Лучший педагог года

Конспект учебного занятия «Памятники Дороги жизни»

Наталья Рауданен
Конспект учебного занятия «Памятники Дороги жизни»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

___

Конспект учебного занятия

на тему:

«По Дороге жизни к памятным местам»,

проведенного педагогом дополнительного образования

Рауданен Натальей Витальевной

Публикация «Конспект учебного занятия „Памятники Дороги жизни“» размещена в разделах

с учащимися 2 года обучения Школы детского творчества «ЗАНИМАЙКА»

на базе МБОУДО ДДЮТ

21 апреля 2022 года

Всеволожск

2022

Наименование детского объединения: ШДТ «ЗАНИМАЙКА».

Возраст учащихся: 6-7 лет (2 год обучения).

Тема занятия : «По Дороге жизни к памятным местам»

Место занятия в программе : раздел «Развитие речи» дополнительной общеразвивающей программы по предшкольному развитию «Занимайка». Итоговое занятие в ходе реализации проекта «ДОРОГА ЖИЗНИ – ДОРОГА ПАМЯТИ».

Уровень сложности – средний.

Цель: расширение знаний о памятных местах, связанных с блокадой и обороной Ленинграда.

Задачи:

Обучающие:

• закрепить знания об основных событиях блокады Ленинграда;

• расширять знания о роли Дороги жизни в обороне и блокадной жизни города-героя Ленинграда;

• расширять представления о героизме людей во время Великой Отечественной войны;

• закрепить образ памятника «Разорванное кольцо»;

• формировать предпосылки учебной деятельности : умение слушать педагога, давать развернутые ответы на вопросы, выполнять задание по образцу и устной инструкции, контролировать процесс своей деятельности.

Развивающие:

• развивать познавательные процессы и любознательность;

• развивать диалогическую и монологическую речь;

• развивать эмоциональную отзывчивость на значимые события в жизни страны;

Воспитательные:

• формировать интерес к героической истории нашей страны, гордость за свою Родину;

• воспитывать любовь к Отчизне, уважение к ее защитникам, ветеранам войны и труда;

• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Форма занятия : практическое.

Форма организации работы с учащимися: групповая.

Вид занятия : комбинированное.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Структура занятия :

Этапы занятия Время, мин.

1. Вводная часть 2

2. Основная часть: развитие речи 25

3. Заключительная часть 3

Планируемые результаты:

закрепление знаний об основных событиях блокады Ленинграда;

расширение знаний о памятниках Дороги жизни, о мемориале «Разорванное кольцо»;

приобретение опыта эмоционального приобщения к событиям, связанным с трагическими страницами истории страны;

развитие навыков, способствующих формированию предпосылок учебной деятельности;

воспитание патриотических чувств, уважения к своей стране.

Дидактические материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

1. Презентация «Памятники Дороги жизни».

2. Интерактивная карта

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Использованные источники:

1. Алексеев С. П. Блокада Ленинграда – Москва: АО «Издательство «Детская литература», 2018.

2. Силаев Д. В., Матвеев А. В., Бритвина И. П. Всеволожск – город воинской славы – Всеволожск: ООО «Издательство «Синус Пи», 2019

3. Берггольц. О., Говорит Ленинград – Ленинград: Художественная литература,2015.

Занятие было завершающим в ходе реализации проекта «ДОРОГА ЖЗНИ - ДОРОГА ПАМЯТИ». Было проведено с группой учащихся 2 года обучения 21 апреля 2022 года. Состав группы – по списку 10 человек, на занятии присутствовало 8, из них 5 девочек и 3 мальчика. Возраст детей – 6-7лет.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я бы хотела начать наше занятие со стихов Анатолия Молчанова:

Она – как легенда, как песня, как знамя.

У этой дороги не будет конца –

Она навсегда пролегла через память,

Навеки прошла через наши сердца.

Ребята, как вы думаете, о какой дороге мы сегодня с вами будем говорить? (Ответы детей)

Правильно, о Дороге жизни. В суровые дни блокады Ленинграда эта дорога была единственной транспортной магистралью, соединяющей через Ладожское озеро обреченный на смерть город со своей страной. Благодарные ленинградцы назвали её «Дорогой жизни». Под таким названием она вошла в историю Великой Отечественной войны и навеки останется в памяти людей.

2. Основная часть.

В ближайшее время, буквально на следующей неделе, мы с вами отправимся на автобусную экскурсию по Дороге жизни и сможем увидеть памятные места своими глазами, а также посетить музей «Дорога жизни».

Ну а сегодня мы с вами попытаемся виртуально, с помощью карты найти и вспомнить известные нам памятники на Дороге жизни.

В годы войны именно по территории микрорайона Ржевка проходил единственный отрезок Дороги жизни в черте города. (Показ на карте и презентации). На станцию Ржевка с «большой земли» по Дороге жизни прибывал транспорт с продовольствием, медикаментами и боеприпасами. Двигаясь в сторону Ладожского озера, справа по движению мы видим мемориал, установленный в память героической стойкости жителей Блокадного Ленинграда – мемориал «Регулировщица». (Показ на карте и презентации).

Более подробно о мемориале «Регулировщица» нам расскажет Ира. (Учащаяся подходит к карте, показывает мемориал и своими словами рассказывает про него).

А мы идем дальше и поговорим о детях Блокадного Ленинграда. Дети, оставшиеся в городе, наравне со взрослыми работали на производстве, в огородах, помогали при тушении пожаров. Наряду со взрослыми отстояли наш город в трагические дни Блокады. Именно детям, молодым героям, посвящён следующий мемориал, который называется «Цветок Жизни». (Показ на карте и презентации). Этот монумент посвящен детям, погибшим в годы блокады, и всем пионерам-героям Великой Отечественной войны. В его центре – бетонная ромашка высотой пятнадцать метров с рисунком улыбающегося мальчика и словами «Пусть всегда будет солнце». Перед памятником – стела с надписью : «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда. 1941 – 1944». Рядом высажено 900 берез, по одной березе за каждый день блокады. Стройные стволы этих деревьев украшены красными галстуками. За ромашкой вытянулась аллея Дружбы, на высоких стелах которой рассказывается о героизме юных участников войны.

А мы отправляемся дальше. Под дождем и в метели, под артобстрелами и постоянными налетами вражеской авиации, водители и пассажиры знали, что где-то в воздухе незримым стальным щитом их защищают летчики Балтийского фронта. Им посвящен следующий памятник «Балтийские крылья». Этот памятник расположен почти на противоположной стороне от парка Музея-усадьбы Приютино. (Показ на карте и презентации). Про данный памятник нам расскажет Миша. (Учащийся подходит к карте, показывает памятник и своими словами рассказывает про него).

А дорога Жизни всё дальше и дальше уходит к Ладожскому озеру, проходя через город Всеволожск. В годы Блокады наш город являлся перевалочным пунктом, через который привозили в Ленинград продукты и другие грузы.

(Педагог на карте и на презентации показывает станцию Бернгардовка и памятник «Народу – победителю»).

А мы возвращаемся на Дорогу жизни и движемся с вами дальше. Напротив центральной районной больницы располагается музей «Дом авиаторов». (Показ на карте и презентации). Музей начал свою работу в январе 2019 года. Слева по ходу движения находится обелиск «Румболовская гора». (Показ на карте и презентации). Этот памятник хорошо знаком всем жителям города Всеволожска. Он находится у подножия Румболовской горы на пересечении Колтушского шоссе и Дороги жизни.

Композиция памятника достаточно проста – огромные зеленые листья дуба и лавра символизируют Жизнь и Славу, а маленький желудь – продолжение жизни, новую жизнь. Памятник изготовлен из металла. Рядом с монументом стела со стихами Ольги Берггольц:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

На Румболовской горе, на противоположной стороне от Храма Спаса Нерукотворного Образа, 27 января 2012 года, в 68-ю годовщину полного снятия блокады, был установлен памятник грузовой машине ГАЗ-АА, легендарной «полуторке». (Показ на карте и презентации). Именно на таких машинах везли по ладожскому льду хлеб и боеприпасы в осажденный город. Памятник изготовлен из бронзы, надпись на табличке: «ПАМЯТИ МАШИНЫ – СОЛДАТА».

Дальше по Нагорной улице – братское кладбище советских воинов, погибших в борьбе с фашистами. Рядом с памятником «Полуторке» располагается парк воинской славы, открытый в честь 75-летия Великой Победы. (Показ на карте и презентации).

Физкультминутка:

Встали ровненько, ребята,

Пошагали как солдаты. (марш)

Влево, вправо наклонись.

На носочках потянись.

Раз -рывок (прыжок вперед)

Два – рывок (прыжок назад)

Не устал ли ты, дружок?

Помаши руками дружно!

Нам еще работать нужно!

А мы с вами продолжаем нашу виртуальную экскурсию по памятным местам Дороги жизни. Не доезжая до деревни Романовка, можно увидеть кусок старой Дороги жизни из булыжника, по которой ездили в блокаду. Дорога в те годы петляла, современная – спрямляет повороты. И потому она стала короче старой на десяток километров. Этот участок оказался чуть в стороне от современной асфальтированной трассы, и его решили сохранить как памятник военного времени. (Показ на карте и презентации). Три высокие стелы выполняют роль указателей, которые были установлены на всем протяжении пути. На одной из них написано: «На Кобону», на средней — призыв: «Чем больше рейсов, тем быстрее победа над врагом», последняя стела указывает путь: «На Ленинград». Также на памятнике написано : «Слава героям Дороги жизни. 1200000 ленинградцев эвакуировано. 1500000 тонн грузов доставлено в Ленинград».

Следующий памятник по Дороге жизни находится перед деревней Корнево – это монумент «Катюша». (Показ на карте и презентации). На холме, где сейчас высится монумент, в военные годы стояла зенитная батарея, защищавшая Дорогу жизни. Много раз бомбили ее фашистские самолеты. Падали убитые герои-зенитчики, но на их место становились другие герои, и батарея продолжала вести бой. Знаменитая грозная реактивная установка «Катюша» представлена в виде пяти стальных черных балок, установленных под углом к горизонту. Они словно приготовились для ведения залпового огня.

Рядом – стела с памятной надписью : «1941— 1945. Эти грозные годы запомни! Здесь проходила Дорога жизни. Мужеством храбрых спасен Ленинград, павшим героям бессмертная слава!».

Не все ленинградцы выдерживали трудности эвакуации по Дороге жизни. Многие были очень больны и слишком измождены… У деревни Ириновка в память о них – о не доехавших до Большой земли – рядом с братским воинским захоронением стоит особая памятная стела. (Показ на карте и презентации). Красная мемориальная стена вытянулась вдоль дороги, на высоком холме. Рядом небольшая стела со стихами Михаила Исаковского:

Куда б ни шел, ни ехал ты,

но здесь остановись,

могиле этой дорогой

всем сердцем поклонись.

На кладбище захоронены воины, умершие в госпиталях от ран; девушки-воины инженерных и медицинских частей; ленинградцы, погибшие в эвакуации.

Двигаясь далее по Дороге жизни, на самом берегу Ладожского озера перед нами появляется большая белая полуарка памятника, которая разъята по центру, и две половинки не соприкасаются друг с другом – это памятник «Разорванное кольцо». О нем нам более подробно расскажет Ульяна. (Учащаяся подходит к карте, показывает памятник и своими словами рассказывает про него).

Мы продолжаем наш путь и перед нами появляется Осиновецкий маяк. (Показ на карте и презентации). Маяк служил важным ориентиром на Дороге жизни во время блокады Ленинграда. Предназначение самого маяка – отмечать западную границу входа в бухту Петрокрепость, из которой начинает свое течение река Нева. Это место хранит в себе воспоминания о непростых временах для нашего города.

На берегу Ладожского озера, вблизи мыса Осиновец находится музей «Дорога жизни». О музее более подробно нам расскажет Варя и покажет его на нашей карте. (Учащаяся подходит к карте, показывает музей и своими словами рассказывает про него).

Последней остановкой на пути нашего следования станет старенький паровоз. (Показ на карте и презентации). На станции «Ладожское озеро», рядом с действующими рельсами, стоит на вечной стоянке старенький паровоз. В годы блокады он без устали днем и ночью, и в зной, и в мороз вместе со своими собратьями таскал в Ленинград и обратно поезда. Перед паровозом – особый километровый столб. Такие стелы-столбы можно видеть на протяжении всего пути, если ехать на электричке.

На открытой площадке станции «Ладожское озеро» – куски искореженной взрывами стали. Это памятник человеческой воле, которую проявили герои Ладоги. Они не покорились бомбам, снарядам и пулям.

Возвращаясь домой, за окном одна за другой будут мелькать памятные стелы, и на каждой отлиты навечно два слова: ДОРОГА ЖИЗНИ!

3. Заключительная часть.

Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей).

Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).

Дорогие ребята, спасибо всем за вашу искренность, заинтересованность и активное участие в мероприятии. Мы всегда будем помнить и чтить подвиг героев! Но пусть всегда будет солнце и мир на земле!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Лес в жизни человека» по ДОП по экологииКонспект занятия «Лес в жизни человека» по ДОП по экологии Цель. Уточнить представления о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом и хозяйственном. Задачи. Формировать.

Конспект занятия «Мы за здоровый образ жизни» для детей с ОВЗ 12–17 летКонспект занятия «Мы за здоровый образ жизни» для детей с ОВЗ 12–17 лет Цель: закрепление у детей знаний о здоровом образе жизни, формирование устойчивого желания постоянно укреплять свое здоровье. Задачи:.

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе «Дороги добра» Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе Письменной Елены Геннадьевны Категория “Родные просторы” Тема: “Дороги.

Конспект занятия по экологии «Лес в жизни человека» для детей 5–6 лет Цель: закрепление у детей представлений о лесе, о значении его в жизни человека. Образовательные задачи. Формировать знания детей о красоте.

Конспект учебного занятия по техническому конструированию «Построим домик Карлсону»Конспект учебного занятия по техническому конструированию «Построим домик Карлсону» «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже Актуальность. Сегодня обществу необходимы.

Конспект ООД по эстетическому воспитанию «Детские памятники Санкт-Петербурга» Образовательная область эстетическое развитие. ООД-Эстетическое воспитание — «Детские памятники Санкт-Петербурга» Цель: Закреплять и расширять.

Протокол родительского собрания «Начало нового учебного года — начало нового этапа в жизни группы и его воспитанников» Дата проведения: 12 сентября 2019г. Количество присутствующих: 17 человек. Повестка родительского собрания: 1. Выступление заведующей д/с.

Родительское собрание «Начало учебного года — новый этап в жизни воспитанников старшей группы во взаимодействии с родителями»Родительское собрание «Начало учебного года — новый этап в жизни воспитанников старшей группы во взаимодействии с родителями» Цель собрания: создание комфортных условий для моделирования перспектив взаимодействия родителей-детей-педагогов на новый учебный год.

Разработка учебного занятия по окружающему миру в 3 классе «Экологическая безопасность» Разработка учебного занятия по окружающему миру в 3 классе 1. Образовательное учреждение: МОУ «Клепиковская средняя общеобразовательная.

Конспект занятия «Земля — наш дом! Дерево в жизни человека»Конспект занятия «Земля — наш дом! Дерево в жизни человека» Цель: Углублять и совершенствовать знания детей о Земле и о природе. Задачи: - закреплять знания о Земле; - о значении деревьев в жизни.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект учебного занятия «Памятники Дороги жизни» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Рауданен на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект учебного занятия «Памятники Дороги жизни»
Опубликовано: 18 мая 2022 в 10:39
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД