Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи «Необыкновенный осенний лес»

Гузель Амирханова
Конспект занятия по развитию речи «Необыкновенный осенний лес»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №36 «Васильки» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности по речевому развитию

на тему: «Необыкновенный осенний лес» для воспитанников 5-6 лет

Подготовила и провела:

Амирханова Гузель Халитовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Цель: Обобщение и систематизирование представлений детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Необыкновенный осенний лес“» размещена в разделах

Образовательные:

Расширять и уточнять представления детей о природе.

Учить наблюдать, развивать любознательность.

Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».

Совершенствовать грамматический строй речи.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе;

Согласование существительных с числительными;

Образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме.

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве и понимать смысл пространственных отношений.

Закреплять правильное употребление в речи предлогов.

Учить отвечать полным ответом на вопрос.

Развивающие :

Развитие длительного плавного выдоха, фонематического слуха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.

Развивать в играх логическое мышление, память, воображение, внимание.

Формировать речевое дыхание, координацию движений.

Развивать сенсомоторные и положительные эмоциональные реакции.

Поддерживать активную речь детей.

Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (электронными, компьютерными и др.).

Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.

Воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Формировать представления о чередовании времен года, их некоторых характеристиках.

Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными.

Воспитание любви и бережного отношения к природе, развивать наблюдательность.

Воспитывать контроль над своим произношением.

Воспитывать желание говорить правильно и красиво;

Прививать умение слушать и слышать высказывания сверстников, вести диалог;

Воспитывать дружелюбие, желание прийти на выручку;

Приоритетное направление: познавательно-речевое развитие

Предварительная работа:

Чтение и разучивание стихотворений об осени, наблюдения за осенними явлениями на прогулках, проведение дидактических игр, дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, речедвигательной гимнастики. Рассматривание иллюстраций картин по темам: «Осень», «Деревья осенью», «Животные леса».

Экскурсия в осенний сквер.

Дидактические игры: «Назови ласково», «С какой ветки детки», «Когда это бывает?», «Один-много», «Посчитай».

Активизация словаря:

Использовать в речи прилагательные : лиственный, кленовый, рябиновый, дубовый, еловый, берёзовый.

Расширять и активизировать словарь по темам: «Деревья осенью», «Животные леса», «Осень».

Употребление предлогов, обозначающие пространственные отношения: в, под, на, за.

Учить употреблять в речи детей словосочетание «лист каштана».

Используемое оборудование:

Экран

Проектор.

Компьютер.

Оформление зала «Лесная поляна».

Макеты деревьев: берёза, рябина, клён, дуб.

Листья, вырезанные из цветной бумаги.

Имитация пруда.

Резиновые игрушки лягушек.

Макет пня.

Корзина с желудями,

Мелкие игрушки из серии «Лесные животные»

Фонограмма песен «Мы листочки»,

Фоновая музыка осени,

Корзина с яблоками.

Форма организации деятельности: групповая

Место проведения: музыкальный зал

Ход ООД:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку-переходит доброта. Почувствуйте, как искорка доброты зажигается в наших сердцах. Пусть она сопровождает нас всё занятие. Улыбнёмся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Садитесь на стульчики.

Воспитатель: Я хочу вам загадать загадку, а вы, отгадав ее, поймете, о чем мы будем сегодня говорить.

Пришла без красок

и без кисти

И разукрасила все листья. (Осень)

- Правильно это осень. Ребята, посмотрите, за окошком действительно осень, она раскрасила все деревья в осенний наряд. А вы бы хотели отправиться в необыкновенное путешествие в осенний лес (Ответы детей) Во время путешествия нас ожидает много чудес!! А отправимся в путешествие на поезде. (Дети встают друг за другом имитируя движение поезда.

Речедвигательная гимнастика «Паровоз» :

Чух, чух, чух, чух.

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит - пых, пых, пых, пых.

Тороплюсь! Гудит – у, у, у…

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес.

Звучит волшебная музыка. На экране появляется иллюстрации с изображением осеннего леса (слайд1.) Воспитатель читает стихотворение:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(А. Пушкин)

2. Основная часть.

Воспитатель: Мы пришли в осенний лес, здесь полным полно чудес! Посмотрите ребята как здесь красиво!

Дети рассматривают необычное оформление зала «Лесной поляны».

Беседа об осени.

Воспитатель: Скажите, ребята какая погода бывает осенью?

(холодная, пасмурная, дождливая, теплая, солнечная, ветреная, скучная, грустная, серая). Что вы еще можете рассказать об осени?

Дети: Созревают плоды: яблоки, желуди, орехи, ягоды. Осенью часто идут дожди. Исчезают насекомые. Птицы улетают в теплые страны. Люди одеваются теплее. Листья желтеют и опадают.

Воспитатель: Ребята, скажите, почему мы называем осень золотой (ответы детей).

Правильно. Осенью много желтого цвета. Желтый цвет похож на золото.

(Звучит музыка в зал входит осень)

Осень : Слышу, слышу, обо мне вы речь ведете.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю

Но не касаюсь елочек и сосен

Так кто же я? Я…. (осень)

- Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы! Как много признаков осени назвали.

- К вам я тоже пришла не с пустыми руками. Вам я принесла букет из осенних листьев. Посмотрите, какие они красивые, разноцветные, резные. Только в мою пору можно увидеть такие красочные листья. Есть у меня и другие листья – с заданиями.

Воспитатель: Ребята, выполним задания осень?

Дети: Да!

Осень : Я предлагаю вам поиграть в игру – «Когда это бывает?»

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят.

Кто помнит, кто знает,

Когда это бывает? (Это бывает осенью.)

Нам солнце брызнуло в глаза,

А в небе кружит стрекоза

И ласточки летают…

Когда это бывает? (Это бывает летом.)

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Это бывает осенью.)

На крышах снег, на речке лед.

И птица в роще не поет,

И ветер завывает…

Когда это бывает? (Это бывает зимой.)

Растаял снег, растаял лед,

Вода по улицам течет,

Подснежник расцветает…

Когда это бывает? (Это бывает весной.)

На город наш упала тень,

И небо плачет целый день,

И листья облетают…

Когда это бывает? (Это бывает осенью.)

Осень : Молодцы. Все времена года определили. А сейчас следующее задание надо назвать дерево. Смотрим на экран (слайд 2).

Дети: Клён, берёза, тополь, рябина, дуб, осина.

Воспитатель: Чем деревья похожи между собой?

Дети: У всех деревьев есть ствол, корень, ветки.

Воспитатель: Как называются деревья, на которых растут листья?

Дети: Лиственные деревья.

Воспитатель: Как называется лес, в котором растут лиственные деревья? Дети: Лиственный лес.

Воспитатель: В каком лесу мы находимся?

Дети: В лиственном лесу.

Воспитатель: Как называется явление, когда опадают листья?

Дети: Листопад.

Воспитатель: Ребята, подул ветерок и начался листопад.

Звучит фонограмма «Мы осенние листочки». Дети встают в рассыпную и поют песенку, имитируя движения падающих листочков.

Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки,

Мы на веточках летели,

Ветер дунул – полетели.

Осень : Ой, ребята! Посмотрите, сколько листьев упало с деревьев! Слушайте следующее моё задание. С какого дерева упал лист?

Дети: Лист упал с рябины, лист упал с клёна, лист упал с дуба и т. д.

Воспитатель: А вот и листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый из них, назвать какой это листочек и закрепить его рядом с деревом. (Каждый ребенок подходит к столу, где разложены листья, поясняя с какого дерева упал листочек, называет его и прикрепляет к нужному дереву.)

1 ребенок. Этот листок упал с клена. Это кленовый листочек.

2 ребенок. Этот листок упал с рябины. Это рябиновый листочек.

3 ребенок. Этот листок упал с дуба. Это дубовый листочек.

4 ребенок. Этот листок упал с ели. Это еловые иголки.

5 ребенок. Этот листок упал с березы. Это березовый листочек.

Воспитатель: С какого же дерева упал последний листок?

(Этот лист упал с каштана.)

- Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист – так не принято говорить.

- Повторим все вместе, чтобы запомнить: «Это лист каштана».

Осень : Молодцы. Вы справились с еще одним заданием.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на нашей полянке много лесных жителей. Давайте скажем, кто где находится.

(Дети составляют предложения с предлогами)

Дети: Лягушки спрятались в пруду, ёж сидит под дубом, сорока сидит на берёзе, заяц спрятался за кустом и т. д.)

Воспитатель: Дети, посмотрите, под дубом корзина! Давайте посмотрим, что в ней!

(Дети заглядывают внутрь и находят там желуди)

Воспитатель: Ребята это волшебные жёлуди, в них спрятались ваши игрушки – маленькие животные, обитатели леса. Предлагает их найти.

Давайте каждый посадит своё животное туда, куда хочет, на лесную полянку и расскажет об этом.

Дети: Я посадил зайца под куст, я посадил ежа на пень и т. д.)

Воспитатель: Ой, ребята, а корзинка, оказывается, еще не опустела. В ней лежат дары осени. Давай их посчитаем.

1лист -2листа -3 листа-4 листа, 5 листьев

1орех -2 ореха- 3 ореха -4 ореха – 5 орехов

1желудь 2 желудя - …. 5 желудей

1 шишка -2 шишки …. 5 шишек.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Осень, ты довольна нами? Мы выполнили все твои задания.

Осень : Да, я очень довольна вами, ребята. Вы молодцы. В моей корзине лежат яблоки, которые я хочу подарить вам. (Осень передает корзину с яблоками воспитателю).

Воспитатель: Что мы должны сказать Осени?

Дети: Спасибо.

Осень : Пришла пора прощаться. Я говорю вам до свидания.

(Осень под музыку уходит из зала).

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Где вы сегодня побывали, кого видели?» (Ответы детей.) Воспитатель хвалит детей обращает внимание на то какие они были дружные и внимательные, как правильно и красиво рассказывали об осени, осенних деревьях, обитателях леса. и предлагает вернуться в детский сад.

Звучит музыка, дети на поезде возвращаются в детский сад.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк»Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк» Карташева Виктория Викторовна Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики 2 мл. «Путешествие в зоопарк».

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в осенний парк»Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в осенний парк» Цель: Обогатить и систематизировать знания детей об осени, полюбоваться красотой осенней природы. Задачи: Уточнять и закреплять представления.

Конспект занятия по развитию речиКонспект занятия по развитию речи Цель: Формирование у детей интереса к языку и осознанного отношения к языковым явлениям; вовлечение детей в решение проблемных практических.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи «Звук» Занятие по развитию речи: "Звуки. " Цель и задачи: Познакомить детей с видами звуков и научить правильному произношению. Научить детей.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия по развитию речи «Мебель» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит. Совершенствование.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по развитию речи «Необыкновенный осенний лес» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Гузель Амирханова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Необыкновенный осенний лес»
Опубликовано: 20 марта 2021 в 11:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД