Папки-передвижки

Конспект открытого занятия в старшей-подготовительной группе «Воздух-невидимка»

Ольга Иванова
Конспект открытого занятия в старшей-подготовительной группе «Воздух-невидимка»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Публикация «Конспект открытого занятия в старшей-подготовительной группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри, колпачок от фломастера, мелки, стакан, салфетка, емкость с водой, гуашь, воздушные шарики, апельсин.

Предварительная работа: просмотр презентации, наблюдения на прогулке за ветром, беседы: «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда»; рисование нетрадиционными способами; чтение: «Ветер и солнце» (автор Ушинский К. Д., «Добрый воздух» (автор И. Ревю, разгадывание загадок; экспериментирование в группе; разучивание физкультурной минутки; обсуждение правил проведения в группе, во время эксперимента.

Методы и приемы:

1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)

2. Наглядные (Рассматривание картин)

3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).

Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это лежит на подоконнике? (обратить внимание детей на воздушный шар, залетевший в гости). Какой это шарик? (воздушный) Как вы думаете, почему он так называется? (потому что он наполнен воздухом). Чтобы шарик стал воздушным, ему необходим воздух.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория).

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. (Дети вместе с воспитателем встают вокруг стола с пакетами).

Воспитатель: Ребята, вы знаете, где находится воздух? (повсюду; вокруг нас). Как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)

Опыт № 1 «Как поймать воздух

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты, посмотрите, что в нем? Попробуйте поймать воздух.

Воспитатель: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Хорошо!

Воспитатель: Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем мешок и выпустим из него воздух. Что изменилось?

Воспитатель: Пакет опять стал пустым.

Вывод: воздух не имеет формы и цвета.

Воспитатель: Что такое воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто ещё дышит кроме человека? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям. Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась)

Воспитатель: Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом).

Воспитатель: А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается).

Воспитатель: А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух)

Воспитатель: А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (надо его почувствовать)

Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (Холод)

Воспитатель: Помашите ладошками на себя? Что мы сейчас почувствовали? (Ветер)

Воспитатель: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (Ветер)

Упражнение на дыхание «пускание мыльных пузырей» под музыку.

Воды обыкновенной стаканчик набери,

Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.

Он, воздухом надутый, по воздуху плывет

Но и одной минуты на свете не живет.

Воспитатель: Можем ли мы увидеть воздух? (Нет, он невидим)

Воспитатель: Давайте с вами проверим это.

Опыт № 2 «Воздушные вихри»

Воспитатель: Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю», шарики положите в стакан, опустите туда трубочку, закройте ладонями поверхность стакана и подуйте. Бумажные шарики закружатся в воздушном вихре.

Вывод: Опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.

Опыт № 3 «Воздух есть везде»

Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть (воздух, находящийся вокруг нас, вдыхаем, а выдыхаем в трубочку).

Воспитатель: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. Воздух есть и внутри нас, но мы его не видим.

Воспитатель: Как вы думаете, есть ли воздух в предметах? Возьмите со стола кусочек мела и бросьте в стакан с водой. Что происходит? (Из мела выходят пузыри).

Вывод: Воздух есть везде

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Опыт № 4 «Слышим воздух»

Воспитатель: Если подуть в крышку от фломастера. Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

Воспитатель: А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли колпачки от фломастера и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист,вой).

Физминутка: Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Воспитатель: Продолжаем экспериментирование. А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Опыт № 5 «Запах»

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Я предлагаю вам с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин). Вы замечательно справились.

Вывод: Собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт № 6 «Сухой из воды»

Воспитатель: Что означает «выйти сухим из воды»? Возможно ли это?

Предлагаю выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая). Передо мной емкость с водой. Затем я переворачиваю стакан вверх дном, осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимаю его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан, предлагаю определить, намокла ли салфетка? По вашему мнению, что случилось? Попала ли вода в стакан? (Нет, салфетка сухая).

Воспитатель: Что происходит с салфеткой, если наклонить стакан? (выполнить действие).

Пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет.

Вывод: Воздух легче воды

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( показывает технику кляксографии: капнуть каплю краски на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать). Анализ работ.

Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. Давайте еще раз закрепим, что мы знаем о воздухе. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете выполнять действие. Если вы со мной согласны, поднимите руки вверх, если не согласны, то хлопните в ладоши, но будьте внимательны!

- Воздух окружает нас со всех сторон. (Вверх)

- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. (Вверх)

- Воздух тяжелее воды. (Хлопаем в ладоши)

- Ветер – это движение воздуха. (Вверх)

- Человек может жить без воздуха. (Хлопаем в ладоши)

- Воздухом дышат люди и животные. (Вверх)

- Воздух можно почувствовать. (Вверх)

- Воздух имеет форму. (Хлопаем в ладоши)

- Воздух можно услышать. (Вверх)

Воспитатель: А скажите вам понравилось проводить опыты (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Спасибо вам!

Детям вручаются в подарок воздушные шарики и мыльные пузыри.

Самоанализ занятия в старшей – подготовительной группе

«Воздух - невидимка»

Воспитателя МДОУ Детского сада №1 «Березка» р. п. Турки Саратовской области

Ивановой Ольги Васильевны Май 2022 года

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Материалы и оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри, колпачок от фломастера, мелки, стакан, салфетка, емкость с водой, гуашь, воздушные шарики, апельсин.

Предварительная работа: просмотр презентации, наблюдения на прогулке за ветром, беседы: «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда»; рисование нетрадиционными способами; чтение: «Ветер и солнце» (автор Ушинский К. Д., «Добрый воздух» (автор И. Ревю, разгадывание загадок; экспериментирование в группе; разучивание физкультурной минутки; обсуждение правил проведения в группе, во время эксперимента.

Методы и приемы:

1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)

2. Наглядные (Рассматривание картин)

3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)

Структура ООД

Длительность и структура ООД выдержаны, использовала чередование разных видов деятельности. Мною осуществлялся здоровьесберегающий подход к организации ООД: санитарные требования к проведению ООД соответствовали нормам СанПиН. В группе перед ООД была проведена влажная уборка и проветривание. Деятельность по времени составляла согласно данной возрастной группе (25-30 минут).

Групповая комната, в которой проводилась данная образовательная деятельность, была распределена на отдельные зоны, что позволило концентрировать внимание детей на выполнении определённых задач.

ООД соответствовало интересам и уровню подготовленности детей. Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.

ООД состояла из четырех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть ООД направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.

Водная часть образовательной деятельности (ОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. На организационном этапе ОД была применен наглядно-демонстрационный материал (воздушный шарик, вопросы и правила в лаборатории).

Основная часть ОД.

Перед проведением опытов была проведена беседа о правилах поведения в лаборатории и видах загрязнения воздуха. Проходила через исследовательскую деятельность - через опыты с воздухом и водой.

В течении всего занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления были проведены: игра на общение, игра «Надуть воздушный шарик», физминутка.

Образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении опытов детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка.

Содержательная часть - это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач (рисование нетрадиционным способом - кляксография).

В заключительной части ОД ребятам было дано задание (закрепление знаний о воздухе, свойства воздуха). Были подведены итоги занятия. По итогам проведенной образовательной деятельности можно сделать следующие выводы: дети успешно справились с заданиями, тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности.

Анализируя деятельность детей на ОД, хочется отметить, что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию, использовали грамотно имеющие знания и умения в познании. Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей. Дети работали в своём темпе, задание выполнили в силу своих индивидуальных возможностей. Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность, интерес к окружающему, чувствовалось на протяжении всей ОД.

Я считаю, что выбранная мной форма организации организованной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в организованной образовательной деятельности задачи в основном были выполнены.

Публикации по теме:

«Воздух-невидимка» занятие в старшей группе по программе «Детство»«Воздух-невидимка» занятие в старшей группе по программе «Детство» Доброе время суток, мои коллеги!Хочу вас познакомить с нашим занятием "Воздух-невидимка". Цели: расширить знания детей о свойствах воздуха;.

Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка»Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи: оразовательные:.

Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Невидимка воздух» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет)Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет) Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух – невидимка» (фотоотчет)Старшая группа "Солнышко"Воспитатель:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка» Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух.

Конспект занятия по познавательному развитию «Невидимка — воздух» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в старшей-подготовительной группе «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 16 декабря 2023 в 15:38
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия в старшей-подготовительной группе «Воздух-невидимка»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД