, ватрушка, шаньги, сочиво, сочни, коляда, козульки, закличка.

Тип занятия: ознакомление с новым материалом.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методы и приё мы: объяснение и рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, вопросы-ответы, воображаемая ситуация, художественное слово, отгадывание загадок, игра, физминутка.

Предварительная работа: с родителями – подготовка атрибутов для оформления группы в русском народном стиле, приготовление традиционных блюд; с детьми – заучивание закличек и текста стихотворения для физминутки.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, игровые.

Материалы и оборудование: костюм для воспитателя, для детей и родителей косынки и пояса, картинки с традиционными обрядовыми блюдами, нарядная скатерть, деревянная и глиняная посуда (тарелки и ложки,массажный мячик, блюдо с кутьей, пирог, козули (печенье в виде домашних животных, ватрушки, булки.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Занятие проходит в групповом помещении, заранее оформленном в русском народном стиле: на столе постелена скатерть, расставлена деревянная и глиняная посуда. Воспитатель в нарядном платке и переднике.

Воспитатель : Мир вам, гости дорогие!

Вы явились в добрый час-

Встречу тёплую такую

Мы готовили для вас.

Хлебосольством и радушием

Знаменит родной наш край:

Здесь для вас и песни русские

И медовый каравай.

Воспитатель : Ребята и родители, приглашаю вас на рождественские посиделки.

2. Основная часть

Воспитатель : Сотни лет назад на Руси было принято крещение и одним из самых любимых праздников стало Рождество. Люди заранее готовились к этому празднику: тщательно прибирали и мыли всё в доме, украшали красный угол, одевали новую одежду (родители и дети одевают атрибуты русского народного костюма: девочки и мамы – косынки, мальчики и папы – цветные пояса). На светлой рубахе хоть плохонька, да белё хонька: к Рождеству хоть сурова да нова (воспитатель показывает картинки с изображением быта и одежды людей на Руси). Как вы думаете, что означает эта поговорка?

Дети: Люди старались красиво одеться к празднику, шили новую одежду, иногда она была не очень нарядная, но новая.

Воспитатель : Также готовили традиционные блюда. Кто знает, какие блюда готовят на Рождество?

Дети: Сладости, конфеты, выпечку и так далее.

Воспитатель : Рождество было принято отмечать дома: «В Святой вечер из дома уходить нельзя, а то скотина по весне будет по лесам да болотам плутать». Что могла означать эта примета?

Дети: Если провести праздник вне дома, то и домашние животные будут уходить со двора.

Воспитатель : Правильно! Народное название кануна Рождества – Сочельник. Название произошло от слова «сочиво», «сок». Какое блюдо называли сочиво?

Дети: Это что-то сочное, вкусное, сытное, из фруктов, потому что «сок».

Воспитатель : А чтобы узнать ответ, отгадайте мою загадку:

Из крупы ее сварили,

Посолили, подсластили.

Эй, ну где же ложка наша!

Так вкусна на завтрак.

Дети: Каша.

Воспитатель : На Руси так называли кушанье из зёрен, значит, кашу (выставляет на доску картинку с изображением каши в горшочке или тарелке). Так как перед Рождеством соблюдался пост, то каша была постная. Как вы думаете, из чего готовили такую кашу?

Дети: Крупа, рис, гречка, пшено, не добавляли масла и сахара.

Воспитатель : Правильно! Постная каша готовилась из круп без масла.

Игра «Сварим кашу»

Воспитатель бросает детям массажный мячик и называет ингредиенты для приготовления каши. Дети должны ответить, какая каша получится:

Гречка – гречневая

Рис- рисовая

Пшено- пшённая

Молоко – молочная

Малина –малиновая

Клубника- клубничная

Овёс- овсяная

Горох- гороховая

Кукуруза- кукурузная

Перловка - перловая

Воспитатель : Также сочнями называли сдобную выпечку – ватрушки с творогом, шаньги, пряники (выставляет на доску картинки по теме). Обязательным блюдом в рождественский сочельник являлась кутья. Кто знает, что это?

Дети: Это каша.

Воспитатель : Это обязательное блюдо в канун православных праздников. Это особая каша из зёрен, в которую добавляли мёд, орехи, ягоды. Посмотрите, какую кутью приготовила я (воспитатель ставит на стол большое блюдо с заранее приготовленной кутьёй, красиво оформленной ягодами). Это каша из риса, сверху я положила ложечку мёда и ягоды малины и смородины. А сейчас немного разомнёмся!

Физминутка «Каша - малаша» :

Каша-малаша, ты так хороша, (Правая рука сжата в кулак,

выполнять перед собой небольшие

помешивающие движения (как будто

мешаем кашу в кастрюльке ложкой)

Если добавить стакан молока. (Левой рукой, как будто держащей

стакан молока, «вылить» его в

воображаемую кастрюльку)

Масло и сахар мы в кашу кладем (Правой рукой положить в кастрюльку

«масло», затем левой рукой - «сахар»)

И эту кашу деткам даем. (Дети подносят обе ладони ко рту)

Каша-малаша, ты так хороша, (Правая рука сжата в кулак, выполнять

перед собой размашистые движения,

помешивая «кашу»)

Если добавить кувшин молока. (Двумя руками, как будто держащими

кувшин молока, «вылить» его в

воображаемую кастрюлю)

Масло и сахар мы в кашу кладем. (Правой рукой положить в кастрюлю

«масло», затем левой рукой - «сахар»)

И эту кашу взрослым даем. (Дети подносят обе ладони ко ртам

взрослых, участвующих в игре)

Каша-малаша, ты так хороша, (Две руки сжаты в один кулак, выполнять

перед собой широкие размашистые

движения, помешивая «кашу»)

Если добавить ведро молока. (Двумя руками, как будто держащими

ведро молока, «вылить» его в

воображаемую кастрюлю)

Масло и сахар мы в кашу кладем (Правой рукой положить в кастрюлю

«масло», затем левой рукой - «сахар»)

И эту кашу великанам даем. (Поднять обе руки вверх и показать «великана»)

Повторить упражнение левой рукой.

Воспитатель : Особой традицией, присущей только рождественским праздникам, является колядование. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляя хозяев с Рождеством, желая им здоровья, благополучия и достатка. Послушайте наши заклички:

1 ребё нок: Пришла коляда

Накануне Рождества,

Дайте коровку,

Масляну головку!

2 ребё нок: А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

3 ребё нок: Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог.

Наделил бы вас Господь

4 ребё нок: И житьём, и бытьём

И богатством;

И создай вам, Господи,

Ещё лучше того!

Воспитатель : Ребята, а как же поблагодарить колядовщиков за такие чудесные пожелания?

Дети: Сказать «спасибо», тоже пожелать им всего хорошего, подарить подарки, заплатить, угостить.

Воспитатель : К приходу колядовщиков относились очень серьёзно, взамен поздравлений одаривали их подарками: пирогами, козульками, мукой и мелкими монетами.

Родители ставят на стол тарелки с угощением и монетами.

5 ребё нок: Если дашь пирога - полон двор живота, тебе триста коров, полтораста быков.

Воспитатель : На Рождество выпекались козульки - печенья в виде фигурок животных, для раздачи колядующим. Подумайте, откуда произошло такое название?

Дети: От слова «коза».

Воспитатель : В народе считали, что раздача козулек обеспечивает благополучие и достаток в хозяйстве. Также козульки скармливали домашним животным, чтобы они не болели, хорошо плодились и не сбегали: фигурки лошадей – коням, фигурки коров – коровам, «катушки» - овцам и т. д. Процесс изготовления козуль представлял из себя целый отдельный обряд. Тесто вымешивали мужчины, а дети занимались украшением. Фигурки лепили как плоские, так и объёмные. Эти традиции сохраняются и по сей день. Недаром говорят, что козуля в подарок – на удачу. А сейчас я поздравляю всех с Новым годом и Рождеством! Желаю вашим семьям счастья, благополучия, здоровья и достатка! А сейчас приглашаю всех к столу!

Публикации по теме:

Конспект мероприятия с родителями веселые старты «Жили-были…» для старшей группы Задачи: • Воспитание в детях уважительного отношения к историческому наследию; • Воспитание потребности в ЗОЖ; • Воспитание чувства коллективизма,.

Конспект совместного мероприятия с родителями «День матери» (старшая группа) Ход мероприятия Ведущий 1 «День матери» - праздник особый, Отметим его в ноябре: Зимы ожидает природа, И слякоть ещё на дворе. Но мы дорогим.

Сценарий совместного мероприятия с родителями старшей группы, посвящённого Дню защитника Отечества Задачи: совершенствовать координацию движений, продолжать формировать двигательные умения и навыки детей; развивать умение ориентироваться.

Конспект совместного нетрадиционного мероприятия с родителями «Моя семья» (вторая младшая группа) Цель: Формировать представление у детей о семье. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи. Задачи: Учить проявлять заботу о родных.

Конспект совместного развлечения с родителями ко Дню матери «Хорошо рядом с мамой» для старшей группы Программное содержание: - Воспитывать чувство любви и уважения к своим мамам. -Способствовать развитию сотрудничества во взаимоотношениях.

Конспект совместного с родителями мероприятия в средней «А» группе «Ознакомление с трудом фотографа». Цель: Способствовать формированию нравственно – патриотической культуры детей, уважительное отношение к родителям. Задачи: Расширить у.

Сценарий совместного с родителями мероприятия «Туристы» Цель: ознакомление детей и родителей с туристическими навыками, правилами поведения в лесу. Задачи: - продолжить знакомить детей и их родителей.

Сценарий совместного мероприятия с родителями «Семья — место, где ценят, любят, берегут» Сценарий мероприятия совместного с родителями «Семья – место, где ценят, любят, берегут» Цель: • Развить семейное творчество и сотрудничество.

Сценарий совместного мероприятия детей с родителями «Пока все дома» Пока все дома. Зал украшен плакатами с семейными фотографиями. Ведущая: Добрый день, дорогие гости. Сегодня вы все являетесь участниками.

Сценарий совместного с родителями мероприятия «День именинника» Летний сценарий дня именинника. Цель: создание у детей благоприятного эмоционального настроения, воспитание внимательного отношения друг.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект совместного с родителями воспитанников мероприятия «Традиционные рождественские блюда» для старшей группы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Аида Никульникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект совместного с родителями воспитанников мероприятия «Традиционные рождественские блюда» для старшей группы
Опубликовано: 14 ноября 2017 в 08:34
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД