МААМ-картинки

Конспект родительского собрания «Речевое развитие ребенка» (1 фото)

Хафизова Рузиля
Конспект родительского собрания «Речевое развитие ребенка»

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

Цель: Согласовать действия педагогов и родителей в новом учебном году, повышать уровень знаний родителей по теме собрания.

Предварительная работа:

Оформить группу русскими народными пословицами о языке.

Публикация «Конспект родительского собрания „Речевое развитие ребенка“» размещена в разделах

Подготовить отрывок из сказки «Волк и семеро козлят», инсценированной детьми, памятки на каждого родителя «Как читать детям».

Приготовить материал для проведения литературного КВНа, призы для награждения.

Оформить выставку литературы по развитию речи детей.

Провести анкетирование родителей на тему «О развитии речи вашего ребенка», которое поможет определить уровень знаний родителей по теме собрания, правильно организовать дискуссию.

Ход собрания

На мольберте красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в группу. Перед началом собрания родители знакомятся с выставкой литературы по развитию речи ребенка. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке.

• Язык до Киева доведет.

• В добрый час молвить, в худой промолчать.

• Мал язык, да всем телом владеет.

• Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.

• Кто говорит, тот сеет.

• С тобою разговориться, что меду напиться.

• Слово не стрела, а сердце сквозит.

• Без языка и колокол нем.

• Не пройми копьем, а пройми языком.

• Язык без костей работает на хозяина и на гостей.

• Язык впереди ног бежит.

1) О развитии речи шестилетнего ребенка.

Выступление старшего воспитателя

Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса. У детей шестилетнего возраста продолжается совершенствование всех сторон речи. Все более правильным становится произношение звуков, более развернутыми — фразы, точнее высказывания. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков Л, Р, после чего дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

Значительно увеличиваются словарный запас ребенка, его количественный и качественный состав. Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребенок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. У детей складываются представления о многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны быстро подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета.

Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности: они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.

Ребенок умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая нормы литературного произношения.

Таким образом, к моменту поступления в школу ребенок овладевает правильным звукопроизношением, четко и ясно говорит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь.

Строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказать содержание сказки, какого-либо события. В норме, имея доста-точно развитую, активную речь, ребенок пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим был понятен смысл высказывания.

Развитая речь значительно облегчает вхождение ребенка в новый коллектив (например, при поступлении в школу, сближение с незнакомыми детьми. Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в новом коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, что, в свою очередь, дает ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со сверстниками.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно принесет положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребенку.

Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:

• воспитание звуковой культуры речи;

• обогащение активного и пассивного словаря;

• формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи.

Совместная работа с семьей по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребенка.

2. Речевые игры-помощницы.

Воспитатель предлагает родителям варианты речевых игр. Объясняет,

что такие игры помогают стимулировать развитие речи ребенка, обогащают его словарь. Предлагает родителям вместе проиграть эти игры.

Игра «Кто самый упрямый»

Воспитатель предлагает поиграть с ребенком в упрямого мальчика или упрямую девочку. Такая игра поможет активизировать употребление антонимов в речи ребенка и сделает дорогу в детский сад гораздо интереснее. Ребенок вместе со взрослым рассказывает стихотворение, называя противоположные по значению слова.

Прощальная игра

Скажу я слово «высоко»,

Аты ответишь. (низко).

Скажу я слово «далеко»,

Аты ответишь. (близко).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты. (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,

Ответишь ты. (конец).

Д. Чиарди

Далее можно продолжать играть, называя противоположные по значению:

прилагательные: мокрый — сухой, добрый — злой, тупой — острый, светлый — темный, горячий — холодный, послушный — озорной, сильный - слабый, кривой - прямой;

существительные: день - ночь, добро - зло, мальчик - девочка, богатство — бедность, жадность — щедрость;

глаголы: бежать — стоять, смеяться — плакать, кричать — молчать, открывать — закрывать.

3. Развитие интонационной выразительности речи.

Воспитатель обращает внимание родителей на значение интонации

в развитии речи ребенка. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясняйте ребенку, что интонация помогает точно передавать свои мысли и чувства, лучше понимать чувства и отношения к нам других людей.

Интонация включает в себя:

— мелодику (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);

— темп (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);

— ритм (чередование ударных слогов);

— тембр (эмоциональную окраску голоса);

— логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова).

Воспитатель предлагает родителям посмотреть инсценировку отрывка из сказки «Волк и семеро козлят». Обращает их внимание на то, как дети, используя приемы интонационной выразительности, говорят тонким голосом козлят, грубым голосом волка, мелодичным голосом козы

4. Художественное слово в воспитании дошкольников.

Выступление воспитателя

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умения внимательно слушать произведения худо-жественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту — все это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребенка.

Воспитатель предлагает ознакомиться с содержанием памятки

Памятка

«Как читать детям»

1. Перед прослушиваем художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи - все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.

4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.

5. Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.

6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.

7. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

5. Литературный КВН.

В группу приглашаются дети. Родители и дети делятся на две команды, чтобы в каждой были и взрослые, и дети. Воспитатель предлагает командам придумать названия, объявляет состав жюри.

КВН «Русский язык»

Конкурс № 1. «Литературный

Командам предлагается поочередно называть фамилии известных русских поэтов и писателей. Побеждает команда, назвавшая больше фамилий.

Конкурс №2. «Книголюбы.

Команды получают по конверту, в которых листки с фамилиями детских писателей. Участники должны вспомнить известные произведения этого писателя.

Конкурс М3, «Поэтический».

Команды получают по картинке-пейзажу с изображением определенного времени года. Участники должны вспомнить стихи об этом времени года и прочитать их. Оценивается выразительность чтения.

Конкурс №4. «Драматический».

Команды получают атрибуты героев известных сказок (красную шапочку, корзинку, маску волка, золотой ключик, азбуку и т. д.). Участникам предлагается разыграть диалоги сказочных героев. Жюри оценивает артистичность, выразительность исполнения.

Конкурс №5. «Загадка-догадка».

Ведущий демонстрирует командам картинки с буквальным изображением текста фразеологического оборота, игроки должны догадаться, назвать этот оборот и объяснить его значение.

• Мальчик сидит в большой калоше. (Сесть в калошу — попасть в нелепую ситуацию.)

• Папа ведет сына не за руку, а за нос. (Водить за нос — тянуть время, обманывать.)

• На лице девочки очень большие губы. (Надуть губы - сильно обидеться.)

• На голове у человека снежный сугроб. (Как снег на голову — неожиданно.)

• Несколько ворон держат в клювах цифры по порядку. (Считать ворон — тратить время зря.)

• Мальчик руками растягивает резиновый шпагат. (Тянуть резину - терять время.)

Конкурс № 6. «Конкурс капитанов».

Капитаны команд получают конверты с заданием изобразить на листе ватмана значения многозначных слов. Например, язык — у колокола, человека, обуви, пламени. Кисть — винограда, руки, художественная кисть, кисть шали и др.

Конкурс № 7. «Ребусы».

Командам предлагаются конверты, в которых лежат картинки с ребусами. Необходимо их прочитать:

40 А (сорока)

100 Л (стол)

ПО 2 Л (подвал)

3 БУНА (трибуна)

Картинка: 3 кота + Ж (трикотаж)

Картинка: лес + НИК (лесник)

Картинка: рука + ВА (рукава)

Картинка: рыба + К (рыбак)

Конкурс № 8. «Грибное лукошко».

Ребенок читает стихотворение.

Нет, грибные имена непонятны для меня!

Ведь не хрюкают свинушки,

Не волнуются волнушки.

Не кричат: «Опять!» опята!

Не бодаются козлята!

У лисичек нету шубки.

Как узнать, чьи это шутки?

Воспитатель предлагает командам рассмотреть картинки с изображением грибов и объяснить значение их названий: сыроежка, подберезовик, подосиновик, лисичка, свинушка, волнушка, рыжик, мухомор, маслята, опята.

Конкурс №9. «Расскажем друг о друге».

В конкурсе участвуют дети и мамы. Сначала дети по очереди отвечают на вопрос: «Какая твоя мама?», называя одно качество: красивая, добрая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, внимательная, модная, веселая и т. д. Мой ребенок?

Затем мамы дают характеристики своим детям: мой ребенок - умный, веселый, озорной, послушный, красивый, добрый и т. д. Побеждает команда, назвавшая большее количество качеств.

Жюри подводит итоги литературного КВНа, вручает награды победителям в конкурсах и медали за победу.

6. Подведение итогов собрания, обмен мнениями.

Конспект родительского собрания «Речевое развитие ребенка»
Публикации по теме:

Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.

Конспект родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»Конспект родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка» Цель: обсудить с родителями важность нравственно - патриотического воспитания; привлечь родителей к данному вопросу; познакомить родителей.

Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка»Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка» Цель собрания - определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; - предложить практические рекомендации по формированию семейных.

Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность»Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Цель:.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация ребенка в детском саду» Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей встрече, на первом родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, а также.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Создание единого пространства развития ребенка» Конспект родительского собрания в подготовительной группе Тема: «Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи».

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

Конспект родительского собрания «Здоровье ребенка в наших руках» Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей. Задачи: • Познакомить родителей.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики» Воспитатель: Наседкина Наталья Анатольевна Ход собрания. Красочно обозначена тема собрания. Перед началом собрания родители знакомятся.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Речевое развитие ребенка»
Опубликовано: 23 декабря 2022 в 09:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект родительского собрания «Речевое развитие ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Хафизова Рузиля на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД