Получи документы

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Зимние явления в природе»

Елена Перетрухина
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Зимние явления в природе»

КОНСПЕКТ (СЦЕНАРИЙ)

организованной образовательной деятельности

с детьми старшего возраста

на тему: «Зимние явления в природе»

образовательная область «Познавательное развитие. Природный мир»

Перетрухина Елена Анатольевна,

воспитатель высшей категории

Саратов, 2023 г.

Цель: расширить представления детей о зимних явлениях в природе.

Задачи:

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста „Зимние явления в природе“» размещена в разделах

Образовательная :

Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе определений к заданному слову; формировать умение строить связанные высказывания типа рассуждения.

Развивающая:

Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к природе, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Словарная работа: метель, иней, вьюга, изморозь, наст, оттепель

Предварительная работа:

Отгадывание загадок, наблюдения за зимней погодой; чтение рассказов о зиме.

Оборудование (развивающая предметно-пространственная среда) :

Видео «Зимний лес», видеопрезентация «Зимушка-зима», видеофизминутка «Мешок Деда Мороза».

Используемые методы (технологии) :

Практические: дидактические игры.

Наглядные: демонстрация, показ, рассматривание.

Словесные: беседа, объяснение, чтение стихов.

Ход ООД:

I.Сюрпризный момент.

Воспитатель: Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок. А сейчас послушайте загадку и попробуйте угадать, о каком времени года в ней говорится:

Все укроет одеялом,

Все разгладит, приберёт,

А потом земле усталой

Колыбельную споёт. (Зима)

Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство.

Сейчас закрывайте глазки, повторяйте за мной волшебные слова :

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем,

Мы волшебный мир откроем,

О котором не забудем.

Открывайте глазки. Где мы с вами очутили

https://www.youtube.com/watch?v=AL5ACV-12ro&t=63s[/video]

Давайте, слушая красивые звуки природы, посмотрим зимние пейзажи. Посмотрите, пожалуйста, какая красота!

II.Основной этап занятия.

1. А теперь послушайте ещё одну загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром.

(Зимние месяцы)

О чём эта загадка?

Вспомните, как называются зимние месяцы? А сейчас я вам про них почитаю сказку.

Собрались как-то раз все двенадцать месяцев в лесной избушке старшего брата Января.

За окном вьюга завывает, метели тропинки заметают, деревья от мороза потрескивают, звери и птицы в норы и дупла попрятались, а в избушке тепло, на столе ярко светит лучина.

Сидят месяцы за круглым дубовым столом, пьют чай с медом и неторопливо между собой о том о сем беседуют.

Вот молодой синеглазый месяц Март и спрашивает старшего брата Января :

— Скажи, брат, почему тебя таким именем зовут?

— Эх, братишка, давно это было. Еще когда древние римляне на земле жили. Они думали, что есть на свете бог времени — Янус. Вот в честь него и назвали меня Январем. В Древнюю Русь пришло мое имя издалека — из страны Византии.

— А я слышал, в старину тебя на Руси иначе называли, — вмешался в разговор золотоволосый красавец Сентябрь.

— Да, это верно. Я все свои прежние имена помню, они к русской природе ближе и людям понятней. Называли меня Студень.

Как вы думаете почему?

Потому что я студеный, холодный месяц. Звали и Сеченем — зиму я пополам рассекаю. Еще звали Лютовеем, Трескуном.

Подумайте, почему январь называли Лютовеем и Трескуном?

— Знаю, знаю, — откликнулся Июнь. Потому что ты лютые, трескучие морозы на землю шлешь.

—Э-эх! — мечтательно вздохнул Январь. Правильно, конечно, вы говорите, что и лютый я, и студеный. Но ведь давали мне и красивые имена, например, Просинец,

— А почему? — поинтересовался Март.

— Потому что в январе день прибывать начинает, пусть на немного, на воробьиный скок, но все же удлиняется, и в небе среди серых облаков иногда яркая просинь играет. Так-то! — закончил старший брат Январь рассказ о своих именах.

— Ну уж раз мы об именах заговорили, то и я хочу кое-что рассказать, — вступил в разговор Февраль. — В старину звали меня Лютым. Говорили, что у февраля два друга — метель да вьюга. И правда! Нравится мне по дорогам гнать снежных змеек. А вот кто из вас догадается, почему меня Бокогреем называли?

Месяцы призадумались.

А вы догадались, почему Февраль Бокогреем звали?

— Да потому, что люблю я теплыми солнечными лучами поиграть, хоть и недолго, да всех погреть. Вот и получается, что я месяц-бокогрей — один бок стужу, а другой согреваю. Есть у меня в запасе и яркие солнечные деньки, и ясное синее небо. Недаром говорят — февральская лазурь. Я весне двери открываю. Солнце на лето поворачиваю. Целых три часа дню прибавляю!

— Ну что ж ты, братец Декабрь, помалкиваешь? Расскажи нам о себе, — попросил веселый Июнь.

— Да что о себе говорить. Меня и так все знают. Декабрь — первый зимний месяц. А зимушка-зима серебряным звоном начинается! Звенит застывшая земля, звенят замерзшие ветви деревьев, звенит ледок на лужах. Месяц я хмурый, бессолнечный. Оттого и имя народ мне такое дал — Хмурень. А еще я холод несу, студеными ветрами вею. За стужи меня называют Студень, Стужайло. Я год замыкаю, вас, месяцы, в хоровод собираю. Ведь 31 декабря отмечается последний день уходящего года. Люди елки наряжают, подарки друг другу делают, счастья и здоровья желают. Несмотря на то, что холоден я да хмур, любят меня и ждут.

Вопросы и задания

1. Где собрались месяцы?

2. Почему Январь назван старшим братом?

3. О чем говорили месяцы?

4. Вспомните и назовите старинные имена месяцев.

2. Давайте отдохнём немного.

Физминутка «Мешок Деда Мороза»

https://www.youtube.com/watch?v=sRZHBg-gM9g&t=1s

3. А теперь мы с вами поговорим о зимних явлениях природы, но сначала посмотрим презентацию «Зимушка-зима»

https://www.youtube.com/watch?v=ODLVvWK2g_0&t=133s

«Оттепель»

– Что такое оттепель?

Оттепель – это когда становится теплее, снег начинает таять, он мокрый и липкий, и тогда из него легко лепить снежинки.

Иней

Беседа «Как образуется иней

Иней образуется так же, как и роса. Иней — это твердая роса.

После захода солнца поверхность земли начинает охлаждаться, к утру становится еще холоднее. Охлаждается и прилегающий к земле слой воздуха.

Если в этом воздухе содержится много водяных паров, то, соприкасаясь с охлажденными предметами, пары оседают на них в виде капелек воды.

Это роса. Она образуется, когда поверхность земли и находящиеся на ней предметы охлаждены до температуры выше 0°.

При более сильном охлаждении, когда температура оказывается ниже 0°, на земле и на разных предметах оседают не капли, а кристаллы воды. Э

то иней. Он образуется на земле, траве, камнях и других предметах. Образование инея обычно происходит в тихую погоду и при легком ветерке.

После оттепели ударит мороз и на деревьях, проводах образуется пушистая снежинка бахрома – иней, все становится красивым, завораживающим.

Метель, вьюга

- Как называют явление природы, когда дует сильный ветер и снежинки летят быстро, кружатся и наметает много снега? (вьюга, пурга, поземка)

- Какие трудности может принести метель людям?

(пешеходам трудно добираться до работы, дворникам приходится много кидать лопатой снега, трактористам чистить дороги для проезда машин, становится холодно дома нужно топить печь).

4. А сейчас, давайте поиграем и проверим кто из вас самый внимательный.

Игра «Хлопки».

Хлопните в ладоши, если это зимнее явление природы : капель, иней, листопад, снегопад, мороз, ледоход, вьюга, оттепель, метель, дождь, поземка.

5. Подвижная игра. «Снегопад, метель, поземка» :

Снегопад – кружатся и приседают;

метель – быстро бегут, взявшись за руки;

поземка – кружатся в приседе.

6. Напоследок проверим, как вы запомнили зимние явления природы. Загадки:

Белый пух лег на дорог,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек –

Этот пух зовется… ( Ответ: Снег)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. ( Ответ: Иней)

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья… ( Ответ: Вьюга)

Заметает в парке тропы,

Собирает снег в сугробы.

Кто же эта незнакомка,

Догадались вы? ( Ответ: Поземка)

Молодцы!

III. Итог:

Про что мы сегодня говорили на занятии?

Даниил, что нового ты узнал? Денис, чем тебе понравилось занятие? Вам было интересно? Даша, какие зимние явления ты уже знала? Вика, о каких зимних явлениях ты узнала сегодня?

Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 3–4 лет Тема: «Развитие речи детей средствами сенсорного развития» «Солнышко собирает друзей» Цель: Развиваем речь детей средствами сенсорного.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики». Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики».Цель: Учить детей.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные фонарики» Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе на тему "Разноцветные фонарики". Цель: Учить детей запоминать цвета.

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в сказочную страну» с детьми средней группы Цель: Систематизировать знания детей о русских народных сказках через использование речевых игр, фигурок теневого театра, развивающих модулей,.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы общеразвивающей направленности. Тема: «Волшебство магнита» Цель: создание социальной ситуации развития в поисково – исследовательской деятельности в процессе знакомства.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Осенняя фантазия»Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Осенняя фантазия» Тема: «Осенняя фантазия» Цель: Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования – мятой бумагой. Программные задачи: Образовательные:.

Конспект организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми «Путешествие в волшебный осенний лес» "Путешествие в волшебный осенний лес" Программное содержание: Грамматический строй речи:закрепить умение образовывать форму множественного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Зимние явления в природе»
Опубликовано: 26 декабря 2023 в 19:01
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД