Папки-передвижки

Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Ж] и буква Ж, ж»

Елена Валикова
Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Ж] и буква Ж, ж»

Тема: «Звук [Ж] и буква Ж,ж»

Цель занятия : автоматизация правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж.

Задачи:

Образовательные:

• закреплять знания о весенних изменениях в природе, о насекомых;

• расширять запас слов лексического словаря;

• формировать навыки словоизменения.

Коррекционно-оздоровительные:

• формировать правильный артикуляционный уклад звука “Ж”;

• развивать общую и мелкую моторику

• автоматизировать звук “Ж” в слогах, словах и предложениях;

Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Звук [Ж] и буква Ж, ж“» размещена в разделах

• развивать фонематический слух и восприятие;

• совершенствовать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

• формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности;

• воспитывать навыки общения в игре и на занятии, взаимодействия, чувства доброжелательности;

• воспитывать желание, стремление произносить звук “Ж” правильно;

• воспитывать усидчивость;

• воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: зеркала, картинка жука, картинки с изображениями предметов со звуком Ж, карточка с буквой ж, слова с буквой ж, мяч, демонстрационная касса букв, ручки, карандаши, палочки, тетради, картинки для артикуляционной гимнастики, карточки с заданиями, мяч.

1. Организационный момент.

Сегодня на занятии у нас будет гость. Попробуйте угадать, кто это?

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица (жук)

Как можно назвать маленького жука (Жучок)

- Если увидим несколько жуков, как их назовём. Кто они? (Жуки)

- Жук, жучок, жуки — какой первый звук вы слышишь? (Ж)

Сегодня мы будем упражняться в произношении этого звука.

Сначала нужно размяться.

II. Развитие мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Развитие мелкой моторики “Жук”.

Логопед :

Я веселый майский жук, сжать кулачок,

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу, указательный палец и мизинец

А зовут меня Жужу. развести в стороны “усы”, пошевелить ими

Не кусай комарик злой, сжать кулачок, указательный палец вперед “хоботок”

Я уже бегу домой мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз “лапки”.

2. Массаж лица.

Логопед :

Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо (поглаживание лица).

Но ветерок еще холодный (постукивание подушечками пальцев по всему лицу).

А все-таки солнышко сильнее (поглаживание лица).

3. Развитие мимических мышц.

Логопед : Нахмурить брови, закрыть правый глаз, затем левый, надуть щеки.

4. Развитие артикуляционной моторики. Развитие артикуляционного праксиса. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звука “Ж”.

Логопед (раздает детям зеркала) : сядьте прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени, расположите зеркало так, чтобы вам был хорошо виден “домик-рот”.

“Лопаточка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка должны касаться углов рта.

“Непослушный язычок”. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе.

“Грибок”. Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удерживать под счет от 1 до 5, потом от 1 до10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку.

“Вкусное варенье”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

“Гармошка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Губы неподвижны, язык не провисает.

“Чашечка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка поднят, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

После каждого упражнения обязательно дает время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз. Педагог делает артикуляционные упражнения, а дети повторяют их и контролируют свои действия, глядя на отражение.

5. Работа по развитию дыхания и голоса.

Логопед :

В магазин жуки ходили,

Шарик там себе купили.

Буду шарик надувать,

Буду с шариком играть.

Раздувайся наш шар, дети делают длинный вдох, надувая живот

Раздувайся большой.

Оставайся такой и не лопайся. задерживают дыхание

Раз, и лопнул! сильный, быстрый выдох

Дети выполняют упражнение держа руки на животе (контроль за движением брюшной стенки)

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы занятия.

Логопед : Сегодня мы с вами отправимся в страну Жужжандию, где проживают разные насекомые. А главный правитель у них Жук. Любимый его звук “Ж”.

2. Артикуляция звука “Ж” :

• Губки округлены и слегка вытянуты вперед.

• Широкий язычок наверху, образует “чашечку”.

• Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

• Горлышко поет.

Логопед : Превратитесь в жуков и пожужжите так, как на лугу жужжат жуки. Приложите руку к горлу и почувствуйте, как “поет” голос.

3. Характеристика звука.

Логопед : Звук “Ж” согласный, твердый, звонкий.

4. Развитие фонематического слуха.

Вот бежит жучок, а навстречу ему ежик, ежик зовет поиграть жучка в игру «Поймай звук». Послушайте звуки, слоги и слова и если услышите звук ж, хлопните в ладоши, поймайте звук.

Звуки ж, ш, л, т, з, с, ш, ж, в.

Слова школа, пирожок, усы, жаба, шуба, джинсы

4. Автоматизация звука. Слоги жи, то, не, жу, жа, ша, зы.

1. Жук выучил разные песенки, давайте споем вместе с ним.

ЖА-ЖА, ЖА-ЖА-ЖА.

ЖИ- ЖИ –ЖИ, ЖИ -ЖИ.

ЖО-ЖО, ЖО-ЖО-ЖО.

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ, ЖЕ-ЖЕ.

ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ

2. Проговаривать слова, чётко произнося звук [Ж].

Жаба, жабры, жаль, жарить, жалко, жалоба, Снежана, жар, жарко, жаркий, пожар, пожарник, ежата, вожатый, бежать, Жанна, лежать, пижама, жадный, жадина.

3. Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Ж]

У ежа ежата. У моржа моржата. У ужа ужата. Жаба лежит в луже.

4. Повторите чистоговорки.

Жа - жа –жа -мы видели ежа.

Жи - жи- жи- бегут ежи.

Жу- жу- жу- помоги ежу.

Жо –жо -жо- я еду на «Пежо» .

5. Выделение звука “Ж” из состава слова, развитие мелкой моторики рук.

Работа с карточками.

.

5. Физкультминутка.

Утром все жучки проснулись (встать, протереть глаза).

Улыбнулись, потянулись (улыбнуться, потянуться).

РАЗ - росой они умылись (умыться).

Два - изящно покружились (кружится).

Три - нагнулись и присели, на четыре полетели (летает, жужжит). Попеременно.

6. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

1. Игра с мячом “Один - много”.

Логопед : Итак, мы отправляемся в страну Жужжандию. Это, ребята, страна насекомых. Как вы думаете, кто там живет? Сегодня мы будем говорить о том, что умеют делать жители этой страны.

Бабочка порхает, а бабочки ….

пчела мед собирает, а пчелы мед ….

оса жалит, а осы …

жук жужжит, а жуки …

комар звенит, а комары …

стрекоза стрекочет, а стрекозы …

муха в дом залетает, а мухи ….

кузнечик прыгает, а кузнечики …

паук паутину ткет, а пауки …

2. Игра с мячом “Скажи ласково”

Сапог – сапожок

пирог –

круг –

флаг –

утюг –

луг –

друг –

стог –

берег –

7. Игра «Большой – маленький».

Нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.

У человека – комар, у гнома – комарик, а у великана – комарище.

8. Развитие звукового анализа на уровне слова.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней три домика: в первом домике будут «жить» слова с буквой Ж в начале слова. во втором домике – с Ж в середине слова, в третьем домике слова с буквой Ж в конце слова.

На столе карточки: давайте распределим их по домикам. жаба, снежинка, варежка, лыжи, еж, нож.

9. Знакомство с буквой “Ж”.

Педагог говорит ребятам, что каждый звук имеет свою фотографию – букву. На доску выставляется буква Ж и педагог поэлементно её рисует.

Эта буква широка,

И похожа на жука.

И при этом точно жук,

Издаёт жужжащий звук :

Ж - ж-ж-ж!

1. Показ буквы “Ж”.

2. Дети находят букву в демонстрационной кассе букв.

5. Прописывание печатной буквы в тетради

10. Работа над связной речью:

Логопед читает деформированное предложение, говорит, что по чей-то злой задумке, эти предложения рассыпались.

От, ежонок, мамы, убежал.

Не, жалея, ежик, ножек, бежит.

Жанны, желтая, у, пижама.

Женя, у, дуба, желуди, нашла.

Дети восстанавливают предложение и вместе с педагогом считают количество слов. Составляют схему из палочек.

11. Подведение итогов занятия

Мы сегодня хорошо потрудились, выполняли все задания.

Какой звук мы сегодня произносили чаще всего?

Давайте вспомним какой он?

Ритуальное завершение каждого занятия. Эмоционально, вместе:

Спасибо нашим пальчикам,

Спасибо язычку.

Красиво, чётко, правильно

Я говорить ХОЧУ! (С. Маршак)

Список использованной литературы

1. В. И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников - М., “ВАКО”. 2005 г.

2. Е. А. Воронова Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет М., Творческий центр “Сфера”. 2006 г.

3. Логопедическая тетрадь на звуки Ж Ш

4. М. В. Скворцова “Логопедические игры” - С-П., Издательский дом “Нева”. 2004 г.

5. Т. А. Ткаченко “Коррекция фонетических нарушений у детей” - М., “Владос”. 2005 г.

6. Е. Краузе “Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика” - С. -П., “Корона принт”. 2004 г.

7. Н. В. “Система коррекционной работы” С. -П., “Детство-Пресс”. 2001 г.

8. Г. А. Каше “Подготовка к школе детей с недостатками речи”. М. : 1985 г.

9. Н. В. Нищева»Будем говорить правильно».Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения -С-П «ДетствоПресс».2002г.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришлаКонспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришла Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква «Ч» .

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Звуки [С] — [Ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Конспект подгруппового логопедического занятия на тему.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке.» Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием ИКТ.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Ж] и буква Ж, ж» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Валикова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Ж] и буква Ж, ж»
Опубликовано: 20 марта 2021 в 17:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД