Папки-передвижки

Конспект подгруппового логопедического занятия «Приключения воздушного шарика. Звук [ш]. Буква Ш» (11 фото)

Елена Мясникова
Конспект подгруппового логопедического занятия «Приключения воздушного шарика. Звук [ш]. Буква Ш»

Конспект подгруппового логопедического занятия

«Приключения воздушного шарика» (Звук [ш]. Буква Ш).

Продолжительность: 30 мин.

Тема занятия : звук [ш]. Буква Ш.

Тип занятия : по овладению новыми знаниями.

Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Приключения воздушного шарика, Звук [ш], Буква Ш“» размещена в разделах

Цель: формирование знаний о звуке [ш], букве Ш.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

познакомить с акустико-артикуляционной характеристикой звука [ш], с опорой на различные виды контроля;

закреплять умение выделять звук [ш] в слогах, словах;

познакомить с графическим обозначением звука [ш];

закрепить понятия: “согласный звук”, “слог”, “слово”.

коррекционно-развивающие:

автоматизировать произношение звука [ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях;

развивать фонематический слух и восприятие;

совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;

профилактика дисграфии и дислексии;

коррекционно-воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям, любознательность;

продолжать формировать волевые черты характера (усидчивость и дисциплинированность);

стимулировать речевую активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества;

воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:

Наглядный материал:

1. Картина формата А4 с цветным изображением воздушного шарика ;

2. Картина формата А5 с цветным изображением лопнувшего воздушного шарика – символическое изображение звука [ш];

3. Цветная сюжетная картина формата А3 с изображением проезжей части и два грузовика с грузом ;

4. Цветная сюжетная картина формата А4 с изображением лесной поляны, содержащая предметы, в названии которых есть звук [ш];

5. Карточки на магнитах синего цвета с перечеркнутым колокольчиком формата 10*10 см;

6. Цветные сюжетные картины формата А4 с изображением бельчат на лесной поляне и трех корзин со схемами для определения места звука [ш];

7. Цветная сюжетная картина формата А4 с изображением поезда и вагончиков для определения количества слогов в словах и предметные картины с изображением животных, в названии которых есть звук [ш];

8. Цветная сюжетная картина формата А4 с изображением парка аттракционов и клоуна с красными, синими и зелеными шарами;

9. Черно-белые картины формата А5 с изображением воздушных шаров со схемами для звукового анализа;

10. Обучающая открытка «Буква Ш» формата А4 из комплекта «Речь: плюс»;

11. Черно-белая картина формата А4 с изображением предметов, внешне похожих на букву Ш;

12. Магнитные элементы букв и альбом из комплекта «Речь: плюс»;

13. Черно-белая картина формата А5 с изображением буквы Ш, построенной с помощью пальцев руки;

14. Тетрадь для письма «Буквы. Пиши и стирай» из комплекта «Речь: плюс»;

15. Черно-белая сюжетная картина формата А5 с изображением клоуна и воздушных шаров с буквами;

16. Цветная предметная картина формата А4 с изображением клумбы с цветами, на которых написаны гласные буквы и два цветных шарика с прорезями для чтения слогов;

17. Цветная сюжетная картина формата А4 с изображением забора с напечатанными словами;

18. Цветная сюжетная картина формата А4 с изображением забора с напечатанными предложениями;

19. Цветная картина формата А4 с изображением плиток шоколада, на которых напечатаны слова;

20. Карточка формата А4 с кроссвордом;

21. Комплект штампов детской типографии из комплекта «Речь: плюс».

Раздаточный материал:

1. Карточки для звукового анализа по количеству детей;

2. Черно-белая сюжетная картина формата А5 «Поймай шары» по количеству детей;

3. Карточки с кроссвордом;

4. Тетради «Буквы. Пиши и стирай»;

5. Открытки «Буква Ш»;

6. Комплекты «Магнитные буквы»;

7. Комплект штампов «Детская типография»;

8. Индивидуальные зеркала по количеству детей;

9. Цветные карандаши по количеству детей.

Лингвистический материал:

Слоги: ША, ШО, ШУ, ШЭ, ШИ, АШ, ОШ, УШ, ЭШ, ЫШ, ИШ.

Слова: шарф, шорты, шляпа, рубашка, ушанка; шина, шапка, шуба, шахматы, вишня, мишка, пушка, кошка, мышь, душ, малыш, камыш; каша, шило, мыши, шары; шмель, мышь, кошка, лошадь, лягушка, мартышка; шипы, шило, шары, мыши, суши, каша, машина, камыши; шар, шишка, штанга, шаги.

Предложения: Саша шапкой шишки сшиб. Нашей Маше дали кашу.

Место проведения: логопедический кабинет.

Организационная форма проведения: традиционная.

Ход занятия

I. Организационный момент.

В кабинет входит логопед, держа в руках связку воздушных шаров.

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Отгадайте загадку:

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал.

Воздушный шарик.

– Правильно.

Шар воздушный, шаловливый

Залетел под колесо,

Лопнул, хлопнул – вот и все.

Шар лопнул, послышалось: ш-ш-ш-ш…

– А какой первый звук в слове «шар»?

Звук [ш].

– Верно. Сегодня вы познакомитесь с новым звуком [ш] и буквой, его обозначающей. А поможет вам в этом воздушный шарик, рассказав о путешествии, которое он совершил, о том, где он летал и что видел.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Приключения воздушного шарика. Звук [ш]. Буква Ш»

Нас ждет много новых знаний, интересных заданий и неожиданных встреч. Мы будем радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

II. Основная часть.

1. Итак, шарик начинает рассказ о своих приключениях. Но сначала мы с вами должны все узнать про звук [ш]. Посмотрите все на меня. Звука [ш] звучит так, как воздух выходит из лопнувшего шарика.

Возьмите зеркала, произнесите звук [ш], наблюдая за артикуляцией. (дети берут индивидуальные зеркала). В каком положении находятся губы, зубы и язык во время произнесения звука [ш]?

– Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Зубы сближены. Широкий кончик языка поднят вверх, образуя щель с небом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка.

Звук [ш] согласный или гласный?

– Согласный.

– Как определить?

Воздух встречает преграду. Его нельзя пропеть.

Звук [ш] твердый или мягкий?

– Твердый.

– Ребята, сейчас я открою вам первый секрет звука [ш] : он очень упрямый и поэтому всегда остается твердым, его не смягчает даже звук [и], стоящий следом за ним. Запомните звук [ш] всегда согласный твердый! Звук [ш] звонкий или глухой?

– Глухой.

– Как проверить?

– Приложить ладошку к горлу – горло не дрожит, «спит», голос отдыхает.

– А теперь второй секрет звука [ш]. У него нет младшего братца, нет мягкого парного звука. Итак, звук [ш] – согласный твердый глухой, он всегда остается твердым.

(выставляется карточка синего цвета с перечеркнутым колокольчиком).

2. Дидактическое упражнение «Доставка груза».

– Ну, что ж. Начинаем слушать рассказ о приключениях нашего шарика. После того, как его надули, подул сильный ветер и шарик, гонимый его порывами, оказался на оживленном перекрестке. Он летал то вправо, то влево от машины к машине, и вот… стал причиной аварии двух грузовиков. После столкновения их грузы высыпались и перепутались.

Фото «Приключения воздушного шарика. Звук [ш]. Буква Ш»

Давайте вернем все на свои места: если в слове есть звук [ш] – «грузим» его в грузовик с красной кабиной, если нет – в грузовик с желтой кабиной.

– …ответы детей.

Слова со звуком [ш] : шарф, шорты, шляпа, рубашка, ушанка.

Слова без звука [ш] : платье, жилет, футболка, блуза, юбка.

Конспект подгруппового логопедического занятия - фото

3. Дидактическое упражнение «Лесная поляна».

– Ребята, вы отлично справились. После этого шарик улетел за город, и долетел до лесной опушки.

Пока он кружился над поляной, он видел много предметов со звуком [ш] в их названии. Давайте тоже попробуем все эти предметы. Напоминаю, что звук может «жить» как в начале слова, так и в середине, и в конце слов. Будьте внимательны!

– … ответы детей.

Слова: шляпа, Шарик, шахматы, шмель, Шапокляк, шары, шоколадка, шишка, шалаш, мишка, парашют, лошадка, лягушка, пушка, малышка, опушка.

4. Дидактическое упражнение «Озорные бельчата».

– Молодцы, как много слов со звуком [ш] вы отыскали! Пока шарик кружил над поляной, он услышал из лесочка какой-то шум, и решил проверить, что там происходит.

Залетев поглубже, он увидел, как озорные бельчата скачут по веткам и бросаются друг в друга шишками. Ну и бардак в лесу они навели! Нужно помочь бельчатам собрать все шишки и разложить по нужным корзинам. На каждой шишке нарисована картинка. Определите место звука [ш] в названии каждой картинки, и положите шишку в корзину с соответствующей схемой.

– … ответы детей.

Слова: шина, шапка, шуба, шахматы, вишня, мишка, пушка, кошка, мышь, душ, малыш, камыш.

Фото №1 Конспекты занятий

5. Дидактическое упражнение «Веселый паровозик».

– Отлично! Все шишки собрали. Побывав в лесу, шарик полетел дальше и увидел маленький поезд.

В своих вагончиках он вез пассажиров. Давайте посмотрим, кто и в каком вагоне ехал. Называйте пассажиров и рассаживайте их по вагонам: если в слове один слог - пассажир едет в первом вагоне, два слога – во втором вагоне, три слога – в третьем вагоне.

– … ответы детей.

Слова: шмель, мышь, кошка, лошадь, лягушка, мартышка.

Фото №2 Все конспекты Конспект подгруппового логопедического занятия Приключения

6. Дидактическое упражнение «Забавный клоун».

– Здорово, все пассажиры на своих местах! Паровозик уехал, а шарик полетел дальше. И тут он оказался около любимого места всех детей – у парка аттракционов. У входа прыгал забавный клоун и пытался поймать воздушные шары, которые, по неосторожности, выпустил из рук. Поможем клоуну?

– Конечно поможем, а как?

– Перед каждым из вас лежит воздушный шарик, на котором изображен какой-то предмет.

Фото №3 Воздушные шарики воздушного шарика Звук ш

Возьмите шарики-карточки, рассмотрите. Назовите, что нарисовано на вашем шарике, выполните звуковой анализ своих слов. Теперь «поймайте» шарики клоуна и расположите их в том порядке, как расположены цвета на ваших схемах. Открывайте пенал с карандашами, приступайте к выполнению звукового анализа (дети выполняют работу на индивидуальных листах-шарах).

Вы отлично справились! Давайте поскорее поймаем шарики, пока они не разлетелись (закрепление шариков на липучки на фоне). Вот и все воздушные шарики в руках у клоуна!

Слова: шуба, шина, каша, шило, мыши, шары.

Фото №4 Продолжительность мин Фото №5 Тема занятия звук ш

III. Физкультминутка.

– А теперь веселый клоун предлагает нам немного развлечься и сделать с ним зарядку (дети выполняют разминку под видео-сопровождение, ссылка на видео: -).

IV. Продолжение основной части.

6. Дидактическое упражнение «Знакомство с буквой».

– Молодцы! Теперь с новыми силами давайте поразмышляем. Звук мы слышим и произносим, а, чтобы «увидеть» звук, что нужно сделать?

– Записать его, написать букву.

– Правильно. А как связаны между собой звуки и буквы?

Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, читаем и пишем, а также можем нарисовать их.

Звук [ш] обозначается буквой Ш. Это буква Ш (выставляется карточка с буквой Ш и обложка обучающей открытки «Буква Ш» из комплекта «Речь: плюс».

– Из каких элементов состоит буква Ш?

– Трех вертикальных палочек и одной горизонтальной.

– На что она похожа?

– Дети предлагают варианты.

– (Логопед демонстрирует картины

и читает текст).

На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша. (В. Степанов)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)

Шагает кошка не спеша,

Коготки, как буква Ш…

Шустро мышь под печку –

Шасть!

Как бы в лапы

Не попасть. (В. Степанов)

– На какие буквы похожа буква Ш?

– На букву Щ, П, на перевернутую Е.

– Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев)

Ах, табуретка хороша!

Перевернул –

И буква Ш! (Е. Тарлапан)

(Логопед уточняет, чем отличается буква Ш от названных букв).

7. Дидактическое упражнение «Сложи букву».

– А сейчас предлагаю вам самим сконструировать букву Ш.

(Детям раздаются карточки и магнитные элементы буквы из комплекта «Речь: плюс». Они самостоятельно выкладывают образ буквы Ш).

– Покажите, что у вас получилось. Молодцы! А теперь попробуйте сами изобразить букву Ш, используя свои пальцы.

8. Дидактическое упражнение «Напечатай букву».

– Сейчас вы поупражняетесь в написании буквы Ш. (Работа детей в тетрадях для письма маркером «Буквы. Пиши и стирай» из комплекта «Речь: плюс»).

Теперь «нарисуйте» букву в воздухе, на столе, на спине у друга. Давайте сделаем так, чтобы буква Ш осталась и в ваших тетрадях. Напечатаем ее. Открывайте тетради. От предыдущего задания отступите вниз две клетки, с третьей начнем работу.

– Сколько вертикальных палочек в букве Ш?

– Три.

– Где находится горизонтальная палочка?

– Внизу, соединяет вертикальные.

– Правильно. Большая буква Ш займет две клетки, маленькая – одну.

(логопед демонстрирует на доске порядок написания буквы Ш, дети печатают букву в индивидуальных тетрадях).

9. Дидактическое упражнение «Поймай шарик».

– Все справились очень хорошо. А теперь еще раз закрепим, как выглядит буква Ш. Посмотрите на листы перед вами. Шары клоуна опять разлетелись… «Поймайте» только те шарики, на которых буква Ш написана правильно.

(дети выполняют работу на индивидуальных листах, находя правильно написанные буквы Ш).

– Молодцы! Вы отыскали все правильно написанные буквы!

10. Дидактическое упражнение «Цветочная клумба».

– Недалеко от парка аттракционов была очень красивая клумба, на которой росли очень красивые цветы. Шарик подлетал и вдыхал аромат от каждого цветочка. Давайте посмотрим, как это было.

(выставляются фон с клумбой и цветами, на которых написаны гласные, шарик подлетает к цветку - дети читают слоги.

Фото №6 Тип занятия по овладению новыми знаниями Фото №7 Публикация Конспект подгруппового логопедического занятия Приключения воздушного шарика Звук ш Буква Ш размещена в разделах Буквы Ж Ш и звуки Ж Ш

– Напоминаю, что буква Ш – особенная буква. Она обозначает только один твердый звук [ш] и всегда читается твердо, даже если стоит с гласной И.

Вот последний цветок с И,

Прочитаем твердо… (ши).

11. Дидактическое упражнение «Что написано на заборе?».

– В отличном настроении шарик отправился путешествовать дальше. И тут он увидел, что мальчик что-то написал на заборе. Любопытный шарик решил прочитать, что же там написано. Давайте и мы тоже прочитаем, очень интересно…

(выставляется сюжетная картина, дети читают слова и предложение с буквой Ш).

– … (дети читают слова и предложение).

Слова: шипы, мыши, шаги, каша, камыши, машина.

Предложения: Саша шапкой шишки сшиб. Нашей Маше дали кашу.

– Отлично! Вы здорово читали!

12. Дидактическое упражнение «Шоколадки».

– Вновь подул ветер и шарик улетел в небеса. Полетав так высоко, что распугал всех голубей, наш шарик залетел на шоколадную фабрику. А там случилась беда: все шоколадки упали и разломились на несколько частей. Предлагаю вам разделиться на две команды и собрать все шоколадки. На каждом кусочке написан слог, если шоколадка собрана верно, вы сможете прочитать, что на ней написано. Итак, делитесь на команды и приступайте.

–… (дети собирают шоколадки, читают слова).

Фото №8 Конспекты занятий Буквы

Слова: шуба, шина, шипы, шило, шары, мыши, суши, каша, машина, камыши.

13. Дидактическое упражнение «Шипящий кроссворд».

– Молодцы! Вам удалось собрать все шоколадки. И вот, после всех этих приключений, шарик попал в наш детский сад. И он приготовил для вас интересное задание – «шипящий» кроссворд. Каждое слово в этом кроссворде начинается со звука [ш]. Найдите место каждому слову в сетке кроссворда и напечатайте их с помощью печатей из детской типографии.

(дети решают кроссворд и пропечатывают слова на индивидуальных листах с помощью набора штампов детской типографии из комплекта «Речь: плюс».

Слова: шар, шуба, шишка, штанга.

– Это было сложное задание, и вы выполнили его правильно!

V. Итог. Завершение занятия.

– Вот такое удивительное путешествие совершил маленький воздушный шарик. Оно было интересным, познавательным и полным впечатлений.

– Ребята, с каким звуком вы сегодня познакомились?

– Со звуком [ш].

– Какой буквой он обозначается?

Буквой Ш.

– Что из приключений шарика вам понравились и запомнилось больше всего?

– …. (ответы детей).

– А теперь, за старания и прилежание каждого из вас ждет подарок – воздушный шарик (логопед вручает каждому ребенку воздушный шарик). Занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект группового логопедического занятия для детей с ФФНР «Звук и буква Н»Конспект группового логопедического занятия для детей с ФФНР «Звук и буква Н» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Групповое логопедическое занятие.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришлаКонспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришла Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква «Ч» .

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в связной речи»Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в связной речи» Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука Л в связной речи». Лексическая тема: «Знакомство с народной культурой.

Конспект подгруппового логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ «Звук [л], порядковый счет»Конспект подгруппового логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ «Звук [л], порядковый счет» Конспект подгруппового логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ «Звук Л, порядковый счет» (3 класс) Тема: «Звук Л, порядковый счет».

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Звуки [С] — [Ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Конспект подгруппового логопедического занятия на тему.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Д], буква Д»Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Д], буква Д» Цель: Автоматизация звука д; ознакомление с буквой Д Задачи: • Закрепление навыка произношения звука д; • Научить определять позицию звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового логопедического занятия «Приключения воздушного шарика. Звук [ш]. Буква Ш»
Опубликовано: 30 ноября 2022 в 20:48
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД