МААМ-картинки

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Р]»

Светлана Атаева
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Р]»

КОНСПЕКТ

индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Постановка звука [Р]

1. Цель занятия : учить ребёнка правильно произносить звук [Р] с использованием механической помощи.

2. Задачи.

Образовательные:

- формировать правильный уклад артикуляционного аппарата при постановке звука [Р];

- формировать зрительный, слуховой, кинестетический образ звука.

Коррекционные:

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Постановка звука [Р]“» размещена в разделах

- развитие артикуляционной моторики;

- тренировать артикуляционный аппарат ребенка в переключаемости с одного вида движений на другие;

- учить выделять звук [Р] среди других звуков;

- учить определять место звука в слове;

- формировать сильную, длительную воздушную струю;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- вызвать у детей интерес к своей речи и желание заниматься с логопедом;

- повышать самооценку ребенка.

3. Оборудование: зеркало, зонд, индивидуальный зондозаменитель, вата, картинки-символы, профиль звука, тетрадь для индивидуальных занятий, карточки со слоговыми цепочками.

5. Речевой материал: слоги, слова со звуком [Р], предметные картинки.

6. План занятия :

1) Организационный момент

2) Сообщение темы и цели занятия

3) Развитие фонематических представлений

4) Развитие фонематического анализа

5) Развитие фонематического слуха

6) Артикуляционная гимнастика

7) Анализ артикуляции звука. Характеристика звука

8) Постановка звука [Р] механическим способом

9) Закрепление звука [Р] со стечением согласных

10) Итог занятия

11) Рефлексия

12) Домашнее задание

Ход занятия

Этап урока Действия учителя Действие детей

1. Орг. момент. Здравствуй Мила! Какое у тебя настроение? Хорошее? Давай улыбнёмся и передадим друг другу хорошее настроение. Молодец! Ребёнок отвечает и улыбается.

2. Сообщение темы. Мила, сегодня мы продолжим работу над звуком [Р] и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Выполним несколько заданий.

3. Развитие фонематических представлений Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук [Р].

(Рак, дракон, лампа, арбуз, морковь, собака, баран, лиса.) Ребёнок откладывает картинки со звуком [Р].

4 Развитие фонематического анализа. Игра «Найди слово».

Назови картинки выделяя звук[Р]. Найди слова, в которых звук [Р] находится в начале, середине в конце слова. Соедини каждую картинку с соответствующей схемой.

Молодец Мила! С заданием справилась Ребёнок соединяет картинки к соответствующим схемам.

5. Развитие фонематического слуха. Хлопни в ладоши если услышишь звук [Р].

- а; и; у; р; с; и; а; р; м; н; дь; г; р; ж; вь; т.

- Топни ногой когда услышишь звук [Р] в слогах.

- са-ра-на-вы-ры-два-дра-мы-ур-по-ло-ры-лу.

-Подними руку, если услышишь звук [Р] в словах.

- грузовик, тигр, автобус, вертолет, ракета, такси, зебра, лиса, забор, рысь, волк.

- Все выполнила верно.

Хлопает в ладоши.

Топает ногой.

Поднимает руку.

6. Артикуляционная гимнастика. Мила, чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.

- Инструкция: Смотри в зеркало и слушай меня. Подготовим наши органы речи к работе, выполним упражнения.

«Заборчик»

- улыбнуться (зубы сомкнуты и видны). Удерживать губы в таком положении.

«Лопаточка»

- Рот откурыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

«Чашечка»

-Широко открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

«Лошадка»

- Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

«Грибок»

- Улыбнуться (зубы видны, приоткрыть рот, присосав широкий язык всей плоскостью к нёбу.

«Вкусное варенье»

- Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна.

«Качели»

-Открыть рот, как при произнесении звука А. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.

- «Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

- «Гармошка»

Улыбнуться, сделать «Грибок» и, не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, затем поднять (как игра на гармошке). Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Барабанщики»

Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Т-Т-Т-Т-Т-Т» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Дятел»

- Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Моторчик»

- Поднять кончик языка вверх за зубы, постепенно убыстряя темп повторять дын-дын-дын-дын, по мере возможности переходя на др-др-др-др…

- Дыхательная гимнастика

- «Подуть на снежинки»

- «Бабочки»

Отпусти бабочек и они тебе улыбнутся! Выдыхай медленно и плавно.

Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику.

7. Анализ артикуляции звука перед зеркалом. Характеристика звука.

- Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

- Посмотри на меня, как я произношу звук [Р]. Рассмотрим профиль этого звука.

- Какое положение принимают губы?

- А зубы?

- Как работает кончик языка?

- Где проходит воздушная струя?

- Когда ты произносишь звук [Р], есть преграда во рту?

- Значит, какой это звук?

- Глухой или звонкий?

- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь?

- Какой этот звук еще может быть?

- Твердый или мягкий.

Ребёнок смотрит. –

Губы открыты.

Зубы разомкнуты, не соприкасаются.

- Кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует.

- Воздушная струя идет по середине языка.

- Да.

- Согласный.

- Я чувствую дрожание, значит звук – звонкий.

- Твёрдый.

8. Постановка звука [Р]механическим способом от сохраненной фонемы [Д]. -Послушай, как взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо -д-д-д-д.

- Произнеси быстро длинный ряд ДДДД.

- А теперь с акцентом Ддддд, Ддддд

(В это время зондом с шариком на конце, подложенным под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону.

Получается рокот, характерный для произношения звука «Р»).

Замечательно получилось!

Ребенок произносит быстро Дддд.

9. Закрепление звука [Р] со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР

- Потренируемся произносить звук [Р]. Повторяй за мной:

ДР…А – ДР…А – ДР…А

ДР…О – ДР…О – ДР…О

ДР…У – ДР…У – ДР…У

ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы

(применение зонда)

Ребёнок повторяет.

10. Итог занятия - Чему мы сегодня учились на занятии?

-Что происходит с губами, зубами, языком?

-Дай характеристику этому звуку.

- Сегодня мы учились произносить звук [Р].

- Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят.

- Звук [Р] – согласный, звонкий может быть твердым и мягким.

11. Рефлексия. - Мила, ты сегодня была очень внимательной, хорошо работала, у тебя получались все упражнения. Ты выполнила все задания! Молодец!

- За хорошую работу на занятии – ты получаешь звездочку. (Подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности ученика, рекомендации и пожелания).

- Спасибо тебе за занятие. Занятие окончено.

Ребёнок получает звёздочку, улыбается.

12. Домашнее задание. Дома повторяй гимнастику для язычка перед зеркалом и у тебя обязательно получиться правильно и красиво говорить тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью ватной палочки (зондозаменителя). Ребёнок говорит до свидания!

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении звука [ш].

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Р]»
Опубликовано: 20 февраля 2024 в 23:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД