Лучший педагог года

Конспект психологического арт-терапевтического занятия по развитию самосознания «Я и семейное древо»

Елена Гранчук
Конспект психологического арт-терапевтического занятия по развитию самосознания «Я и семейное древо»

Тема занятия «Я и моя семья».

Психологическое занятие в подготовительной группе по развитию эмоционального интеллекта.

Цель: Развитие компонента самосознания, через формирование чувства принадлежности к своей семье.

Задачи:

Обучающие:

• Обобщать и закреплять представления детей о семье, о своем месте в жизни;

• Учить конструктивным способам управления собственным поведением, умению действовать по правилам;

• Развивать воображение и творческие способности детей.

Публикация «Конспект психологического арт-терапевтического занятия по развитию самосознания „Я и семейное древо“» размещена в разделах

• Обучить приемам самовыражения в различных формах.

Развивающие

• Способствовать гармонизации осознания ребёнком своего Я, развитие самосознания.

• Развивать умение понимать себя и других;

• Развивать умение проявлять чувства, используя мимику, жесты, пантомимику; развивать чувство эмпатии;

Воспитательные

• Прививать любовь, уважение к близким и гордость за свою семью;

• Воспитывать чувства толерантности и уважения к другим семьям и людям.

Материалы: Древо жизни, нарисованное на бумаге с окошками для рисования лиц членов семьи, проектор, экран, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие «Эхо».

Цель: настроить детей на общение друг с другом, дать каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания. Дети по очереди называют своё имя и прохлопывают его в ладоши, остальные повторяют.

Педагог-психолог:Ребята, Вы хотите попасть сегодня в страну Чувствундию? Для того, чтобы туда попасть, надо вспомнить правила этой страны:

Дети отвечают, затем психолог даёт им картинки, и они вывешивают их на доску:

• Если хочешь что-то спросить - подними руку.

• Если кому-то нужна помощь, то помоги.

• Один говорит, другие слушают.

Разминка-ритуал входа (авторская)

Мы в страну Чувствундию

Все пойдем, все пойдем!

Знания мы новые

Там найдем, там найдем!

Новые эмоции мы узнаем

И смешные рожицы покривляем!

Хлопаем, топаем мы все вместе

Покружись, оглянись - мы на месте!

На проекторе - ворота страны, и появляется принцесса Эмоция. "Здравствуйте, ребята, у нас в стране проблемы мы не знаем, как помочь нашей Машуле-капризуле. Послушайте историю про неё: Жила была Машуля-капризуля. Утром, как обычно она капризничала и ворчала: чай пить не буду! Он совсем остыл и к тому же несладкий!

-«Ну сколько можно ворчать?» - вздохнула грустно мама. - Одевайся, скорее, пойдем в детский сад, а то я на работу опоздаю.

- Не пойду, не хочу, не буду!

Папа заглянул в комнату и сказал приветливым голосом: «Доброе утро, мои дорогие!» Мама ответила ему «Доброе утро!». А машуля даже ничего не ответила папе, сидела угрюмо и ничего не делала.

- Ты почему не вежлива с родителями и почему у тебя все время такое настроение? Может у тебя проблемы в саду. Мы можем тебе помочь.

- Всё надоело! Все надоели! Не хочу быть вежливой!

И так каждый день.

Мама беспокоилась, переживала, ей было грустно, что её Машуля-капризуля всё время огорчает всех. Но однажды мимо пролетала Семейная Фея, которая всегда помогала жить в мире и согласии. Она услышала, что Машуле все надоели. И тогда Фея решила проучить Машулю, и она забрала у маши всю семью: и маму и папу, и бабушку, и дедушку и даже старшего брата.

Машуля-капризуля теперь и не знает что же ей делать, ведь ей теперь стало грустно и одиноко без своей семьи, она поняла, что очень любит их, но вести себя не умеет. Машуля просит помощи у вас ребята, помогите ей вернуть семью.

Педагог-психолог: ребята, мы поможем Машуле? А вы уверены, что мы сможем. У вас есть знания о семье? Давайте мы сначала узнаем, хорошо ли мы понимаем, что такое семья.

Давайте сядем в круг на ковер и Вы расскажете про ваши семьи.

Беседа:

Ребята по очереди рассказывают о своих семьях.

Итог: Семья - родной дом, самое дорогое, что есть у каждого человека, это люди, которые живут вместе. Семья – это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.

Педагог-психолог: Ребята, отгадайте загадки про членов семьи.

-Кто встает раным –рано

В доме с ней добро, тепло,

Дочку, сына одевает

Да и в садик провожает (мама)

Он машину ловко водит,

В стенку гвоздик заколотит,

Маме дома помогает,

И с детишками играет (папа) .

Кто ребята, отвечайте,

Вкусно готовит всегда,

Вяжет нам носки и кофты, брюки, юбки, свитера,

Кот Мурлыка под столом, поиграл её клубком (бабушка).

Носит медали он на груди,

Всем он на помощь стремится прийти,

Бабушка кличет его молодцом,

Стар он годами, а молод умом (дедушка) .

Педагог-психолог: хорошо Вы знаете про членов семьи. А знаете ли Вы, что они умеют делать и что они при этом чувствуют. А для чего они всё это делают?

Игра «Семейные дела».

Педагог называет действия, выполняемые членами семьи. Дети изображают эти действия: например, бабушка вяжет носки, мама моет посуду, папа забивает гвоздь, дедушка читает газету, дочь гладит белье, сын делает уроки.

Игра «Правильное общение»

Ребята встают в круг, психолог по очереди бросает мяч детям и говорит неправильные формы общения: например: в магазине ребенок вы захотели игрушку и кричите - я хочу игрушку! Быстро!Затем кидает мяч ребенку и он должен показать и сказать, так, чтобы было лучше сказать.

Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья.

Это мама, это я,

Это бабушка моя,

Это папа,

Это дед

И у нас разлада нет!

Вся семья вместе, тогда и сердце на месте.

Рассматривание на экране картинки «Родословное дерево».

- Молодцы ребята! Знаете всех членов семьи. А теперь рассмотрите «Родословное дерево». У дерева считается главным это корень. А семье кто самый главный?

- Тот, кто старше это наши бабушки и дедушки. Они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советами. Показывается порядок размещения портретов членов семьи: бабушки и дедушки на ближе к корням, родители на стволе, а дети на ветках.

- У каждого из вас есть семейный альбом. Вот посмотрите на слайды (показ слайдов) .

- На первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого?

- А теперь отдохнём вместе

Физминутка "Семья"

(Дети идут друг за другом, делают движения по тексту стихотворения)

-Осенью, весною, летом и зимою,

Мы во двор выходим дружною семью.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты вправо, влево,

Делает мой братик Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

Педагог-психолог: Ребята, а Вы хотите тоже сделать своё Древо жизни? Тогда Мы с Вами пройдем к столам и нарисуем в окошках лица наших родных.

Творческое упражнение «Древо жизни»

У каждого на столе лежат заранее приготовленные листы с изображением древа жизни, на котором нарисованы пустые овалы. Дети должны нарисовать себя на ветках, родителей и на стволе бабушек и дедушек. Психолог помогает детям расположить правильно рисунки своих родственников в ячейках. Для тех бабушек и дедушек, которых дети не знают, оставляется место, для того, чтобы родители помогли детям закончить работу.

Рефлексия

По полученным знаниям дети делают вывод о том, что же нужно для того чтобы семья всегда жила мирно и дружно. По завершении Машуля –капризуля поняла, что больше не будет капризулей, она попросила прощения за всё и семья воссоединилась.

Ритуал выхода из сказки.

Мы в стране Чувствундии были все!

Знаем теперь много мы о семье!

Хлопаем, топаем мы все вместе

Покружись, оглянись - мы на месте!

Прощание

Дети делают пирамиду из кулачков и говорят: «Всем, всем до свидания!»

Публикации по теме:

Циклограмма рабочего времени музыкального руководителя на 2014–2015 учебный год утверждаю: Заведующая МБДОУ № 18 ___С. М. Миненкова Циклограмма рабочего времени музыкального руководителя МДОУ № 18 Деревенченко.

Перспективно-календарное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе (сентябрь, октябрь) Всем доброго времени суток. Сейчас актуальна тема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Перспективно-календарное.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект психологического арт-терапевтического занятия по развитию самосознания «Я и семейное древо» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Гранчук на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект психологического арт-терапевтического занятия по развитию самосознания «Я и семейное древо»
Опубликовано: 20 марта 2015 в 08:22
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД