Папки-передвижки

Конспект урока по географии в 8 классе «Реки России»

Алена Шумилова
Конспект урока по географии в 8 классе «Реки России»

План-конспект урока по географии «Реки России».

ФИО учителя Шумилова Алена Геннадьевна

8 класс

Тема: «Природа». Номер урока № 16. Тема урока : «Реки России».

Базовый учебник:

Алексеев А. И. и др. География. Россия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М. :Просвещение,2011.

Цели урока

Цели и задачи урока.

Публикация «Конспект урока по географии в 8 классе „Реки России“» размещена в разделах

1. Расширить и углубить знания о реках. Формировать понятия «режим реки», «падение реки», «уклон реки», «годовой сток», «расход воды в реке».

2. Воспитывать патриотизм и уважение к своей стране, любовь к ее природным богатствам.

3. Продолжить формирование умения составлять характеристику реки по плану,обобщая и систематизируя знания, отрабатывать умения самостоятельной работы с различными источниками географической информации.

Тип урока :

Урок актуализации знаний.

Формы работы учащихся:

Фронтальный опрос, работа с картой и схемами.

Необходимое техническое оборудование:

физическая карта России, физическая карта Ивановской области, учебник «География России» 8 кл., под редакцией А. И. Алексеева, М., «Просвещение», 2013;медиапроектор; раздаточный материал для учащихся: таблицы по характеристике рек; карточки с проблемными и частично поисковыми заданиями.

Этапы урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение новой темы, постановка проблем для работы в парах.

IV. Коллективный поиск решения проблем.

V.   Обобщение и закрепление знаний.

VI. Задание на дом.

VII. Рефлексия.

I.   Здравствуйте!

 Эпиграф к уроку :

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни 

запаха, тебя невозможно описать, тобой 

наслаждаться, не ведая, что ты такое.  

Нельзя сказать что ты необходима для 

жизни, ты сама жизнь»

Экзюпери

Вода – один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале.  

В хозяйстве человек использует главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, т. к. к ней относится о. Гренландия.   Основные источники пресной воды – внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд

Русло

Устье

Исток

Приток

1. Углубление, выработанное рекой.

2. Место, где река впадает в другое реку, озеро или море.

3. Начало реки.

4 Река, которая впадает в другую реку

Русло

П о й м а

И с т о к

Б а с с е й н  

1. Углубление, выработанное рекой.

2. Часть речной долины, которая заливается во время половодья.

3. Начало реки

4. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать? Верно, тема урока “Внутренние воды. Реки России”. Откроем тетрадь и запишем дату и тему урока.

Основные источники пресной воды - внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.

- Перечислите, пожалуйста, внутренние воды России.  

Одним из главных источников воды являются реки.

Как вы считаете, какие вопросы мы должны рассмотреть в этой теме?

А знаете ли вы что такое питание реки, режим реки, уклон реки?

И кроме рек России, мы с вами познакомимся с крупными реками Ивановской области.

-Таким образом, сегодня мы с вами будем работать по плану

   1. Крупнейшие реки России.

   2. Основные параметры реки.

   3. Главные реки Ивановской области.

(План урока спроецирован на экран)

Есть в мире много всяких рек,

Великих, сильных, полноводных,

Коварных, тихих, благородных,

Воспел их в песнях человек.

Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,

Есть Волга матушка-река

Россия – страна величайших речных систем. На территории России более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии Длина ряда рек нашей Родины измеряется тысячами километров, а площадь бассейна – миллионами квадратных километров.  

Реки Обь, Енисей, Лена и Амур относятся к величайшим рекам мира. Волга является крупнейшей рекой Европы

Прошу открыть контурные карты и с помощью физической карты в атласе, мы познакомимся с крупными реками России. Вы внимательно смотрите на карту, изучаете информацию о местонахождении реки – отмечаете реки на контурной карте

Найдите и отметьте реки : Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.

После того, как отмечены реки, учитель задает вопросы:

- Что объединяет отмеченные вами реки?

( Ответы учащихся: они впадают в Северный Ледовитый Океан)

Найдите и отметьте реки : Амур, Анадырь.

- Что объединяет эти реки?

( Ответы учащихся: они впадают в Тихий Океан)

Найдите и отметьте реки : Волгу, Урал.

- Что объединяет отмеченные вами реки?

( Ответы учащихся: они впадают вКаспийское море и не имеют выхода в океан, значит относятся к области внутреннего стока

Найдите и отметьте реки : Терек, Кубань, Дон и Кубань

- В какое море впадает Кубань, Дон, Терек?

( Ответы детей: в Черное море)

- В какое море впадает Нева?

( Ответы детей: в Балтийское море)

- Что объединяет эти реки?

( Ответы учащихся: они относятся к бассейну Атлантического океана)

-Куда текут крупнейшие реки России? Почему?

( Ответы учащихся:большая территория России имеет уклон к северу)

 

Таким образом,

1. Самой длинной рекой является Обь с Иртышом (5410км).

2. Из рек, бассейн которых полностью находится в России, самая длинная река Лена.

3. Обь  имеет  наибольший бассейн (около 3 млн. км).

4. Самя полноводная река России – Енисей.

 

II.   -Посмотрите, пожалуйста, на термины на экране.

             Исток                           режим реки

             половодье                    устье

             годовой сток                русло

             паводок                       падение реки

             уклон реки                  расход воды в реке

             приток                         межень.

 

-Какие из этих терминов вам знакомы? Объясните их значение.

-Что незнакомо?   Знакомство с этими понятиями и есть цель нашего урока.

Обратимся к первому пункту плана? Какими источниками информации вы будете пользоваться?

Фронтальная работа с учебником. Учитель задает вопросы, дети ищут ответы в тексте параграфа и отвечают.

1).Что называют падением реки? Уклоном?

Падение и уклон реки. Зависят от рельефа 

ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем в метрах

3).Как уклон реки влияет на характер течения? Приведите примеры.

– Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

– Уклон реки в XII в. определил судьбу епископа Иоанна. (Зачитывается отрывок из летописи)

В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.

Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

3) Давайте вспомним из курса 6 класса на какие два вида делятся реки в в зависимости от рельефа. В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа : горные и равнинные.

– Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)

– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они мало пригодны для судоходства.

– Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов.

«Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят».

 

Физкультминутка. А теперь отдохнем. Гимнастика для глаз

Пройти глазами

- по северному побережью России

- по восточному побережью России

- по южной границе России

- по западной границе России

по побережьям и по границе

РФ, начиная от Кольского полуострова.

 

Рисование носом.

Посмотреть на контур материка, острова, моря, экономического района. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.

 

Продолжаем.

На питание и режим рек большое влияние оказывает климат.

- Какими бывают типы питания рек?

С помощью карты на экране определите типы питания рек.

( Ответы учащихся :снеговое, ледниковое, дождевое).

- Какое питание характерно для рек Северного Ледовитого океана

( Ответы учащихся:снеговое)

- Какое питание характерно для Амура

( Ответы учащихся:дождевое)

- Объясните, почему? Какой климат, характерен для Дальнего Востока

( Ответы учащихся:муссонный, летний муссон приносит с собой большое количество дождей

- Какое питание характерно для Терека и Кубани

( Ответы учащихся:ледниковое)

- Один ли источник питания у рек России

( Ответы учащихся:нет несколько, значит питание смешанное)

Сделайте вывод: Питание российских рек смешанное.

 

- Что такое режим рек? Чем он характеризуется?

С помощью карты на экране определите три разных режима рек России – с весенним половодьем, с половодьем в летний период, с паводочным режимом.

- Какой режим рек преобладает на территории России? – с весенним половодьем.

- Приведите примеры рек с половодьем в весенний период – Енисей, Лена и т. д.

Вводятся новые слова (учащиеся записывают определения в тетрадь)

Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.

Вспомните произведение Некрасова “Дед Мазай и зайцы”, во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев?

( Ответы учащихся:во время половодья).

Сделайте вывод, что оказывает влияние на режим и питание рек?

( Ответы учащихся:на питание и режим рек большое влияние оказывает климат)

Таким образом, внутренние воды тесно связаны со многими компонентами природы., такими как рельеф и климат.

IV. Молодцы! Справились с заданием. Переходим к 3 пункту плана. Говоря о реках России, нельзя не упомянуть о реках нашей области. Сейчас мы совершим заочное путешествие по рекам Ивановской области. По области протекает 160 рек, в том числе Волга с Горьковским водохранилищем, Теза, Елнать, Лух, Нерль, Уводь

Главной водной артерией Ивановской области является, конечно же, река Волга с несколькими приютившимися на ее берегах городках, как будто перенесшихся к нам из века позапрошлого, и потому привлекающих каждый город тысячи туристов, — Плес, Кинешма, Юрьевец. Само Иваново, к примеру, расположено на реке Уводь, Шуя — на Тезе.

В качестве домашнего задания ребята подготовили сообщения на тему «Крупные реки Ивановской области».

Ответьте на вопросы:

1) Какая из рек, протекающих по территории области самая длинная?

2) Каков тип питания у рек нашей области?

3) А режим?

4) Как используют реки области?

V.Первичное закрепление материала

 Чтобы определить, как вы поняли тему, поиграем в игру «Глухие телефоны». На первые парты учащимся дается написанное на листочке слово, они должны передать его шепотом следующему ученику. Последний ученик встает и называет слово. Учащиеся определяют, что это такое. Это может быть и неизвестное учащимся слово или понятие, которое они должны вскоре изучить, например: половодье, Уклон реки. Падение реки. Межень. Половодье, паводок. Режим питания реки. Годовой сток.

VI.Задание на дом.

Дома вы продолжите знакомство с реками России. Составить синквей на тему «Реки России» или сообщение стих явления.

VII. Итак, мы заканчиваем наш урок. Подведем итоги. Ребята, посмотрите на экран.

"Рефлексивный экран" 

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

-Вы сегодня очень хорошо работали, справились со всеми заданиями!

УМНИЦЫ! CПАСИБО ЗА УРОК!

Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Золотое кольцо России» Тема: Золотое кольцо России Класс: 3 Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с золотым кольцом России. Задачи: Образовательная:.

Конспект урока математики в 1 классе на тему «Многоугольники» по УМК «Школа России» Конспект урока математики в 1 классе Тема: «Многоугольники» (УМК «Школа России») Составила: Хромова Наталия Сергеевна Цель: создать условия.

Конспект урока по математике в 3 классе «Единицы массы. Грамм» по УМК «Школа России» Тема урока: Единицы массы. Грамм Цель: познакомить с новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммом. Формировать.

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по математике во 2 классе «Знакомство с уравнением» по УМК «Школа России» Тема урока: «Знакомство с уравнениями» Цель: познакомить обучающихся с понятием «уравнение», его отличительными особенностями. Задачи: дать.

Конспект урока «Природные зоны России. Зона арктических пустынь» в 4 классе Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Цель: создания условия для формирования представлений детей о зоне арктических пустынь,.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе «Н. Н. Носов «Живая шляпа» по УМК «Школа России» Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа» Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа». Задачи: учить анализировать.

План-конспект урока математики в 1 классе «Знаки плюс и минус» по УМК «Школа России» Формулирование темы и деятельности на уроке. Цель: формулировка главных целей и темы урока, Физкультминутка.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект урока по географии в 8 классе «Реки России» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алена Шумилова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект урока по географии в 8 классе «Реки России»
Опубликовано: 21 апреля 2020 в 00:19
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД