Лучший педагог года

Конспект развлечения по познавательному развитию «Русский народный костюм» для детей средней группы

Елена Владимировна Светличная
Конспект развлечения по познавательному развитию «Русский народный костюм» для детей средней группы

Цель: знакомство детей с русско-народным костюмом.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с традициями русского народа.

- формировать знания о русском костюме.

- познакомить с символикой в украшении костюма.

Развивающие :

- расширять кругозор, развивать любознательность.

- создавать условия для обогащения и активизации словаря.

- способствовать развитию эстетического и художественного вкуса.

Публикация «Конспект развлечения по познавательному развитию „Русский народный костюм“ для детей средней группы» размещена в разделах

- содействовать развитию декоративного творчества детей; умения создавать узоры на силуэтах русских костюмов.

Воспитательные:

- создавать условия для воспитания интереса к русской культуре.

- воспитывать взаимовыручку, самостоятельность.

Словарная работа: сарафан, кокошник, лапти, орнамент, сударыня, сударь.

Материал и оборудование: две куклы в русских национальных костюмах : сарафанах и рубахах, кокошниках, лаптях, поясах. Иллюстрации: костюмы русской национальной одежды : сарафан, рубаха, кокошник, лапти, пояс. Книги с русско-народными сказками. Домик со скамейкой. Бумажные куклы с одеждой для них. Карточки с изображением одежду кукол. Аудиозапись с русско-народной музыкой.

Раздаточный материал: центр творчества - рисование: трафареты сарафана и мужской рубахи, кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки, подставки под кисть, цветные карандаши, фломастеры, образцы работ. Плоскостная лепка : полоски цветного картона с изображением узора, пластилин, доски для лепки, стеки, образцы работ. Центр математики: листы бумаги с изображение геометрических фигур, ножницы, листы белой бумаги 1\2, клей, салфетки, образцы работ.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок. Рассматривание Дымковской и Филимоновской игрушек. Просмотр видеоролика «История русского узора»

Ход деятельности:

I. Воспитатель. Посмотрите, к нам гости идут. (Вынос кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах)

Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.

- Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?

- Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.

Дети: Откуда вы пришли, гости дорогие?

Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.

Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора.

Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а к мужчин– «сударь».

Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

Воспитатель и дети обсуждают одежду и обувь девочки, закрепляют названия предметов одежды.

Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор – кокошник.

Воспитатель: Во что же одет Иванушка?

Воспитатель и дети обсуждают одежду и обувь мальчика.

Куклы: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

Например: (показ и рассматривание иллюстраций)

знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.

-На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.

-Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.

-Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:

Красный – благополучие, (хорошую жизнь)

Желтый – тепло и ласку,

Синий – радость,

Черный – богатство.

Воспитатель: Ребята, а хотите тоже создать свой костюм? Я предлагаю игру «Одень куклу» (несколько ребят подходят к магнитной доске и одевают бумажного мальчика или девочку) Молодцы, остальные тоже обязательно поиграют.

Воспитатель: ребята, у меня есть карточки с изображением русско-народной одежды, в которую одеты наши гости. Я сейчас буду читать загадки, а вы их будете отгадывать, будете поднимать картинку с изображением правильного ответа.

Игра «Найди и покажи»

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовется (Сарафан)

Он украшает голову, на цветок похож.

Весь расшит узорами, уж очень он хорош.

А зовут такой убор (Кокошник)

Что же это за одежда:

С четырьмя отверстиями.

В одно входишь,

А в три выходишь. (Рубаха)

Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди

И плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали,

Их веревкой привязали. (Лапти)

II. Воспитатель: Молодцы, отлично справились. Ребята, всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди. Они назывались портные.

Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.

Я предлагаю вам стать портными и «съшить» свой костюм или орнамент для него. А делать это вы сможете в наших центрах:

1. В центре творчества вы сможете нарисовать по трафарету одежду и раскрасить ее гуашью, фломастерами или цветными карандашами.

2. В нашем центре творчества также можно создать из пластилина орнаменты-узоры для русско-народной одежды. Предлагаю вам плоскостную лепку.

3. В центре математики вы сможете создать одежду из геометрических фигур. Для этого их нужно будет вырезать из бумаги.

Для вашего творчества в наших центрах есть всё необходимое, а если возникнуть вопросы, мы вам обязательно поможем.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте выясним, кто в какой центр отправится. (Детям предлагаются карточки с изображением центров по количеству детей, перевёрнутые обратной стороной)

Воспитатель: Прекрасно! Теперь можете приступать к работе. Желаем вам успехов, у вас все получится!

Дети расходятся по центрам, при возникающих вопросах, воспитатель помогает или просит помочь кого-то из детей своему товарищу. Во время деятельности детей звучит русско-народная музыка.

III. Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились! Красивые получились у вас наряды. Итак, о чем мы с вами сегодня говорили, что нового узнали?

Как называли мужчину и женщины на Руси?

Какие названия одежды вы запомнили и для чего она служила?

Что такое орнамент?

Как называлась обувь на Руси?

Во время деятельности в центрах всё ли успели сделать?

Что больше всего понравилось и запомнилось?

Какие трудности возникли? Почему?

Что интересного вы сможете рассказать родителям?

Воспитатель: Ребята, наши гости хотят с вами поиграть в русско-народную игру «Чурилки». Для игры выберем водящего русской народной считалкой «Кафтан» :

У Ивана три кафтана:

Красный, белый, голубой,

У Ивана три кафтана,

Выбирай себе любой.

Игра «Чурилки». Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен; затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а «жмурка» старается его поймать.

Как только «жмурка» поймает его, их меняют другие игроки.

Воспитатель: А теперь, попрощайтесь с гостями, им пора возвращаться, но они непременно к нам еще заглянут и проверят, узнали ли вы что-нибудь новое о традициях нашего народа.

Ребята, а мы сейчас с вами пойдём на прогулку и поиграем ещё в подвижные русско-народные игры!

Публикации по теме:

Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм»Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм» Перед вами - черно-белые раскраски, но по мотивам русского народного костюма! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у Марьи Искусницы» для детей средней группыКонспект НОД по познавательному развитию «В гостях у Марьи Искусницы» для детей средней группы «В гостях у Марьи Искусницы» (конспект НОД по познавательному развитию в средней группе) Программное содержание: Формирование у детей интереса.

Фотоотчет «Русский народный костюм»Фотоотчет «Русский народный костюм» В нашем детском саду мы стараемся уделять большое внимание истокам русской культуры. Огромное значение в сознании дошкольников имеет изучение.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Русский народный инструмент балалайка»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Русский народный инструмент балалайка» Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию на тему: «Русский народный музыкальный инструмент-БАЛАЛАЙКА» в подготовительной группе.

Конспект открытой ООД по познавательному развитию для детей средней группы «Волшебница вода»Конспект открытой ООД по познавательному развитию для детей средней группы «Волшебница вода» Образовательная область – «Познавательное развитие «Ознакомление с окружающим миром». Цель: Расширение представлений о воде, её свойствах.

Конспект открытой ОД с использованием ИКТ технологии по познавательному развитию для детей средней группы «В мире стекла» Конспект открытой образовательной деятельности с использованием ИКТ технологии по познавательному развитию для детей средней группы Тема:.

Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские животные»Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские животные» Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские животные» Программные задачи: Образовательные: - обогащать знания.

Конспект занятия «Русский народный праздник встречи весны «Сороки» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Русский народный праздник встречи весны «Сороки» для детей младшего школьного возраста Конспект занятия по теме: «Русский народный праздник - встреча весны «Сороки» для детей младшего школьного возраста. История праздника.

Проект «Русский народный календарь для детей 4–5 лет жизни»Проект «Русский народный календарь для детей 4–5 лет жизни» Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством». Часть 8. 10 декабря.

Выставка детских работ по рисованию «Русский народный костюм» в подготовительной группеВыставка детских работ по рисованию «Русский народный костюм» в подготовительной группе Тема: «Русский народный костюм». Задачи: познакомить детей с историей мужской и женской одежды, с русским народным костюмом; развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект развлечения по познавательному развитию «Русский народный костюм» для детей средней группы
Опубликовано: 11 октября 2020 в 11:33
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД