Лучший педагог года

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы. «Кубанские умельцы»

Ольга Стреляева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы. «Кубанские умельцы»

Стреляева Ольга Викторовна

Краснодарский край

Конспект по ознакомлению с окружающим миром

для детей средней группы. «Кубанские умельцы».

Программные задачи:

-Познакомить с несколькими видами кубанских ремёсел;

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы, „Кубанские умельцы“» размещена в разделах

- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к малой Родине и ее культуре;

- Развивать познавательный интерес.

Словарная работа: гончар, кузнец, бондарь, макитра, рубель, скрыня, глечик, лозоплетение, ткачихи, рушники.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, беседы с детьми.

Материалы: прялка, вышивки, кружева, соломенные куклы, тряпичные куклы, глиняные сосуды, деревянные игрушки, соломенная шляпа, деревянные ложки, гвозди.

Ход:

В. Дети, сегодня мы с вами побываем на выставке изделий кубанских ремесленников. Вы увидите изделия народных мастеров: старинную вышивку, изделия из дерева, соломы, металла. Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками, они стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что окружало их в труде и в быту. Главным помощником на пути постижения прекрасного была кубанская природа. Она же предоставляла ремесленникам простейшие материалы – глину, дерево, камень, лён, шерсть. Так рождались народные ремесла.

Я хочу познакомить вас с гончарным ремеслом. Гончарное ремесло известно давно, и зародилось оно благодаря уникальным свойствам глины. Для производства гончарных изделий главным орудием служит гончарный станок или круг, на котором легко и удобно выделывать всякую посуду, имеющую круглое очертание. Гончарное ремесло на Кубани развивалось в тех местах, где поблизости залегала хорошая вязкая глина. Из глины делали простую посуду, незатейливые игрушки для детей, сувениры. Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде и в наши дни хранят молоко, сметану.

Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи. Сырьём для ткацкого ремесла служили в основном конопля, лён и овечья шерсть. Необходимыми предметами кубанского жилища были ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки — бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

Вышивка – наиболее развитый вид народного искусства, который был повсеместно распространен среди населения Кубани. Здесь можно увидеть богатство и разнообразие стилей орнаментов. К наиболее традиционным техникам, часто встречающимся на Кубани, можно отнести вышивку крестом (красным, черным, счетную гладь, растительный или геометрический орнамент. Народные мастерицы вышивали рушники (полотенца, скатерти (настольники, столешницы, платочки, салфетки, наволочки, занавески, рубахи, подзоры и др.

Плетение из лозы.

Одним из народных ремёсел является лозоплетение. Главную роль в плетении играла гибкая ивовая лоза. Из неё делали колыбельки, погремушки, корзины, короба, кошели (ёмкость для хранения зерна). В лозоплетении применяли не только ивовый прут, но и многие другие виды сырья: камыш, солома. Рассмотреть изделия.

На Кубани наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное дело. В древности очень ценилось железо и изделия из него.

Кузнецы были главными мастерами.

Они изготавливали все необходимое для быта – замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, подковы. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым. Кузнецы ковали ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги.

Резьба по дереву.

Деревянная посуда – бочки, вёдра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева бондарь мастерил мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

Физ. минутка.

А сейчас мы немного поиграем, встаньте. Хотите побыть в роли ремесленников? Мы будем изображать ремесленников.

Представим себя ткачами и ткачихами перед нами стоит станок, а мы наблюдаем за ниточкой слева направо глазками ещё раз. И ещё, а теперь тоже самое только закрытыми глазами. (гимнастика для глаз)

А теперь мы гончары - движение кистями.

А сейчас у нас в руках рубанок-это инструмент для обработки дерева. Начали.

Ну и, конечно, кузнец. Приготовились.

Вышивальщицы.

А теперь я вам говорю, а вы сами повторяете движение (повторение движений в соответствии с командами воспитателя)

Молодцы. Садитесь.

Перед вами на столе лежат краски и изделия. Из какого они материала? (из дерева)

Вы можете попробовать украсить эти изделия и почувствовать себя в роли ремесленников. (Дети украшают деревянные изделия росписью) А пока ремесленники трудятся, я задам вам несколько вопросов.

Закрепление материала.

Где мы с вами живем? (станица Старощербиновская, Краснодарский край)

Какие ремёсла развиты на Кубани? (ткачество, гончарное дело, резьба по дереву, вышивка, кузнечное дело)

А как по-другому ещё называется наш край? (Кубань)

Какие названия профессий вы запомнили (Гончар, кузнец, резчик по дереву, бондарь, ткачиха.)

Какие изделия создают люди этих профессий?

Какой материал использовался для плетения на Кубани?

Что плели из лозы?

Где использовалась солома?

Что вышивали цветной гладью?

Какие цвета ниток использовались при вышивке рушников?

Что изготовляли из глины?

Что изготовляли из металла?

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за ветром» для детей средней группыКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за ветром» для детей средней группы Задачи: • Продолжать знакомить дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы – ветер. • Расширять знания детей о ветре, научить определять.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе. Тема:«Зимующие птицы». Интеграция областей: познавательное развитие,.

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Что нам осень принесла» в средней группеКонспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Что нам осень принесла» в средней группе Конспект «Что нам осень принесла» в средней группе Цель: Расширять представление детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Мой родной город» Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Цель: ознакомление детей с историей родного города. Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к матрешкам» для детей второй младшей группы Задачи: Образовательные: - продолжать знакомить детей с русской и мордовской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Головные уборы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Головные уборы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Головные уборы» Задачи: Образовательная: расширять знания.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Теремок» Цель: Формировать представления детей о бережном отношении к природе. Задачи: 1. Углублять знания детей о диких животных региона. 2. Воспитывать.

НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Посадка лука»НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Посадка лука» Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Пархоменко В. Цель: расширить знания детей о характерных признаках луковиц, знакомить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Чем нам транспорт помогает?»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Чем нам транспорт помогает?» «Чем нам транспорт помогает?» Цель: - познакомить детей с пассажирским транспортом - отмечать характерные особенности грузового транспорта.

Проект «Синица» по ознакомлению детей средней группы с окружающим миром Тема проекта: «Синица». Тип проекта: познавательно - исследовательский. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный. Участники.

Публикация Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы. «Кубанские умельцы» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Стреляева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы. «Кубанские умельцы»
Опубликовано: 6 мая 2022 в 13:15
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД