Получи документы

Конспект познавательной образовательной деятельности «Разноцветный листопад»

Дубинина Марина
Конспект познавательной образовательной деятельности «Разноцветный листопад»

Сценарий познавательной образовательной деятельности «Разноцветный листопад»

Участники

Воспитатель, Дупловик, дети.

Цель

Расширить представление детей о времени года – осени; рассказать о характерных осенних явлениях; пополнить словарный запас новыми понятиями; развить наблюдательность и любознательность.

Задачи

Закрепить и расширить представления дошкольников об осени; рассказать о характерных явлениях этого времени года (листопаде, смене цвета лиственных деревьев); повторить понятия «фотосинтез», «хлорофилл», пополнить словарный запас новыми понятиями: бабье лето, пигмент, каротин; объяснить, почему осенью зеленые листья желтеют.

Публикация «Конспект познавательной образовательной деятельности „Разноцветный листопад“» размещена в разделах

Материалы

Кукла Дупловик; разноцветные карточки (белая, голубая, синяя, зеленая, желтая, красная, оранжевая); карточки, на которых изображены кладовые с припасами; глобус.

Примерное время

30 минут.

Первая образовательная деятельность из тематического цикла для работы с детьми «Осенний Дупловик».

Вступительная часть

10 минут

Воспитатель

На смену теплым солнечным дням пришла ветреная пасмурная погода. Заметно похолодало, деревья поменяли свой наряд. Вы знаете почему?

1

Дети

Потому что наступила осень.

2

Воспитатель

Верно. Вслед за летом наступила осенняя пора.

Воспитатель обращает внимание дошкольников на погоду за окном,

просит описать ее.

3

Дети

Идет дождь, дует ветер, листья стали желтыми и опадают.

4

Воспитатель

У каждого времени года есть свои любимые цвета. Давайте назовем любимый цвет зимы, лета, весны и осени.

5

Дидактическая игра «Разноцветный год»

5 минут

Воспитатель показывает карточки разных цветов. Дошкольники называют, какому времени года присущ тот или иной цвет. Например: любимые цвета зимы – белый, голубой и синий. У весны – зеленый. У лета много ярких цветов. У осени самый любимый цвет желтый, а еще красный и оранжевый.

Воспитатель

Ребята, вы уже знаете, что у каждого времени года свои природные явления. Об этом мы говорили с нашими сказочными гостями – стужатами, Весеней и Летиком. Сегодня у нас новый гость. Познакомьтесь с ним.

1

Воспитатель показывает куклу Дупловика.

Воспитатель

Он житель сказочного леса и похож на осеннего доброго гнома.

2

Воспитатель выразительно читает стихотворение «Дупловик».

Воспитатель

Кто живет в дупле-сторожке

С круглым маленьким окном

И гуляет по дорожке,

Как осенний добрый гном?

У кого в прическе хвоя,

А кафтанчик – из листвы?

Кто беседует с совою

Уважительно, на «Вы»?

Этот кроха слышит шорох

И далекий волчий рык,

Стелет мох в ежиных норах,

А зовется… ДУПЛОВИК!

Медвежатам неуклюжим

Он в лесу отыщет мед,

Листья осенью закружит,

Если веточку качнет.

Три кладовки держит в елке

Расторопный Дупловик.

У него на каждой полке

Есть орех и боровик.

Пташек, белок кормит дома,

Лося, зайку – под сосной.

И к малютке, как к родному,

Ходит весь народ лесной.

3

Рефлексия

3 минуты

Дети с воспитателем обсуждают Дупловика: на кого похож, с кем дружит, как помогает зверям. Воспитатель задает детям вопросы.

Воспитатель

Как зовут нашего сказочного гостя? Где живет Дупловик? Чем он занимается в лесу? Сколько кладовок «держит в елке расторопный Дупловик»?

Воспитатель показывает картинку с изображением кладовой и предлагает посчитать, сколько там запасов.

1

Основная часть

30 минут

Дупловик

Здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень! Разноцветная, листопадная! Листья по ночам тихо шелестят и рассказывают мне свои секреты. Почему они летом зеленые, а осенью желтеют и краснеют?

Дети высказывают свои предположения.

1

Дупловик

Вы уже слышали от Весени про хлорофилл?

Дети рассказывают, что они знают про хлорофилл.

2

Дупловик

Слово пришло из греческого языка и означает «зелень листа». Хлорофилл – пигмент. Пигмент – это краситель, он окрашивает листья растений в яркий цвет. У хлорофилла этот цвет зеленый. Хлорофилл – кормилец растений, потому что они с его помощью получают питательные вещества. Вы помните, что такое фотосинтез?

Дети рассказывают, что они знают про фотосинтез.

3

Дупловик

Для такого сложного «завтрака» или «обеда» нужны вода, углекислый газ и свет. «Фото» по-гречески означает «свет», а «синтез»«соединение». Но, кроме хлорофилла, зеленые части растений содержат и другие красители – желтый, оранжевый и красный. Желто-оранжевый пигмент называется каротин. Какого цвета морковка?

4

Дети

Оранжевого.

5

Дупловик

Правильно. Это она из-за каротина такая. Летом желтый, оранжевый и красный пигменты в зеленых растениях незаметны, потому что хлорофилла больше и он их скрывает, «закрашивает» зеленью. Давайте проверим это.

6

Изобразительная деятельность

15 минут

Дети берут альбомный лист, наносят на него немного желтой, красной и оранжевой гуаши. Затем на эти цвета наносят значительное количество зеленой гуаши, делают вывод.

Дупловик

Посмотрите, зеленая гуашь закрасила другие цвета, и их не видно. Также бывает летом с желто-оранжевым каротином и зеленым хлорофиллом. Но вот осенью, когда света и тепла становится меньше, растение перестает «питаться» – хлорофилл становится ненужным и исчезает. Поэтому листья приобретают желтые и красные оттенки. Хлорофилл быстрее исчезает на свету, то есть в солнечную погоду. И когда после долгих дождей наступает бабье лето, кроны деревьев всего за несколько дней окрашиваются в пестрые осенние краски.

1

Дупловик знакомит детей с приметами осени.

Дупловик

С прошлых времен сохранилось немало осенних примет, по которым наши предки могли определить, например, будет ли следующий год урожайным, зима теплой или холодной, лето дождливое или сухое.

2

Воспитатель рассказывает детям о приметах осени.

Воспитатель

Много желудей на дубу уродилось – к лютой зиме.

Если осенью паутина по растениям стелется – тепло будет.

Поздней осенью комары появятся, значит, зима будет мягкой.

Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, а если мало – сухая.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.

3

Воспитатель читает детям стихотворение «Золотые кладовые».

Воспитатель

Драгоценности живые

На деревьях в октябре…

Золотые кладовые –

В парке, в сквере, во дворе,

В поле, в роще, на болоте,

На иголках у ежат.

И в сусальной позолоте

Ветки трепетно дрожат!

Небо выцвело белесо,

В перламутре облака.

Дождик бисерные слезы

Проливает на луга.

Раздает березкам осень

Россыпь листиков-монет.

Лишь у елок и у сосен

Золотых запасов нет!

4

Дети обсуждают с воспитателем стихотворение «Золотые кладовые». Воспитатель задает детям вопросы.

Воспитатель

Почему стихотворение называется «Золотые кладовые»?

Каким деревьям осень раздает «россыпь листиков-монет»?

У каких деревьев «золотых запасов нет»?

Благодаря какому природному пигменту листья окрашиваются в зеленый цвет? А какому – в оранжевый и красный?

Почему осенью листья меняют свой цвет?

5

Продуктивная деятельность – пластилинография

15 минут

Воспитатель показывает детям готовую поделку и просит описать ее: что она представляет, из каких материалов изготовлена. Чтобы помочь дошкольникам, воспитатель демонстрирует лист дерева, из которого сделана поделка, а дети называют его – клен. Затем сообща придумывают название поделки.

Воспитатель

Все вы любите рисовать карандашами, фломастерами, красками, гуашью. А кто-нибудь пробовал рисовать пластилином?

Дети отвечают.

1

Воспитатель

Хотите, я научу вас?

Дошкольники еще раз внимательно рассматривают поделку, перечисляют цвета, замечают, что пластилин не просто накладывается на бумагу, а «размазывается» по ее поверхности. Воспитатель рассказывает, что это техника пластилинографии – пластилин наносится на бумагу мазками разными слоями. Дошкольники несколько раз четко проговаривают слово «пластилинография», запоминают его значение.

Перед каждым ребенком на столе лежит заготовка: плотный картон с прорисованным кругом, в центре которого – контур кленового листа. Дети раскрашивают картинку пластилином, используя «осенние» цвета. Остальную часть работы выполняют дома совместно с родителями: вырезают круг с уже нарисованной картинкой кленового листа, вставляют ее в рамку.

Воспитатель подсказывает, что изготовить красивую рамку для «пластилиновой картины» они могут из того же картона, используя атласную ленту и бусины. Позже работы размещаются на выставке осенних поделок.

2

Заключительная часть

5 минут

Воспитатель

Сейчас четко проговорите слова: пигмент-краситель, хлорофилл, каротин, фотосинтез, углекислый газ.

Затем дошкольники рассматривают глобус. Воспитатель задает им наводящие вопросы и подводит к выводу о том, что смена сезонов зависит от смены положения земной оси.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательной деятельности «Чудеса на водоеме» Конспект занятия по познавательной деятельности. (Старшая группа) Тема: «Чудеса на водоёме». Цель: дать представление о весенних чудесах.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Весна в лесу» Конспект занятия по познавательной деятельности «Весна в лесу». (Старший дошкольный возраст). Цель: Дать представление о чудесах в весеннем.

Конспект НОД по познавательной деятельности «Путешествие в лес» (старший дошкольный возраст) Цель: Закреплять знания основных особенностей флоры леса; уметь выразительно с помощью мимики и пантомимики, эмоций, речи отображать представляемые.

Конспект по познавательной деятельности «Волшебное электричество» в старшей группе План-конспект Раздел программы: познавательное развитие Цель: -дать представление детям об электричестве; -познакомить детей со статическим.

Конспект занятия по познавательной образовательной деятельности «Наша Армия»Конспект занятия по познавательной образовательной деятельности «Наша Армия» Конспект По познавательной образовательной деятельности (ознакомление с предметным и социальным окружением) На тему: «Наша Армия» Средняя.

Конспект прогулки «Листопад, листопад, листья по ветру летят» для детей 3–4 летКонспект прогулки «Листопад, листопад, листья по ветру летят» для детей 3–4 лет Тема: «Листопад, листопад, листья по ветру летят…» Цели: познакомить детей с явлением природы листопадом, полюбоваться на то, как падают.

Конспект занятия по аппликации «Листопад, листопад…» во второй младшей группеКонспект занятия по аппликации «Листопад, листопад…» во второй младшей группе Цель: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Листопад». Задачи: Развивать умение детей раскладывать готовые формы разного.

Конспект ООД по рисованию во второй младшей группе «Листопад, листопад, листья жёлтые летят» в технике пуантилизмКонспект ООД по рисованию во второй младшей группе «Листопад, листопад, листья жёлтые летят» в технике пуантилизм Тема:«Листопад, листопад, листья жёлтые летят…» Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью ватных палочек.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Конспект по рисованию пальчиками в первой младшей группе «Листопад, листопад, листья жёлтые летят» Тема: «Листопад, листопад, листья жёлтые летят» Возраст: 1 младшая группа. Цель: создать условия для знакомства с осенними особенностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательной образовательной деятельности «Разноцветный листопад»
Опубликовано: 4 октября 2021 в 08:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательной образовательной деятельности «Разноцветный листопад»» (включая файлы) размещена пользователем Дубинина Марина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД