Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»

Ольга Артюгина
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Ивантеевка

Городского округа Пушкинский Московской области «Гимназия №3»

Открытый НОД по экспериментальной деятельности

в подготовительной группе «Буратино»

Тема: «Как происходит извержение вулкана»

Подготовила и провела

Воспитатель: Артюгина О. А

Ивантеевка 2023г

«КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»

Цель:

Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Извержение вулкана“» размещена в разделах

Познакомить детей с природным явлением — вулканами, их строением, причиной извержения.

Задачи:

Формировать представление о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.

Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.

Познакомить детей с профессией – вулканолог, значение его труда.

Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Развивать самостоятельность, аккуратность.

Учить работать по схемам.

Демонстрационные материал: макет вулкана, иллюстрации вулканов различных видов.

Оборудование: смесь для извержения (сода, лимонная кислота, красная краска, столовый уксус, емкости для смешивания, схемы.

Предварительная работа: чтение энциклопедии о вулканах; рассматривание иллюстраций с различными видами вулканов, просмотр короткометражного фильма «Вулканы и гейзеры». Изготовление макета вулкана.

Методы и приё мы:

-Двигательный: (физминутка)

-Словесные: указания, объяснения, поощрения.

-Практические: выполнение задания детьми.

Этап занятия Содержание Время

1. Организационный, мотивационный Мотивация детей на работу. 3 мин.

2. Основная часть Самостоятельная продуктивная деятельность детей 20 мин.

3. Рефлексия Закрепление материала.

5 мин.

Ход занятия:

Входим в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются с гостями)

Сегодня мы будем заниматься исследовательской деятельностью по изучению природных явлений. О чем пойдет сегодня речь, мы узнаем если отгадаем загадки?

Сейчас я вам их загадаю:

«Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (Вулкан)

Правильно, сегодня мы с вами поговорим про вулканы.

Как вы думаете, что такое вулкан?

Дети: Вулкан – это гора, с отверстием на вершине.

Воспитатель: А на что же похожа эта огнедышащая гора? На какую геометрическую фигуру?

Дети: На конус, на треугольник.

Воспитатель: А что извергает вулкан?

Дети: Из вулкана выливается раскаленная лава, камни, пепел…

Включается спокойная тихая музыка.

Воспитатель: Послушайте легенду про древнего бога Вулкана :

В Древней Греции жил бог по имени Гефест. Странный это был бог: некрасивый и хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. Древние римляне дали этому богу имя Вулкан. Так и жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает»,- со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Воспитатель: Ребята, вспомним, строение вулкана?

(Рассказ сопровождается показом слайдов) .

Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно хорошо знать строение Земли. Земля состоит из несколько слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется – земная кора. А вот места, где большие плиты соприкасаются друг с другом, называются разломом. Вот посмотрите, что происходит при извержении.

(Слайд - извержение вулкана)

Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока и быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору.

Что же выходит из вулкана?

Дети: Из вулкана выходит пар, газы, вулканические бомбы, вылетают камни, пепел.

Воспитатель: Правильно, вулканический пепел похож на обыкновенный пепел, если посмотреть через микроскоп, то хорошо видно, что там присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре.

Воспитатель: Ребята, подскажите, как называют людей, которые занимаются изучением вулканов?

Дети: Их называют вулканологами.

Воспитатель: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удаётся предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись.

Воспитатель: А сейчас посмотрим и вспомним, какие бывают вулканы.

(Показ слайдов или картинок с изображением вулканов)

Дети:

1. Вулканы бывают действующие - это которые извергают лаву.

2. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

3. Потухшие - не извергающие лаву.

Воспитатель: Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. А бывает, она вытекает «спокойно». Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

А как вы думаете, приносят ли вулканы пользу?

Дети: Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана. Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы, поэтому почва в близи вулканов плодородная.

Воспитатель: У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. (Показать на карте или глобусе расположение вулканов).

Воспитатель: Интересно! Хотите в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? Давайте пройдем в лабораторию «интересных открытий». В лаборатории у нас всё готово для проведения опытов.

Физминутка: «Вулкан»

Вулканы начали «играть» Присесть, постепенный подъёмна носочки вверх,

Из жерла лаву извергать потянутся, сделать несколько встряхиваний

кистями рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Поднимаем руки вверх одновременно сжимаем и

Как грозен он сейчас на вид! разжимаем пальцы рук в кулак.

Но вот он начал уставать- Медленное опускание рук с одновременным

Огонь в нём начал угасать приседанием.

Последний раз огнём дыхнул Дышат как драконы «извергающие огонь»

И на десятки лет уснул. Складывают руки под щеку «засыпают, спят».

А теперь мы с вами отправимся в нашу лабораторию.

Подходим все к столу…

Вот мы с вами и попали в лабораторию. Мы с вами уже много опытов проделали с водой и глиной, исследовали камни, познакомились с минералами, узнали много интересного и полезного, а сегодня я приготовила для вас опыт «извержение вулкана». Смотрите в нашей лаборатории есть халат, это халат для профессора, он как раз моего размера. Можно я буду профессором, а вы будете моими помощниками, для вас в нашей лаборатории есть фартучки! Давайте все это наденем. Теперь у нас настоящая лаборатория, есть и профессор, и помощники и все для опыта тоже есть. Давайте пройдём к макету и ещё раз внимательно посмотрим на гору и вспомним: что же такое кратер вулкана?

Дети: Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами на вершине горы.

Воспитатель: Что же такое жерло вулкана?

Дети: На дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.

Воспитатель: Как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана?

У нас с вами на подносе уже есть готовые макеты вулканов.

Ребята, посмотрите, пожалуйста на схему, здесь указан порядок, в соответствии с которым нам нужно будет закладывать компоненты в кратер вулкана.

1. Насыпаем 5 ложек соды.

2. Насыпаем 2 ложки лимонной кислоты.

3. Добавляем 10 капель красной краски.

4. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? Дети: Опасно, самому пользоваться нельзя - это уксус, наливать можно только взрослому.

Воспитатель: Его добавлю я сама, когда у нас будет все готово.

Дети с профессором проводят опыт.

Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно.

Воспитатель: Ребята, мы с вами провели опыт, который назвали «Извержение вулкана». Как вы думаете, похоже это на настоящее извержение? (Дети высказывают свои мнения.)

Вывод:

Когда сода и лимонная кислота смешивается с уксусом, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.

Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.

Воспитатель: Дети, вам интересно было сегодня в лаборатории? А что бы вы хотели узнать ещё?

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю.

Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам все необходимое для жизни. Ребята, помните, что Земля без нас будет жить, а вот мы без земли жить не сможем. Это было, есть, и это будет всегда.

Ребята, я хочу вам подарить этот набор в наш уголок экспериментирования, и мы с вами обязательно вернемся к этому опыту.

А сейчас давайте снимем фартучки, халат и выйдем на ковер и вернемся из лаборатории в группу.

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело мы идём вперёд,

Где детский сад уже нас ждёт.

Когда в группу мы пришли,

Скажем вместе «1, 2, 3».)

Вот мы с вами снова в нашей группе. На этом наше занятие окончено. Спасибо!

Публикации по теме:

«Извержение вулкана» — опыт в подготовительной группе«Извержение вулкана» — опыт в подготовительной группе Чтобы вызвать у дошкольников интерес к учебе, чтобы они полюбил химию и физику, мы проводим с ними разные занимательные опыты. После.

Фотоотчет об экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана»Фотоотчет об экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана» Дети – удивительные экспериментаторы. Их любознательность не знает границ. И это замечательно! В течении недели науки дети средней группы.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана»Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана» Автор: Василькова Татьяна Леонидовна,воспитательетей дошкольного возраста в МДОУ «Октябрьский детский сад»Калужская область, Ферзиковский.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»
Опубликовано: 30 апреля 2024 в 23:44
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Артюгина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД