Роксана Орловская
Конспект занятия в старшей группе «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»
Орловская Роксана Сахиевна
Конспект по развитию речи старшая группа.
Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы»,
стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Чтение сказки Б, Шергина „Рифмы“, стихотворения Э, Мошковской „Вежливое слово“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Рифмы, учимся рифмовать
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Цель: познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.
Задачи: продолжать знакомить с понятием «рифма», развивать умение подбирать, находить рифму (простейшую, сочинять двустишия, развивать у детей дикцию, учить работать вместе, дружно, сообща. Побудить желание читать стихи и сочинять.
Оборудование: мяч, картинки с рифмующимися словами, портрет Б. Шергина, иллюстрации сказки «Рифмы», игрушка «Медвежонок».
Образовательные области: Ф – физическое развитие, СК – социально-коммуникативное, П – познавательно, Р – речевое, ХЭ – художественно-эстетическое.
Методика проведения.
Вводная часть:
Воспитатель напоминает детям о том, что они уже умеют подбирать рифмующиеся - похоже звучащие слова,
например, лицо - письмецо, пес - произнес, прошу - не выношу, сучок - стручок - паучок - старичок.
Давайте с вами вспомним, что же такое «рифма» (созвучие концов стихотворных строк.)
Где используется рифма (в стихах, песнях, загадках)
Основная часть:
Воспитатель: сегодня мы с вами почитаем сказку Бориса Викторовича Шергина «Рифмы».
Шиш по своим делам в город пошёл. Дело было летом, жарко.
Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке:
— Здравствуйте, Какой-то Какойтович!
Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству. Он и кричит Шишу:
— Здравствуйте, молодой человек!
А Шиш опять:
— Как супруга ваша поживает, как деточки?
Дядька говорит:
— Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так присаживайтесь на телегу, подвезу вас.
Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда НЕ спит.
Он говорит:
— Дяденька, давайте играть НЕ в рифмы.
— Это что такое — рифмы?
— А давайте так говорить, чтоб НЕ складно было.
— Давай.
— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?
— Моего папашу звали Кузьма.
Шиш говорит:
Я твоего Кузьму
За бороду возьму!
Дядька говорит:
— Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Шиш говорит:
— Это, дяденька, для рифмы. Скажи, как твоего дедушку звали.
— Моего дедушку звали Иван.
Шиш говорит:
Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Твоего дедушку ругает.
Дядька разгорячился:
— Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?
— Это, дяденька, для рифмы.
— Я вот тебе скажу рифму : тебя как зовут?
- Меня зовут. Федя. Дядька говорит: если ты Федя, то поймай в лесу медведя, на медведе поезжай, а с моей лошади слезай!
- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан. Дядька говорит: если ты Степан, Садись на аэроплан. На аэроплане и летай, а с моей лошади слезай!
- Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а. Силантий. Дяденька говорит: если ты Силантий, то с моей лошади слезантий!
- Что ты, дяденька, такого и слова нет - «слезантий».
- Хотя и нет, всё равно слезай! Шишу и пришлось слезать с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.
«Удачно подобранные рифмующиеся слова встречаются в хороших стихах. В плохих стихах они могут быть обидными», - поясняет воспитатель и читает сказку Б. Шергина «Рифмы».
Воспитатель дает детям время осмыслить услышанное и предлагает поделиться впечатлениями. Педагог следит за правильностью речи детей.
Воспитатель: Каким был в сказке дядька? А каким Шиш? Был ли он воспитанным? Что значит воспитанный? Как быть воспитанным? А как ведут себя вежливые люди? Шиш был вежливым? А дядька был вежливым? Как правильно было себя вести на месте Шиша? А дядька хорошо поступил?
Воспитатель: А теперь давайте поиграем, отправимся с медвежонком в театр.
«В одном театре билеты продавались не за деньги, - продолжает беседу воспитатель. - Как вы думаете, за что? (Дети высказывают свои предположения.) За вежливые слова. Медвежонок не знал вежливых слов, и ему билет не дали. Заревел медвежонок, побежал к медведице, и та научила его вежливым словам. Он запомнил их, помчался в театр и. …»
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» :
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе…
— ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!
ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ
И кассир даёт билеты —
Не один, а целых три!
—С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!
И кассир даёт билеты —
Не один, а целых пять.
— ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове!
Дети делятся своими впечатлениями от стихотворения.
Воспитатель: к месту ли сказал торопыга-медвежонок эти замечательные вежливые слова? Что надо было сказать, попросив билет?»
Дети: нет, не к месту, нужно было сказать - здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свиданья.
Воспитатель: Русский язык очень богат. В нём много разных слов об одном и том же. Например: «Медвежонок торопился. Он побежал, помчался, кинулся со всех ног, как вихрь помчался…». Чем больше разных слов вы будете знать, тем интереснее и богаче будет ваша речь.
Воспитатель предлагает разобрать стихотворение по строчкам, пытаясь отыскать рифмы.
Воспитатель: вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног. Где тут рифма?
Дети: Звонок – со всех ног
Воспитатель: подбегает к кассе…
— ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!
Дети: к кассе – здрасте
Воспитатель: ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ
И кассир даёт билеты —
Не один, а целых три!
Дети: Рассвета – билеты. Зари – три.
Воспитатель: С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!
И кассир даёт билеты —
Не один, а целых пять.
Дети: Обнять – пять.
Воспитатель: ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове!
Дети: к себе – на голове. С днём рожденья – от восхищенья.
Воспитатель: молодцы ребятки, вы отлично справились с заданием.
После разбора стихотворения физкультминутка :
1. А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Проводится игра «Подбери рифму».
Воспитатель: детишки, у меня в руках зарифмованный мяч. Давайте поиграем в зарифмованные слова. Я задаю слово, кидаю мяч, а кто поймает подбирает рифму.
Воспитатель поочерёдно кидает мяч называя слово, к которому необходимо подобрать, придумать рифму.
Воспитатель (Ребёнок) : Друг (лук, ворона (корона, дело (смело, сарай (каравай, дом (гном, сон (звон, подушка (лягушка, плюшка, ватрушка, игрушка, подружка, дорожка (лукошко, картошка, обложка, окрошка, карандаш (ералаш, шалаш, гуашь, мираж, экипаж) … :
Проводится игра «Найди пару»
Воспитатель: теперь посмотрите внимательно на картинки перед вами и найдите слова, которые рифмуются между собой. Дети смотрят на картинки с изображением разных предметов и животных. И совмещают рифмующиеся в пары.
Лиса – коса, нос – абрикос, осы – косы, скамейка – линейка, сова – трава, стакан – диван, маска – каска, мост – хвост, кость – гвоздь, олень – тюлень, улитка – калитка, слон – балкон, цветок – платок, нож – ёж, мишка – книжка, ракушка – ватрушка, свечка – печка.
Воспитатель: поиграем в ещё одну игру на подбор рифм.
Я начну стихи сейчас
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте.
- Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису).
- Не колючий, светло-синий,
По кустам развешен… (иней).
- Где обедал воробей?
- В зоопарке у … (зверей).
- Зимой, на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг – вспорхнуло яблоки.
Ведь это… (снегири).
- А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым… (ножиком).
Заключительная часть:
Воспитатель: Давайте обсудим, о чем было наше занятие, что вы запомнили? Какие вежливые слова вы знаете? Что такое рифма? Где используются рифмующиеся слова?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребятки, всё запомнили.