Получи документы

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 3 «Играть — не устать» (7 фото)

Наталия Смирнова
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 3 «Играть — не устать»

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 3 «Играть — не устать»

Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы и Подмосковья, воспитывать нравственно-патриотические чувства, бережное и уважительное отношение к народному наследию, познакомить детей с народными играми и игрушками имевшими распостранение в Московской губернии, активизировать интерес к национальному прошлому своего народа.

Публикация «Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы „История земли Московской“, Часть 3 „Играть — не устать“» размещена в разделах

Материалы к беседе: слайды и дидактические картинки с видами Москвы в старину и в современности, образцы тканей, платки, кокошники, куклы в народных костюмах, народные куклы.

Ход беседы:

Фото «Играть — не устать»

«Играть- не устать, не ушло бы дело»

В семье на Руси всегда было много детей. Шесть, восемь, а иногда и двенадцать ребятишек не были редким явлением. Но дети всегда были под присмотром, даже когда родители занимались хозяйственными делами.

В крестьянских семьях дети большую часть времени проводили с родителями. Старшие дети с малых лет помогали родителям косить траву, пасти скот, убирать хлеб. (показ слайда)

За маленькими всегда присматривала мать, как только маленьким исполнялось три года, за ним начинала присматривать девочка-пестунья, к которой порой приводили малышей со всей деревни. Это был своеобразный прообраз детского сада. Юные няньки придумывали игры, которые были бы интересны малышам и, конечно, им самим. Водили хороводы, пели песни, разыгрывали примитивные сценки.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 3 - фото

Очень часто придуманные игры имитировали работу взрослых. Например, в Богородском уезде Московской губернии с давних времен выращивали хмель. Здесь среди детей была популярна игра, которая так и называлась- «Хмель». Чем-то эта игра напоминала игру в салочки.

Фото №1 Публикация Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы История земли Московской Часть Играть не устать размещена в разделах Беседа

В начале игры выбирали ведущего- «хмеля», символизирующего вьющиеся растение. Участники игры начинали водить вокруг «хмеля» хороводы, приговаривая шутливые заговоры на рост растения:

… «Расти, наш хмель, по тычинкам вверх!

Без тебя, хмелюшка, хоровод не водится,

Без тебя, хмелюшка, игра не играется!»

Ведущий в это время изображал рост хмеля, сначала он сидел на корточках, постепенно привставая, пока не выпрямлялся в полный рост. Когда «хмель выростал», дети пели «хмельную песню»:

«Расти, расти хмель,

Садовый ты наш хмель,

Расти, прирастайся,

На тын заплетайся!»…

После этого начиналась собственно игра. «Хмель» задавал вопрос, например: «А как меня сажали?»- дети должны были изобразить ответ на заданные вопросы. После такого диалога «хмель» говорил: «Если меня не польют, меня не удержать- ни в дубовых бочках, ни в железных обручах. По двору раскачусь, обручи поснимаю, доски поломаю!»

В ответ звучала новая песня:

«… Мы тебя польем

И плетнем обнесем.

Хмель ты наш хмель,

Садовый ты наш хмель!»

В это время кто-нибудь кричал: «Рвите хмель, теребите!»

После этого «хмель» должен был как можно скорее вырваться из круга и убежать, а остальные игроки старались его догнать. (показ слайда)

Фото №2 Проведение бесед Конспекты занятий

Очень любили играть в Московской губернии и в игру «У медведя во бору».

В эту русская народная подвижная игра для детей сотни лет остается любимой. Количество игроков – от двух человек до двадцати-тридцати. Играть можно начинать уже с трехлетними малышами, но роль водящего на первых порах лучше взять на себя.

Сначала надо создать «берлогу» медведю. Это может быть стул, поставленный в углу комнаты, обруч, меловой круг на площадке – все, что угодно. «Медведь-ведущий» находится в своей берлоге. Он там спит.

Остальные играющие отправляются в лес по ягоды. Детки двигаются по площадке, имитируя сбор ягод в корзинку, постепенно приближаясь к «берлоге». Собирая ягоды, дети произносят такие слова:

У медведя во бору

Грибы ягоды беру

А медведь не спит

И на нас рычит!

После слова «рычит», медведь «просыпается» и с рычанием начинает ловить детей. Кого поймал – тот становится медведем и игра повторяется.

Можно разметить «домик» для детей – черта на площадке, попав за которую ребята находятся в безопасности – там «медведь» не имеет права их ловить.

(показ слайда)

Фото №3 Играть не устать не ушло бы дело В семье на Руси всегда было много детей

Как и в наши дни, так и в давние времена дети всегда любили играть с куклами. Куклам придавалось большое значение и в них могли играть не только девочки, но и мальчики, до тех пор, пока не начинали носить портки.

Обычно кукла выстругивалась из дерева или вязалась из тряпок. Тряпичная кукла оборачивалась льняным полотном, а из шерсти ей плели косу. (показ народных кукол, воспитатель коротко рассказывает детям о представленных куклах, спрашивает, каких кукол они знают)

В Московской губернии существовала своя разновидность крученых кукол.

(показ слайда)

КУКЛА МОСКОВКА. Другое название куклы "Седьмая Я" (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребенок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Как мать любит и заботится о своих детях, так и мать любит своих детей, сколько бы их не было. Куколку хранили подальше от чужих глаз, пряча в шкафу или на полке.

Примечание: по описанию и найденным мной фотографиям (в интернете можно найти и мастер-классы по изготовлению) кукла очень похожа на куклу «Семья» или «Плодородие», но я не уверенна, что это одна и та же кукла. Как подтверждения, так и отрицания мне найти не удалось.

Фото №4 Шесть восемь а иногда и двенадцать ребятишек не были редким явлением

У подросших детей появлялись новые игры. Одна из них- карточная «Пьяница». «Пьяница» была любима и у подросших детей в семье, и у взрослых. Первые упоминания о ней относятся к концу XVII века, когда карточные игры стали одним из способов проведения досуга у жителей Московской губернии.

(показ слайда)

В завершении беседы воспитатель говорит детям, что в следующий раз они поговорят о том, как отмечали праздники в Московской губернии и предлагает поиграть в подвижные народные игры.

Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми старшей группы «Рябина»Конспект беседы с детьми старшей группы «Рябина» Беседы с детьми старшей группы. Тема: «Рябина». Цель беседы: углубить представление ребёнка о пользе рябины, месте её произрастания, внешних.

Игровая образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Страна времени. История изобретения часов» Цель: познакомить детей с историей изобретения часов. Задачи: Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении.

Конспект беседы «История страны Лего» История страны Лего Цель: Дать детям представления о происхождении конструктора, его разработчике. Активизировать внимание. Развивать познавательный.

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «Любовь и уважение к родителям — есть, без всякого сомнения, чувства святые» Разработка конспекта занятия на тему: «10 заповедей – основа жизни» Конспект беседы с детьми подготовительной группы на тему: «Любовь и.

Конспект беседы с детьми старшей группы «Осторожно, лето!» Конспект беседы с детьми старшей группы: «Осторожно, лето!» Подготовила: воспитатель Титкова Н. Н. Вот и настала летняя пора, когда все.

Конспект НОД по познавательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Экскурсия по Красноярску» Тема занятия: «Экскурсия по Красноярску» Цель: формирование у воспитанников представлений о городе Красноярске и уважительного отношения.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 1 «Ситцевый край»Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 1 «Ситцевый край» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской. Часть 2 «Кто в камче, кто в парче»Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской. Часть 2 «Кто в камче, кто в парче» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы.

ООД физкультурно-познавательной направленности с детьми подготовительной группы «Хотим быть стройными» Задачи: 1) Формировать у детей представление о влиянии осанки на здоровье человека. 2) Формировать осанку в общеразвивающих упражнениях.

Конспект познавательной беседы с детьми «Москва… как много в этом звуке» в рамках проекта «Посткроссинг на МAAM»Конспект познавательной беседы с детьми «Москва… как много в этом звуке» в рамках проекта «Посткроссинг на МAAM» Посткроссинг снова идет по планете МААМ! На днях мы получили письмо от наших друзей-москвичей! Как же мы обрадовались! В письме было.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 3 «Играть — не устать» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталия Смирнова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 3 «Играть — не устать»
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 15:15
+175Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 62.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД