Получи документы

Конспект экспериментальной деятельности «Ткани» для детей старшей группы детского сада

Юлия Гаврилова
Конспект экспериментальной деятельности «Ткани» для детей старшей группы детского сада

Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему : Ткани

Цель: познакомить детей с понятием «ткань», дать представление о разнообразии тканей и их свойствах.

Задачи:

• Расширять представления детей об окружающем мире, формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о натуральных и искусственных видах ткани, их свойствах и применении.

Публикация «Конспект экспериментальной деятельности „Ткани“ для детей старшей группы детского сада» размещена в разделах

• Развивать и активизировать речь детей, аналитическое мышление.

• Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей, воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Оборудование: эмблемы исследователей, символы: натуральные (поле) и искусственные (завод) ткани, лоскутки льна, лупа, образец полотняного переплетения, полоски ткани для окрашивания, краски, кисточки, стаканчики с водой, лоскутки хлопчатобумажной ткани – ситца, иллюстрация раскрывшейся коробочки хлопка, бумага, ёмкость с водой, кусочки шёлка, картинки тутового шелкопряда, кусочки шерстяной ткани, картинки овечка до и после стрижки, кусочки болонья, зонтик.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент.

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие ребята, как красиво вы сегодня одеты, какая на вас разная, модная. разноцветная одежда. А сейчас я предлагаю вам назвать вещи, которые сегодня на вас одеты (дети называют свою одежду).

Столько ещё много разных нарядов: платья, блузки, юбки, брюки, пальто, шубка. Как вы думаете, зачем так много одежды?

Дети. Нарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник. Тёплые вещи нужны для того, чтобы гулять на улице - зимой в шубе, а осенью в пальто.

Воспитатель. Как вы думаете, хорошо иметь много одежды? Почему?

Дети. Можно всегда быть модным, нарядным, в разную погоду одеваться по - разному. Если иметь много не будешь носить одну и ту же вещь, и она долго сохраниться.

Воспитатель. А зачем люди носят одежду?

Дети. Чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете из чего шьют всю нашу разнообразную одежду?

Дети. Из ткани.

Воспитатель. Я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду, о ткани. И вас всех приглашаю в нашу лабораторию, чтобы побольше узнать о тканях.

2. Открытие нового.

Воспитатель. Хочу вам сообщить, уважаемые исследователи, что все ткани делятся на 2 большие группы : натуральные и искусственные. Натуральные, значит их делают из природного материала, а искусственные из химических веществ. К натуральным относится, например, лён.

Мы знаем, что одежду делают из ткани, а сама ткань из чего состоит?

Дети….

Воспитатель: Посмотрите что я делаю…

Дети. Вытягиваете ниточку.

Воспитатель. А теперь вы попробуйте из кусочка ткани на вашей парте вытянуть ниточку. Получается? Значит из чего состоит ткань?

Дети. Из нитей.

Воспитатель. Вот просто нитка, а вот ткань и там тоже нитки… Возьмите лупы и рассмотрите как там нити расположены. Что вы видите?

Дети. Нити переплетаются.

Воспитатель. Да, переплетаются вот как на этом образце. Представьте, что смотря на этот образец, вы смотрите в микроскоп, который увеличивает во много-много раз! (Воспитатель показывает образец полотняного переплетения). Если посмотреть что мы видим между ниточками?

Дети. Просветы, промежутки.

Воспитатель. А представьте что на вас одежда из ткани, в которой есть очень маленькие и невидимые для нашего зрения дырочки! Что это даёт?

Дети. Воздух проходит.

Воспитатель. Верно, если проходит воздух, значит, одежда дышит, и нам не будет в ней жарко. Поэтому из льняной ткани шьют летнюю одежду, т. к. в ней не будет жарко.

А посмотрите друг на друга, какая на вас одежда? Не только разного наименования, но и разного ….

Дети. Цвета.

Воспитатель. Конечно, чтобы у Алисы была юбочка жёлтого цвета ткань нужно сначала покрасить, а потом шить из неё жёлтую юбку. Предлагаю вам тоже покрасить полоски ткани краской. (Дети красят ткань краской) А если мы постираем наш покрашенный кусочек…

Дети. Краска смоется.

Воспитатель. Т. е. чтобы краска не смывалась этим занимаются на специальных фабриках и красят ткани специальными красками, чтобы после стирки цвет оставался.

С какой натуральной тканью мы познакомились?

Дети. Лён.

Воспитатель. Ещё одной натуральной тканью является ткань из хлопка – ситец. Посмотрите под лупой как расположены нити на лоскутке ситца?

Дети. Также.

Воспитатель. Значит, эта ткань тоже дышит. Попробуйте смять кусочек льняной ткани и кусочек ткани из хлопка. Какая ткань помялась сильнее? А какая из них более жёсткая?

Дети. Льняная.

Воспитатель. Хлопчатобумажная ткань потому мягче, потому что её делают из природной ваты, из хлопка (показываю иллюстрацию распустившейся коробочки хлопка).

А как отличить лён от хлопка раз нити у них переплетаются одинаково? Потрогайте какой на ощупь льняной кусок?

Дети. Льняная ткань более гладкая, скользкая, немного холодная, а ситец более мягкий, тёплый на ощупь.

Воспитатель. Проведём опыты. Сожмите в кулачке поочерёдно лоскуток льна, ситца и кусочек бумаги. Что помялось сильнее?

Дети. Лён.

Воспитатель. Но если мы погладим ткань она…

Дети. Разгладится, а бумага нет.

Воспитатель. Пробуем порвать бумагу и ткани.

Дети. Бумага легко рвётся, а ткань нет.

Воспитатель. Намочите в воде ткань и бумагу.

Дети. Бумага размокает и рвётся, а ткань нет.

Физкультминутка

Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.

Ох, испачкалась одежда,

Мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти

И в порядок привести,

В тазик воду наливаем,

Порошок мы насыпаем,

Всю одежду замочили,

Пятна тщательно потрем

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Всё развесим на верёвках.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем, покружимся.

Воспитатель. С какой натуральной тканью познакомились? Шёлк – это тоже натуральная ткань. Потрогайте его, какой он?

Дети. Блестящий, гладкий.

Воспитатель. Кто же даёт нам шёлковые нити? Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку. Гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеницаопутывае5 себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику.

Шерсть тоже натуральная ткань Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.

Воспитатель. Как вы понимаете слово натуральные ткани и искусственные?

Дети. Натуральные из природных материалов делают, искусственные из химических веществ.

Воспитатель. И вот к искусственным тканям относятся,например, болонья. Теперь рассмотрим ткань болонью. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу. Какую одежду можно сшить из болоньи?

Дети. Куртки, штаны, сумки, зонты.

Воспитатель. Как вы думаете, хорошо ли тело дышит в такой одежде?

Дети. Плохо.

Воспитатель. Почему?

Дети. Она не намокает и её не продувает ветер.

Воспитатель. Правильно, сейчас мы с вами в этом убедимся. Подойдите к моему столу.

Опыт с зонтиком. Набрызгаем воду из лейки на зонт и посмотрите, что произойдёт.

Дети. Вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи.

Воспитатель. Теперь попробуем поджечь кусочки натуральной ткани и искусственной. Что наблюдаем?

Дети. Натуральная ткань горит, а искусственная плавится.

Итог.

Воспитатель. Закрепим наши знания. Лён это какая ткань, к какой группе вешаю? Ситец, шёлк, драп, болонья.

Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на занятии? Сравнивали ткани. Какие новые слова узнали? Болонья, водонепроницаемая, непромокаемая, ткани из хлопка и льна водопроницаемые, хорошо впитывают влагу.

Вот видите, какие разные бывают ткани : одни гладкие, другие ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие. Но раз их называют одним именем – ткани, значит все они, доже самые не похожие друг на друга с виду, всё – таки чем – похожи. Из тканей шьют одежду.

Публикации по теме:

«В гости к книжкам». Экскурсия детей старшей группы детского сада в библиотеку«В гости к книжкам». Экскурсия детей старшей группы детского сада в библиотеку В один из весенних дней ребята старшей группы отправились в гости "к книжкам".Детей встретила просторная библиотека,состоящая из трёх больших.

Аналитическая справка «Организация детской экспериментальной деятельности в условиях детского сада» Аналитическая справка о результатах тематической проверки на тему: «Организация детской экспериментальной деятельности в условиях детского.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Это в памяти навечно» Конспект образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Это в памяти навечно». Программные задачи: Образовательные: - Расширить.

Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы детского сада «Волшебница Вода» Тема «Волшебница Вода» Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостью (водой) Образовательные.

Конспект организованной образовательной деятельности по ПДД в старшей группе детского сада Программное содержание: повторение правил дорожного движения, закрепление знаний о дорожных знаках Цель – закрепить названия дорожных знаков,.

Конспект по театрализованной деятельности в старшей группе детского сада «Путешествие по сказкам» Цели: Развивать устойчивый интерес детей к театрализованной деятельности. Развивать у детей творческое воображение, фантазию, инициативу.

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Загадочная гостья-вода» Тема: «Загадочная гостья - Вода»». Цель: Расширять запас представлений детей о воде, создание условий для детского экспериментирования,.

Музыкальное занятие «Мелодии весны» для детей старшей группы детского сада Музыкальная образовательная деятельность для детей старшей группы (5–6 лет) «Мелодии Весны» Автор: Козлова А. Б. Описание материала: Предлагаю.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе детского сада на тему «Свойства воды» Программное содержание: -Формировать у детей представления о физических свойствах воды. - Подвести к пониманию того, что вода обладает.

Звуковые игры для детей старшей группы детского сада. «Мышка – норушка Серенькое брюшко». Цели: : учить отчётливо произносить звук Ш : изолированный, в слове, в чистоговорках, в словах.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект экспериментальной деятельности «Ткани» для детей старшей группы детского сада (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Гаврилова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект экспериментальной деятельности «Ткани» для детей старшей группы детского сада
Опубликовано: 28 июля 2016 в 20:12
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД