Получи документы

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Кукла из глубины веков» (девичьи посиделки) (3 фото)

Наталья Кастерина
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Кукла из глубины веков» (девичьи посиделки)

Задачи:

1. Познакомить детей с различными куклами, с их историей и с процессом изготовления кукол собственными руками.

2. Развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к обычаям и быту русского народа. Развивать у детей такие познавательные процессы, как воображение, восприятие, память. Учить отвечать на вопросы связно и последовательно.

3. Воспитывать у детей любовь, эстетический вкус, бережное отношение к кукле и к истории своего народа.

Интеграция образовательных областей:

Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Кукла из глубины веков“ (девичьи посиделки)» размещена в разделах

«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Безопасность и физическая культура».

Предварительная работа с детьми:

1. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная», беседа по содержанию.

2. Составление рассказов по теме «Моя любимая кукла»

3. Сюжетно - ролевые игры с куклами : «Дочки – матери», «Кукла заболела» и т. п.

4. Ознакомление с пословицами:

«Какова мастерица – такова и работа»

«К большому терпению придет и умение» и т. п.

5. Изготовление куклы «Кувадки»

Наглядный дидактический материал:

Демонстрационный материал:

Куклы : «зернушка», «травница», «десятиручка», «мировое дерево», «соломенная кукла», матрешка, кукла связанная из ниток, выставка современных кукол, альбом иллюстраций игровых, обрядовых и обереговых кукол, схема изготовления куклы.

Раздаточный материал:

Заготовки лоскутков для приготовления куклы, нитки и ленты.

Способ организации детей:

Подгруппа девочек из 6 человек.

Ход мероприятия:

Воспитатель:

- Посмотрите, ребята, как много гостей к нам сегодня пришло!

Хочу вас ребята, я пригласить

Давних времен избу посетить

Узнать много интересного

Много познавательного, неизвестного

Но вот беда! На пути у нас река!

Как преодолеть ее друзья?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно! По мостику, который перекинут через речку.

(дети вместе с воспитателем друг за другом переходят на другой берег)

Воспитатель: - Дети, посмотрите в какую красивую, русскую избу мы с вами пришли! А вам нравится?

Как здесь уютно и как много старинных, но нужных предметов.

А вот сейчас, посмотрите вот сюда. Как вы думаете, что это такое?

Дети!- Печка!

Воспитатель: - Ой! Какие молодцы! Правильно это печь. А кто мне скажет

для чего нужна печь? А сейчас есть в домах печи?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, смотрите, рядом что-то лежит. Что это такое?

Дети: Дрова!

Воспитатель: - Правильно, дрова, а для чего они нужны, тем более для печки?

(ответы детей)

Воспитатель:- Молодцы! В печке не только готовят, но еще благодаря отапливались избы наших бабушек. Мне кажется в нашей избе тоже холодно. Давайте и мы с вами растопим нашу печь, чтобы нам не замерзнуть.

(каждый ребенок кладет по одному полену в печь, а у воспитателя остается полено в руках)

Воспитатель: - Ребята, а можно вам самим без взрослых разжигать огонь?

(ответы детей)

Правильно! Огонь горячий, обжигает. От его ожогов очень больно,поэтому к огню подходить без взрослых нельзя!

Воспитатель: - Дети, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено)

Воспитатель: - Правильно! Полено. А как можно играть с поленом?

(ответы детей)

Воспитатель:

- Ребята! Смотрите, кого я нашла на нашей теплой печке.

(воспитатель достает полено, одетое в юбку и косынку)

- Кто это?

(Ответы детей)

Воспитатель:

- Давным - давно, когда у детей не было таких игрушек как сейчас, игрушки делали из разного материала. Вот у меня в руках деревянная кукла Катя. С такими куклами играли в давние времена.

Как называется кукла, сделанная из дерева?

Дети: - Деревянная!

Воспитатель: - Ребята,давайте посмотрим, сколько еще интересных предметов находится у нас в избе. Вот обратите внимание, что стоит

на полках?

(Ответы детей)

А кто мне скажет, как это называется одним словом?

Дети:

- Посуда!

Воспитатель: - Молодцы! А как вы думаете из чего сделана эта посуда?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Сделана посуда из глины. В давние времена люди делали посуду из глины потом обжигали для прочности в нашей чудо-печке.

Нелегкий был труд людей по изготовлению глиняной посуды, поэтому нужно обращаться с посудой аккуратно, чтобы ее не разбить.

- Ой, ребята смотрите, что я нашла на полке! Что это?

Дети: - Кукла!

Воспитатель: - Правильно! А как вы думаете из чего она сделана?

Дети: - Из глины.

Воспитатель: - Как называется кукла, сделанная из глины?

Дети: - Глиняная!

Воспитатель: - Красивые куклы? Но вот обидно, что с этими куклами сейчас не играют, а служат они для украшения комнат, так как они

очень хрупкие.

Воспитатель: - Скорей, ребята идите ко мне! Смотрите, какая подушка!

Чем она набита, как вы думаете?

(Ответы детей)

Воспитатель: Соломой. В далёкие времена дети играли в соломенные куклы. Сначала солому собирали, затем варили, чтобы она стала мягкая,

блестящая, а затем скручивали, перевязывали ленточками, украшали.

(воспитатель находит под подушкой соломенную куклу, дети рассматривают её.

А Вика расскажет стихотворение об этой кукле.

Воспитатель: Проходите гости дорогие, рассаживайтесь. Всем удобно? Вот и хорошо! (Дети проходят на стульчики)

Сегодня у нас девичьи посиделки и поговорим мы о наших девичьих заботах – о куклах.

Обратите внимание, сколько красивых кукол!

Их вам покупают, дарят.

Сегодня к нам на занятие Саша принесла нам свою подружку – куклу Ксюшу. Посмотрите что она умеет. (демонстрирует умение куклы петь песню и говорить). Кукла – это что?

Дети: Кукла – это игрушка!

Воспитатель: Как с ней можно играть?

Дети: Куклу можно пеленать, кормить, укладывать спать. Кукле можно спеть колыбельную песню. Кукле можно сшить одежду, придумывать фасоны разных платьев. С куклой можно делиться секретами - она никому не расскажет. С куклой можно разговаривать.

Воспитатель: Как называется игра когда дети играют с куклой?

Дети: «Дочки – матери»

Воспитатель: Девочки, а вы знаете, что эта игра очень старинная и пришла к нам из глубины веков?

Только куклы в старину были не такие, как сейчас.

Их не продавали в магазинах, а делали своими руками. А вы можете рассказать, из чего делали кукол на Руси?

Первый ребенок:

Рукодельница мастерица

Вечером вязала на спицах

Не платочек, не шарф, не шапку,

а веселую куклу Марфу!

Этих народных кукол связали из клубочков ниток! (показывает куклу)

Второй ребенок:

Поглядите – ка скорее:

Щеки розовеют,

Пестренький платочек

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки-

Русские матрешки!

Русские матрешки – это точенные из дерева куклы, раскрашенные яркими красками. (показывает матрешку)

Воспитатель: На Руси не только умели делать куклы, но умели отдыхать. И играть в разные игры. Вот была такая игра – Маланья. Давайте поиграем.

Физминутка

(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)

У Маланьи у старушки

(Сложить руки углом, показать избушку.)

Жили в маленькой избушке

(Показать семь пальцев.)

Семь сыновей,

(Очертить брови пальцами.)

Все без бровей,

(Растопыренные ладони поднести к ушам.)

Вот с такими ушами,

(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)

Вот с такими носами

(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)

Вот с такими усами,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой головой,

(Показать руками большую окладистую бороду.)

Вот с такой бородой!

(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)

Они не пили, не ели,

(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)

На Маланью все глядели,

(Дети показывают загаданные действия.)

И все делали вот так---

Воспитаетль. Дети, мы с вами про всех кукол рассказали? О каких мы забыли рассказать?

Дети. Мы забыли рассказать о тряпичных куклах.

Воспитатель. Да, про тряпичных, или лоскутных. Тряпичные куклы имелись в каждой Русской семье, даже в самой бедной. Иногда их было около ста штук. Кукол берегли, хранили на полках в красном углу, в корзинках, в сундуках. Куклы были разные. Какие виды тряпичных кукол были в русской семье?

Дети. Были игровые куклы, с которыми играли дети. Такую куклу называли «Девкина забава». Были обрядовые куклы – их делали на праздники, например на масленицу или на свадьбу. Обережные куклы – оберегали взрослых и детей от злых духов, болезней. Помогали справиться с трудностями: в р. н. с. «Василиса Прекрасная» кукла помогла девочке сиротке.

Воспитатель. Какие народные приметы вы знаете про детей, играющих в куклы?

Дети. На Руси была такая примета: если дети много играют в куклы – в семье будет прибыль, дети вырастут настоящими хозяевами.

Воспитатель. У меня в корзине есть старинные куклы. (показывает куклу)

В старину женщины шили и дарили кукол – «берегинь» не только детям, но и мужчинам, когда они уходили на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает ему о доме.

Воспитатель по очереди достает остальных кукол и дети по очереди рассказывают о них.

1-й ребёнок. Это кукла – «десятиручка», такую куклу дарили девушке на свадьбу, что бы она справлялась со своими домашними делами.

2-й ребенок. Это кукла «зернушка», такую куклу делала хозяйка осенью, после сбора урожая.

3-й ребенок. Эту куклу зовут «травниуа», ее наполняли лекарственными пахучими травами- мятой, мелисой - и давали играть детям. Запах лечебных трав освежал и очищал воздух.

4-й ребенок. Эта кукла – оберег «бессонница». Когда младенец начинал плакать, мать, чтобы его успокоить и защитить от злых духов, быстро сворачивала из лоскутков куклу и клала ее в колыбельную.

5-й ребенок. Эти яркие, веселые куклы- обереги, они называются «куватки». Их делали до рождения ребенка. А после рождения вешали в колыбель.

Воспитатель. Что общего у этих кукол (показывает).

Дети. Эти куклы всегда в паре – жених и невеста. У них общая нога. Эта кукла «мировое дерево». У другой пары общая рука.

6-й ребенок. Эти куклы – обрядовые. Ими украшали свадебный пирог.

Воспитатель. А кто знает что это за кукла (показывает)

7-й ребенок. Эта кукла – тоже обрядовая, ее сжигали на Масленицу.

Воспитатель. Вот такие куклы были у наших бабушек. Вы замечательно про них рассказали! Люди наделяли их волшебной силой и сих помощью растили и воспитывали своих детей, вели хозяйство. Изготовление кукол – это тоже волшебство: занимаясь таким делом, девочки росли трудолюбивыми, усидчивыми, старательными. Да и взрослым такое занятие приносило пользу : уходила усталость, мысли приходили в порядок. Раньше девочки с трех лет могли мастерить таких кукол. Попробуем и мы. Для этого не нужно ничего, кроме разноцветных лоскутков, толстых ниток, немного старания и фантазии. Я бы хотела чтобы перед началом работы вы вспомнили пословицы.

Игра «Закончи пословицу»

• Поспешишь – людей … (насмешишь)

• Глаза бояться, а руки. (делают)

• Где хотение – там (умение)

• К большому терпению придет и (умение)

После игры девочки изготавливают кукол.

Воспитатель. Эта кукла сделанная вашими руками, а потом, я надеюсь, их у вас будет много. Я вспомнила еще одну русскую пословицу : «Хороша дочка Аннушка, коли хвалят ее мать и бабушка». А я вас хвалю! Молодцы! Возьмите своих кукол и поиграйте с ними в группе в «Дочки – матери».

Спасибо за работу!

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Кукла из глубины веков» (девичьи посиделки)
Фото «Кукла из глубины веков»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе  (девичьи посиделки) - фото
Публикации по теме:

Фотоотчет «Из глубины веков». Всероссийская выставка скульптур из пескаФотоотчет «Из глубины веков». Всероссийская выставка скульптур из песка Уважаемые коллеги, приглашаю Вас на Всероссийскую выставку скульптур из песка «Из глубины веков». Для создания скульптур используется.

«Знахарские посиделки» Конспект занятия в подготовительной группе по формированию представлений о лекарственных растениях «Знахарские посиделки»Конспект занятия в подготовительной группе. Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования.

Конспект НОД «Морские глубины» с детьми подготовительной группы с использованием ЭОР. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, речевая, познавательная художественно – эстетическая, физическое развитие.

Конспект открытого мероприятия по самообразованию в 1 младшей группе «Деревенские посиделки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе Программное содержание: Обучающие задачи: • Продолжать учить составлять.

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Путешествие в лес»Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Путешествие в лес» Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе. «Путешествие в лес" Цели занятия: Закрепить у детей знания о растениях.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Путешествие в морские глубины» ЗАДАЧИ:ОБУЧАЮЩАЯ-Закрепить умение детей пользоваться различными изобразительными средствами для создания образа;РАЗВИВАЮЩАЯ-развивать мелкую.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду «Кукла из глубины веков»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду «Кукла из глубины веков» Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду (подготовительная группа) «Кукла из глубины веков» Обучающие задачи:.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Золотая осень!»                               Цели: -Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; -Активизировать глагольный словарь по данной теме. -Продолжать учить.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Зоопарк» Конспект открытого занятия в подготовительной группе ДОУ№2 «Ромашка» Развитие экологических представлений. ЗАДАЧИ: Обучающие: Закрепление.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Кукла из глубины веков» (девичьи посиделки) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Кастерина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Кукла из глубины веков» (девичьи посиделки)
Опубликовано: 17 ноября 2015 в 13:55
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД