Папки-передвижки

Конспект ОД в форме путешествия-исследования «Путешествие в Бузулукский бор» для детей 5–6 лет

Анна Абросимова
Конспект ОД в форме путешествия-исследования «Путешествие в Бузулукский бор» для детей 5–6 лет

Конспект путешествия-исследования

по теме «Путешествие в Бузулукский бор»

(для детей 5-6 лет)

Вид путешествия : путешествие–исследование (экскурсия)

Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей :

– познавательно– игровая: дети, путешествуя, играют в игры познавательного характера.

Публикация «Конспект ОД в форме путешествия-исследования „Путешествие в Бузулукский бор“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

– коммуникативно– познавательная: дети в ходе путешествия принимают ранее полученную информацию; презентуют свои «успехи» (способности) при выполнении игровых заданий; дают анализ путешествия.

Содержание деятельности детей (дидактические единицы) : животные, птицы и растения Бузулукского бора :описание внешнего вида, повадки, место обитания.

Образовательные задачи.

1. Расширять представления детей о Бузулукском боре. Углублять у детей познавательный интерес к данной теме.

2. Конкретизировать представлениея детей об использовании лесных ресурсов в производстве предметов необходимых для обеспечения потребностей человека.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, в частности лесу (собирать дары леса осторожно, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу, собирать для переработки макулатуру).

4. Развивать у детей потребность и интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, формировать умение развивать сюжет игры на основе имеющихся знаний.

5. Развивать у детей диалогическую и монологическую речь.

6. Стимулировать дружеские взаимоотношения среди детей.

Материалы для деятельности детей.

1. Стимульный материал:

– приглашение к участию (устное);

– видеофильм, по фотографиям

2. Материалы для деятельности детей :

Материалы для представления результатов деятельности:

– обложка для издания книги «Бузулукский бор»;

– странички для книги (домашнее задание);

– стол для сбора книги.

Материальные средства для деятельности детей :

– ковер (полянка);

– стулья с нумерацией; билеты на автобус;

– мяч;

– аудиозапись песни «Мы едим, едим, едим в далёкие края», автора С. Михалкова.

3. Дидактический материал:

– слайд–демонстрации изображений животных, птиц и растений Бузулукского бора.

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей : магнитофон (для аудиозаписей музыкальных композиций); ноутбук; интерактивная доска для слайд–демонстрации изображений животных, птиц и растений Бузулукского бора.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этапы:

Мотивационно-целевой

Деятельность педагога:

1. Сообщает, что было дано домашнее задание принять участие в создании книги «Бузулукский бор».

Просит детей продемонстрировать свою страничку.

2. Сообщает, что Лукашка - символ Самарской Луки приглашает ребят отправиться вместе с ним в путешествие по Бузулукскому бору.

3. Предлагает рассмотреть изображения разного вида леса. Идет демонстрация слайдов (интерактивная доска) с комментариями воспитателя о лесе.

4. Подводит итог просмотра слайдов о лесах. Сосновый бор – место нашего путешествия.

Деятельность детей

1. Показывают свою страничку, сообщают с кем они ее делали и какую информацию несёт их работа

2. Отзываются на приглашение Лукашки.

3. Рассматривают изображения разного вида леса. Называют леса по видам (берёзовая роща – березняк, дубрава, ельник, бор, дополняя рассказ педагога своей информацией.

4. Называют место, куда они отправляются в путешествие.

Содержательно-деятельностный

Деятельность педагога

1. Предлагает детям отправиться в Бузулукский бор на автобусе.

2. Объявляет первую остановку. Появляется на экране лось – хозяин Бузулукского бора. Он даёт задание детям из несколько эмблем разных заповедных зон, одна из них эмблема Бузулукского бора,её надо угадать.

3. Приглашает детей на полянку (на интерактивной доске, на которой находятся растения и деревья Бузулукского бора.

Задает детям вопрос: «Покажите и назовите, то дерево, которое называют царицей Бузулукского леса

4. Предлагает продолжить путешествие, но уже пешком, вспомнив правила поведения в лесу. Называет примеры, что можно делать в лесу, а что категорически запрещается.

5. Рассказывает о животных и птицах, которые обитают на территории Бузулукского бора.

6. Задаё т детям вопрос: «Что такое заповедник?»

7. На интерактивной доске показывает слайд с изображением Красной книги. Задаё т вопрос : «Для чего нужна Красная книга?».

8. Рассказывает с помощью слайдовой демонстрации о животных, птицах и растениях, занесенных в Красную книгу.

9. Предлагает мяч для игры «Помай мяч и назови животное, птицу, растение Бузулукского бора»

10. Предлагает игру «Четвёртый лишний»

11. Задаё т детям вопрос: «Какую пользу приносит лес человеку?»

12. Показывает предметные карточки с изображением лесного ресурса и предмета, изготовленного из него, необходимого для обеспечения потребностей человека.

13. Предлагает игру «Хорошо -плохо», в которой нужно упорядочить картинки с изображением влияния человека на лес и дать объяснение действиям человека, вред или пользу приносят они лесу.

14. Предлагает игру «Закончи пословицу»

15. Лось – хозяин сообщает, что путешествие – экскурсия в Бузулукский бор подошла к концу. Прощается с ребятами и Лукашкой и на прощание дарит электронным письмом фотографии с изображением животных, птиц, растений, насекомых Бузулукского бора.

16. Объявляет о том, что автобус отправляется в детский сад.

Деятельность детей

1. Рассаживаются на стульчики согласно, выданному билету и отправляются под музыку в путешествие.

Обеспечение оптимальной активности, снятие мышечного тонуса.

2. Рассматривают эмблемы и путём рассуждения пытаются угадать эмблему Бузулукского бора.

3. Дети рассматривают, называют растения и деревья, растущие на полянке (на интерактивной доске). Рассуждают и строят умозаключения по поводу названия дерева царицы леса.

4. Хлопками в ладоши дети дают ответ о том, что не возбраняется делать в лесу, а топотом ног – запрещается.

5. Слушают и рассматривают слайды с изображением животных и птиц Бузулукского бора.

6. Отвечают на поставленный вопрос.

7. Объясняют, рассказывают для чего нужна Красная книга. Развитие и совершенствование связной речи.

8. Слушают, смотрят слайдовую демонстрацию о животном и растительном мире Бузулукского бора, охраняемом Красной книгой.

9. Ловят мяч от водящего и дают ответ – название животного, птицы или растения, в зависимости от ключевого слова водящего.

10. Дети выбирают неподходящее изображение и аргументируют свой выбор Развитие познавательного интереса, активизации словаря.

11. Отвечают на поставленный вопрос.

12. Называют выбранный лесной ресурс, рассказывают, показывают картинку продукта, изготовленного из этого ресурса, необходимого для обеспечения потребностей человека.

13. Дают объяснения действиям человека, вред или пользу они приносят лесу.

14. Заканчивают в рифму пословицы и запоминают их.

15. Дети благодарят Лося за интересное путешествие-экскурсию и подарок.

16. Размещаются в автобусе и под веселую музыку возвращаются домой.

Оценочно-рефлексивный

Деятельность педагога

1. Проводит обобщающую беседу о проведенном путешествии. Предлагает детям поделиться своими впечатлениями о путешествии, о том, что узнали нового и интересного, что особенно понравилось и запомнилось.

2. Предлагает посмотреть фотографии, присланные из Бузулукского бора.

Деятельность детей

1. Дети оценивают свою деятельность, делают выводы, что надо любить и заботиться о лесе и его обитателях делятся своими знаниями, что получили от путешествия.

Удовлетворенность от собственных интересов, получение эмоционального удовольствия, развитие дружеских отношений.

2. Под музыкальную композицию смотрят фотографии.

Получение эмоционального удовольствия.

Методы и приемы.

1. Практические методы стимулирования и мотивации детей :

– издание книги по результатам домашнего задания «Бузулукский бор». Дети совместно с родителями готовят страничку о жизни животных и птиц Бузулукского бора (фото, рисунки, информация);

оформление выставки рисунков «Флора и фауна Бузулукского бора».

2. Наглядные методы организации и осуществление деятельности:

– рассматривание изображений животных, птиц и растений Бузулукского бора (слайд–демонстрация). Материал подбирается по страницам интернета и оформляется на интерактивную доску в виде слайдов;

– просмотр фотографий, полученных в подарок о Бузулукском боре.

3. Словесные методы:

– рассуждение и умозаключение о том, какое дерево в Бузулукском бору называют царицей леса;

ответы на поставленные вопросы: «Что такое заповедник?» и «Для чего нужна Красная книга?»; «Какую пользу приносит лес человеку?».

Дидактические словесные игры:

– игра «Четвёртый лишний»

Цель игры: развивать умение классифицировать животных, птиц, растения Бузулукского бора по отличительным признакам;

Ход игры: Дети выбирают неподходящее изображение и аргументируют свой выбор;

– игра «Помай мяч и назови животное, птицу, растение Бузулукского бора»

Цель игры: закрепляют знания о животных, птицах и растениях Бузулукского бора.

Ход игры: Ловят мяч от водящего и дают ответ – название животного, птицы или растения, в зависимости от ключевого слова водящего;

– игра «Хорошо – плохо»

Цель игры: конкретизировать представление детей об использовании лесных ресурсов в производстве предметов необходимых для обеспечения потребностей человека.

Воспитывать бережное отношение к природе, в частности лесу (собирать дары леса осторожно, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу, собирать для переработки макулатуру).

Ход игры: Ведущий раздаёт карточки-картинки. На одних из них изображены природные ресурсы, на других карточки – картинки с изображением действий человека, наносящих вред и приносящих пользу природным ресурса и пиктограммы. Необходимо упорядочить картинки с изображением действий человека, согласно пиктограмме.

– игра «Закончи пословицу»

Цель: обогащают словарный запас.

Ход игры: Дети заканчивают в рифму пословицы.

«Лес – наше (богатство)»;

«С любви к природе начинается любовь к (Родине)»;

«И лес шумит дружней, когда деревьев. (много)»;

«Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее. (лекарство)»;

«Кто лес любит, тот его не… (губит)»;

«Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – … (посади)»;

«Леса от ветра защищают, урожаю… (помогают)».

4. Метод контроля и самоконтроля:

– оценка деятельности детей, делаются выводы, что надо любить и заботиться о лесе и его обитателях, дети делятся своими знаниями;

– удовлетворенность собственных познавательных интересов, получение эмоционального удовольствия, воспитание любознательности и дружеских отношений.

5. Взаимодействие с родителями:

Предложить родителям вместе с детьми:

– изготовить страничку из жизни животных и птиц Бузулукского бора для книги «Бузулукский»;

– прочитать познавательную литературу о флоре и фауне Бузулукского бора;

оформить выставку рисунков «Флора и фауна Бузулукского бора»; сбор макулатуры.

Информационная беседа об интересных фактах Бузулукского бора

Бузулукский бор является уникальным памятником природы. Взглянув на карту России, невозможно не заметить этот огромный лесной массив. Заповедная зона тщательно охраняется, поэтому здесь имеется разнообразная флора и фауна. Во время прогулок есть вероятность встретить не только мелких млекопитающих, но и крупногабаритных животных, таких как кабан, лось и косуля.

Национальный парк "Бузулукский бор" создан на землях лесного фонда в пределах Оренбургской и Самарской областей в целях сохранения единственного в степном Заповолжье лесного массива, состоящего из реликтовых сосновых и сосново-широколиственных лесных культур. Фауна наземных позвоночных включает 57 видов млекопитающих, 182 вида птиц, 8 видов рептилий, 6 видов амфибий, 24 вида рыб. Очень высока доля видов, включенных в Красную книгу Российской Федерации.

Одна из самых старых сосен России находится в Бузулукском бору, и именно люди не зря называют её «Царица-сосна». У основания она настолько широка, что даже три взрослых человека, взявшись за руки не могут её обхватить. Высотой сосна достигает 36, 5 метров, диаметр ствола -140 см. Возраст «Царицы – сосны» 350 лет. Она изображена на эмблеме Национального парка «Бузулукский бор».

В Бузулукском бору обитает один из представителей животного мира - это лось. В первой половине 19 векалось исчез как вид в этой местности, но затем в конце 1890-х годов сохатый снова появился в Бузулукском бору, и популяция начала быстро увеличиваться. В 1936 году и во время Великой Отечественной войны были попытки приручить лося. Сохатого запрягали в упряжку, возили грузы, ездили на нем в седле. Сейчас эта картина кажется невозможной, но в военное время была распространенным явлением. В настоящее время численность парнокопытных в Бузулукском бору падает, поэтому люди как могут стараются помочь животным. В Бузулукском бору находится «Лосиная пристань», где имеются идеальные условия для жизни сохатого. Поляна покрыта любимыми растениями животного – мхами, лишайниками, осокой, калужницей. Человеком созданы искусственные водоемы для водопоя, солончаки. Зимой дорогу расчищают от снега, устанавливают кормушки и укрытия. Эти меры помогают возродиться популяции.

Познавательный материал о флоре и фауне Бузулукского бора

В Бузулукском бору встречаются как типичные северные виды - заяц-беляк, лось, рысь, глухарь, так и южные - кабан, серая куропатка, обыкновенная горлица; как жители лесов - белка, лесной хорек, дятлы, так и обитатели открытых степных ландшафтов - степной хорек, хомяк, сизоворонка, орел- могильник.

Насекомоядные млекопитающие - одни из самых древних обитателей бора. Например, русская выхухоль как вид существует около 30 млн лет. Численность выхухоли в водоемах Бузулукского бора крайне низка, поэтому это животное занесено в Красную книгу РФ и Оренбургской области. Из насекомоядных млекопитающих нередок обыкновенный ёж и землеройка - малая бурозубка. Обыкновенная бурозубка в 2 раза крупнее и весьма многочисленная.

Летучие мыши занимают среди животных особое место. В бору имеется семь видов летучих мышей, отличающихся друг от друга не только внешне, но и образом жизни, питанием, поведением, путями сезонных перелетов и местами зимовок. Данные млекопитающие, будучи по образу жизни - ночными, а по характеру питания - насекомоядными, приносят огромную пользу, поедая вредных насекомых - комаров, майских жуков, ночных бабочек, наносящих большой ущерб лесу.

Заяц-беляк на территории Бузулукского бора обычен, но немногочислен, а русак совсем редок. Также немногочисленны типичные лесные обитатели среди грызунов - белка и садовая соня. Белка чаще всего встречается в борах, соня - в спелых насаждениях с густым подлеском.

Грызуны - самые многочисленные в бору животные. Среди грызунов, несомненно, наиболее интересен бобр. Бобры удивляют, прежде всего, своими строительными способностями. Они прекрасно приспосабливаются к разным условиям существования, но без воды жить не могут и всегда поселяются по берегам водоемов. Бобры прекрасно копают глубокие норы и там, где берега - высокие, они предпочитают норы другим типам жилищ. В местах с низкими и заболоченными берегами они строят искусные подземные сооружения - "хатки", всегда у самого берега, обычно с главными и несколькими запасными выходами.

Самые многочисленные из хищников - куньи. К ним относятся барсуки, лесные куницы, лесные выдры, хорьки, ласки, горностаи и американские норки. Американская норка - это новый для бора вид, она была выпущена в области с целью акклиматизации. Постепенно вытеснив коренную европейскую норку, она освоила водоемы бора и заметно влияет на численность выхухоли.

Барсук - один из полезнейших обитателей бора. Он истребляет огромное количество опасных вредителей сосны - майского жука и его личинку.

Лисица - энергичный потребитель мышевидных грызунов, уничтожающих бесчисленное множество семян деревьев и кустарников. В отношении этих двух зверей существует неправильное мнение о том, что они, якобы, наносят большой вред, уничтожая полезных птиц и их гнезда. Как показали проведенные в бору исследования, этот вред настолько невелик, что не заслуживает внимания.

В бору обитает несколько особей енотовидной собаки, акклиматизированного в области вида, а также - единственного представителя кошачьих в нашей фауне - рыси.

Из хищных млекопитающих в бору обитает 13 видов. Самый крупный из них - волк, наносящий заметный урон бобрам, подкарауливая их на тропах во время осенней заготовки кормов. Зимой, по глубокому снегу охотятся на косуль, кабанов, молодых лосей. Ежегодно отмечаются случаи нападения волков на домашних животных.

В бору довольно много мелких грызунов. Помимо широко распространенных в Оренбургской области обыкновенной полевки и полевой мыши, здесь обитают типично лесные виды - желтогорлая лесная мышь и рыжая полевка.

Птицы - самые многочисленные позвоночные бора: их 132 вида из 13 отрядов. Из них гнездится 90 видов, в подавляющем большинстве - перелетные. Оседло живут в лесу 35 видов. Обилие семян и плодов древесно-кустарниковых растений привлекает сюда птиц зимой. В сосняках, ольшаниках близ жилья зимуют около десяти видов северных птиц. Соседство леса и степи обусловливают обитание здесь типично степных видов. В период миграций территорию бора посещают еще 28 пролетных вида.

В лесах массива гнездятся глухарь, тетерев, несколько видов орлов и сов, шесть видов дятлов, несколько видов синиц, в том числе и житель хвойных лесов - синица-гаичка. Обычны на гнездовье в бору такие птицы, как кулик-вальдшнеп, серый журавль, сойка, вертишейка, зяблик. Большинство птиц Бузулукского бора - полезные обитатели, санитары леса, очищающие их от вредных насекомых и грызунов.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о выставке совместных рисунков детей и родителей по экологии «Бузулукский бор — жемчужина Оренбургского края»Фотоотчёт о выставке совместных рисунков детей и родителей по экологии «Бузулукский бор — жемчужина Оренбургского края» Творческие работы выполненные в совместном творчестве детей и родителей были оформлены на выставку рисунков,которая была организована воспитателями.

Конспект физкультурно-оздоровительной деятельности в форме квест-игры «Путешествие по странам» (подготовительная группа)Конспект физкультурно-оздоровительной деятельности в форме квест-игры «Путешествие по странам» (подготовительная группа) Конспект физкультурно-оздоровительной деятельности квест- игра «Путешествие по странам» (Подготовительная к школе группа) Цель: Развитие.

Конспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возрастаКонспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возраста Цель: создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции. Задачи: Образовательные:.

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в форме квест-игры «Путешествие в мир природы»Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в форме квест-игры «Путешествие в мир природы» Цель: Формирование у детей основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром. В процессе детского экспериментирования.

Конспект НОД в форме игры-путешествия «В гости в детскую поликлинику» в старшей группе Цель: формировать представление о профессии врача окулиста. Задачи: - познакомить детей с профессией врача – окулиста, его деятельностью;.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [С] в старшей группе в форме квест-игры «Путешествие за сокровищами» Цель: закрепление произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнять и совершенствовать.

Конспект занятия по здоровьесбережению «Мишка-Топтыжка» для детей второй младшей группы в форме путешествия Цель: Продолжать формировать у детей бережное отношение к своему здоровью. Привлечь детей к занятиям физической культурой Развивать физические.

Публикация Конспект ОД в форме путешествия-исследования «Путешествие в Бузулукский бор» для детей 5–6 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Абросимова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект ОД в форме путешествия-исследования «Путешествие в Бузулукский бор» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 20 января 2024 в 07:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД