Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи, лексико-грамматических категорий и изучению ПДД «Транспорт» для старших дошкольников

Касимова Евгения
Конспект занятия по развитию речи, лексико-грамматических категорий и изучению ПДД «Транспорт» для старших дошкольников

Направление: Познавательное и речевое развитие

Основная образовательная деятельность: Речевое развитие

Интегрированные образовательные области: коммуникация – познание - речь

Форма проведение: фронтальное занятие

Цель: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»

Задачи:

коррекционно-образовательные:

уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»;

закрепление названия дорожных знаков, их значение;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи, лексико-грамматических категорий и изучению ПДД „Транспорт“ для старших дошкольников» размещена в разделах

закрепление согласования прилагательных с существительными;

закрепление употребления предлогов;

закрепление образования существительных путем сложения основ;

коррекционно-развивающие :

Развитие навыков звукобуквенного анализа;

развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, общих речевых навыков;

развитие координации с движением;

развитие общей и мелкой моторики;

коррекционно-воспитательные:

формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Планируемый результат: Умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Предварительная работа: Наблюдение за дорожным движением, поведением пешеходов. Экскурсия в ГИБДД. Беседа о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице. Чтение художественной литературы, разучивание стихов; пересказ.

Методы и приемы: показ, рассматривание, объяснение, задание, закрепление.

Наглядные средства обучения: силуэтные картинки с изображением разных видов транспорта, дорожные знаки, фишки.

Оборудование: магнитная доска, мультимедийный проектор.

Индивидуальная работа: лексико – грамматические игры и упражнения

Словарная работа: Совершенствование умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

- закрепление в речи детей слов : пешеход, пассажир, транспорт, светофор, жезл, пешеходный, соблюдать, следить;

- закрепление в речи названия дорожных знаков.

Ход деятельности

I.Организационная часть.

- Здравствуйте, ребята! Мальчики и девочки, вы любите путешествовать? (Да)

Психогимнастика

Представьте, что вы управляете автомобилем. Давайте заведем автомобили и поехали (р- р- р). А теперь мы управляем поездом (чух- чух- чух)

Пересели в самолет (у– у - у, полетели в небосвод. А теперь пошли пешком (шагаем) и пришли мы в детский сад.

II. Сообщение темы.

Логопед: Перед вами картинки. Предлагаю вам поиграть в игру «Назови картинку» Правила такие: Кто правильно назовет, что изображено на картинке, тот садится на место (перед детьми силуэтные картинки с изображением транспорта). Можно усложнить задание: - назови, что изображено на картинке и определи первый звук, на который начинается название картинки.

Логопед: Как, одним словом мы назовем все эти картинки? (лежат перед ними)

- Правильно, транспорт.

- Какие виды транспорта мы знаем? (наземный, водный, воздушный)

Логопед: Сегодня, я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в мир транспорта и всего, что с ним связано. Но, вначале, мы должны отгадать загадки, чтобы узнать, на чем мы отправимся в путешествие. Вы готовы?

Игра «Доскажи словечко»

Это транспортное средство

Хорошо знакомо с детства.

И малыш, и старый дед

Любят свой … ВЕЛОСИПЕД.

Двухколёсная машина

Громко требует бензина.

Угадали? Молодцы!

Это быстрый … МОТОЦИКЛ.

Остановка на маршруте,

Входят и выходят люди.

Чтобы ехать, нужен пропуск –

Где билет на ваш … АВТОБУС.

Как автобус, но с усами,

Кто он? – догадайтесь сами.

Плавно едет по аллее

И везёт людей … ТРОЛЛЕЙБУС.

Шумный городской вагон –

Пассажиров любит он.

Видишь рельсы – не зевай!

Здесь работает … ТРАМВАЙ.

Если вы спешите очень,

Если ехать нужно срочно,

Вас, куда не попроси,

Быстро довезёт … ТАКСИ.

По железной по дороге,

Вдоль холмов и рек глубоких,

Мимо леса через поле

Мчится, мчится скорый … ПОЕЗД,

III. Лексико-грамматические игры и упражнения.

Логопед: О каком транспорте идет речь? (наземном). Предлагаю отправиться в путешествие (внимание детей на экран) на автобусе. Едем!

Логопед: Посмотрите, ребята, что там мигает? (на экране светофор)

Логопед: Для чего, нужен Светофор? (регулировать движение на перекрёстке)

Перед нами преграда. Чтобы отправиться дальше в путь, мы должны выполнить задание. Чтобы выполнить его, надо подготовить наши пальчики.

Развитие мелкой моторики. Используем альбом №2 «Говори правильно в 6 – 7 лет» (стр. 29, автор О. С. Гомзяк.

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофера,

Без сигнала светофора,

Шла, сама, куда не зная,

Шла машина заводная.

Попеременные движения правой и левой руками. Кисть правой руки лежит на столе (или коленях). Поочередно отрывать пальцы от стола, начинать можно с большого пальца, а затем с мизинца, не отрывая всей ладони, а затем опустить пальцы на стол. То же выполнить левой рукой.

Логопед: Молодцы, ребята! Теперь мы можем ехать дальше.

Задание перед вами (в конверте; на столе стоит светофор). Одна фишка лишняя. Объясните, почему? Что означают другие цвета светофора.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно.

Жёлтый нас предупредит,

А зеленый говорит:

«Уважаемые дети, проходите –

Путь открыт!»

Логопед: Посмотрите, к нам бежит собака, а в пасти у неё письмо (читаем)

«Ребята, срочно нужна ваша помощь, нужно по первым звукам, на которые начинаются картинки, собрать спрятанное слово. Полученное слово надо разделить на слоги (на экране картинки) Можно использовать магнитную доску. Если на занятиях не используется мультимедийное оборудование. (выставляем буквы на доске и картинки)

Игра «Грамотный пешеход»

(жук, ель, зонт, ландыш) Жезл – в этом слове один слог

(заяц, ножницы, ананас, качели) Знак – в этом слове один слог

(улитка, линейка, иголка, цифры, арбуз) У – ли – ца – в этом слове три слога

Логопед: Мы с вами, на чём путешествуем? (на автобусе)

На чем любили путешествовать сказочные герои? (внимание на экран) щелкни по картинке, чтобы увеличить

Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед).

На чем ехал Емеля к царю во дворец? (Печка).

На чем путешествовали крокодил Гена, Чебурашка и Шапокляк? (Поезд)

На чем катался Кай из сказки «Снежная королева»? (Санки).

Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа).

Логопед: Посмотрите, ребята - это город. Что мы видим?

(внимание детей на экран) щелкни по картинке, чтобы увеличить

Разгадывание ребуса (Развитие навыков звукобуквенного анализа)

Логопед: Прочитайте слог, с которого начинается ребус. (До)

-Что вы видите дальше? (рога)

- Что получилось? (Дорога.) щелкни по картинке, чтобы увеличить

Логопед: Ребята, вижу на дороге полосы. (знак «Пешеходный переход» на магнитной доске) Как вы думаете, что это такое? (пешеходный переход) Для чего он нужен? (для того, чтобы безопасно перейти дорогу) кому? (пешеходу) Эта дорожная разметка - верный помощник пешехода на улице. Когда зимой дороги занесены и не видна полосатая разметка, нам помогает знак «Пешеходный переход».

«Пешеходный переход»

На пути ребят – дорога,

Транспорт ездит быстро, много.

Светофора рядом нет,

Знак дорожный даст совет.

Надо, чуть вперед пройти,

Там, где «Зебра» на пути.

«Пешеходный переход»

Можно двигаться вперед.

Логопед:

А теперь мы отдохнем и представим, что мы все за рулём. (а не только водитель)

Упражнение на координацию речи с движением «Едем, едем на машине…».

Завели машину (вращения руками перед грудью)

Накачали шину "Насос".

Улыбнулись веселей,

И поехали скорей. (вращение воображаемого руля)

Едем, едем на машине, (движения рулем)

Нажимаем на педаль (сгибать и вытягивать ногу)

Газ включаем, выключаем, (тянуть «рычаг» к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль. (ладонь ко лбу)

Дворники счищают стекла,

Вправо, влево - чистота.

Волосы ерошит ветер (шевелить пальцами)

Мы шоферы хоть куда! (поднять большой палец)

Логопед: Внимание на экран (щелкни по картинке, чтобы увеличить)

Вы должны назвать действия, которые изображены на картинках.

Усвоение предлогов (в, из, на, по)

- машина заезжает в гараж;

- машина выезжает из гаража;

- машина едет по дороге;

- машина стоит на дороге.

Логопед: Что ещё мы видим? (знаки) Для чего они нужны? (выставляем картинки с изображением дорожных знаков на магнитной доске, для лучшей наглядности)

Знак "Уступи дорогу" :

Если видишь этот знак,

Знай, что он не просто так.

Чтобы не было проблем,

Уступи дорогу всем!

Знак "Движение запрещено" :

Этот знак ну очень строгий,

Коль стоит он на дороге.

Говорит он нам: "Друзья,

Ездить здесь совсем нельзя!"

Знак "Въезд запрещен" :

Знак водителей пугает,

Въезд машинам запрещает!

Не пытайтесь сгоряча.

Ехать мимо кирпича!

Знак "Место для разворота" :

В этом месте круглый год,

Совершают разворот!

Знак "Обгон запрещен" :

Знак любителей обгона,

Объявляет вне закона.

В этом месте, сразу ясно,

Обгонять других опасно!

Знак "Движение без остановки запрещено"

Ты, шофер, не торопись,

Видишь знак, остановись!

Прежде чем продолжить путь,

Осмотреться не забудь.

Знак "Главная дорога" :

Вот он знак, каких немного:

Это главная дорога!

Если едешь ты по ней,

Всех становишься главней,

И тебе, как будто Богу,

Уступают все дорогу!

Логопед: Возвращаемся домой.

Упражнение «Объясни слово». Словообразование существительных путём сложения слов. (Внимание на экран) щелкни по картинке, чтобы увеличить.

Много препятствий мы вместе прошли,

Все вы просто молодцы.

Но, есть задачки у меня,

Вы их быстренько решите,

Вы слова между собой сложите.

Новые словечки получите.

В играх транспорт повторите.

Само + лет получаем (самолёт) Само + кат получаем (самокат)

Снего + ход получаем (снегоход) Верто + лёт получаем (вертолёт)

Молоко + воз получаем (молоковоз)

IV. Итог занятия.

Дорожных правил очень много:

Раз - внимание дорога!

Два - сигналы светофора

Три - смотри дорожный знак,

А четыре - переход.

Правила всем надо знать!

И всегда их выполнять!

(собираем картину на магнитной доске)

(после занятия предлагаем заняться творчеством : собрать машину, дорожные знаки - из счетных палочек)

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск»Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме (названия города, его жителей, некоторых.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по развитию речи, лексико-грамматических категорий и изучению ПДД «Транспорт» для старших дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Касимова Евгения на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи, лексико-грамматических категорий и изучению ПДД «Транспорт» для старших дошкольников
Опубликовано: 19 сентября 2023 в 12:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД