МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Насекомые»

Татьяна Земляная
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Насекомые»

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Насекомые»

Тема: Насекомые.

Программное содержание:

Расширить и систематизировать знания детей о разнообразном мире насекомых.

Познакомить детей со строением тела насекомых; учить выделять характерные признаки насекомых; расширять и систематизировать знания детей о насекомых : бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях.

Публикация «Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе „Насекомые“» размещена в разделах

Способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти; вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций различных насекомых на растениях; знакомство с моделями существующих насекомых.

Планируемые результаты:

выражать положительные эмоции (интерес, радость и т. д.); положительный микроклимат в общении детей друг с другом и воспитателем; знать строение насекомых, виды насекомых; появляется стремление бережно относится к природе, насекомым.

Материалы и оборудование:

иллюстрации к занятию «Насекомые» с сопровождением звуков (жужжание осы, полет стрекозы, майского жука, звуки кузнечика, игрушки – модели насекомые.

Вводная часть

Здравствуйте ребята!

Сегодня нас ждет интересное занятие.

Скажите ребята, какое сейчас время года?

Правильно. Что происходит в природе (Ответы детей)

Сейчас я вам прочту стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение

Когда в душистом сквозняке

Весной присядешь в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок

И собирает мёд пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

Ребята, о ком это стихотворение? (Ответы детей)

Правильно.

Давайте посмотрим с вами кто к нам сегодня заглянет в гости.

Основная часть

1. Картинка майского жука

Послушайте внимательней, что вы слышите?

Загадывание загадок

Кто то к нам летит, вы слышите?

Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский.

(Жук)

Ребята смотрите, у нас первый гость, майский жук.

Ребята посмотрите как выглядит майский жук

Майские жуки – крупные насекомые с большими широкими усиками, похожие на гладкие коричневые желуди. Тело майского жука, как и у остальных насекомых, состоит из трех частей-отделов: голова, грудь и брюшко. У жука как и у всех насекомых шесть лапок. На спине сверху мы видим жёсткие надкрылья. Они защищают перепончатые задние крылья и спинную сторону брюшка жука с мягкими покровами. Усиками майский жук различает запахи.

Питается майский жук молодыми побегами, листьями, цветами и завязями культурных и дикорастущих деревьев и кустарников. Излюбленными плодовыми насаждениями насекомых являются яблоня, вишня, черешня, слива, облепиха, крыжовник и черная смородина. Майские жуки с удовольствием едят листья клена, дуба, рябины, тополя и других деревьев. Майские жуки опасные вредители. Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корнями растений. Живут личинки майских жуков долго- три-четыре года. А вот век майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают. У майских жуков в природу есть враги: летучие мыши и совы которые ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве.

Сколько ножек, есть ли крылья, когда появляются (Ответы детей)

Рассматривание жука на слайде

Дети по очереди выходят к экрану и называют части тела, считают лапы.

2. Картинка стрекозы

Послушайте ребята, кто к нам летит. (аудиозапись полета стрекозы)

Загадка.

Яркий мини вертолет

Отправляется в полёт.

Но зачем ему глаза?

Да он просто …

Ребята посмотрите, как выглядит стрекоза

Стрекоза – это удивительное хищное насекомое. Покушать эти насекомые любят не сладкий нектар цветов, а предпочитают комаров или мошек. Стрекоза добывает себе добычу посредством удара по ней на своей ошеломительной скорости и хватает добычу на лету.

Она довольно большого размера с огромными глазами. Глаза слеплены из 30 000 маленьких глазков с каждой стороны. Верхние глазки различают только черные и белые цвета, а нижние – все остальные. Стрекозы могут очень быстро летать. Крылья работают асинхронно, т. е. пока два передних крыла поднимаются, задняя пара опускается.

Ответы детей

Рассматривание стрекозы на слайде

Дети по очереди выходят к экрану и называют части тела.

3. Картинка бабочки.

Послушайте ребята этот звук

Загадка

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Давайте рассмотрим нашу бабочку

Крылья бабочки покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.

Перелетая с цветка на цветок бабочки опыляют растения и питаются цветочным нектаром, в котором содержатся питательные вещества. Для всех бабочек характерно наличие длинного подвижного хоботка. С его помощью бабочки достают нектар из цветков или высасывают сок, вытекающий из поврежденных деревьев и плодов. Когда бабочка не питается, она держит хоботок свернутым в спираль под головой. Он разворачивается, когда насекомое сосёт пищу или воду.

На теменной части головы бабочки находится пара усиков (антенн).

Без усиков бабочка жить не сможет. Ими воспринимаются различные сигналы из окружающей среды: запахи, пищу. Усиками бабочка получает информацию об опасности. С их помощью она сохраняет равновесие в полёте. Антенны «работают» и как радарное устройство, позволяя в полете огибать различные препятствия, свободно порхать даже в густых зарослях.

Жизнь бабочки начинается с отложенного на лист яйца. Из яйца выходит гусеница и растет, питаясь листьями растений. Гусеница превращается в куколку, а из куколки вылетает взрослая бабочка.

Ответы детей

Рассматривание бабочки на слайде

Дети по очереди выходят к экрану и называют части тела. Отличия от жука и стрекозы.

4. Картинка пчелы

Послушайте ребята этот звук

Загадка

У неё с утра дела,

Собирает мёд …

Посмотрите на пчелу на рисунке.

Тело пчелы имеет красивую, полосатую желто-черную окраску и разделяется на три отдела: голова, грудь (к этому отделу крепятся 2 пары крыльев) и брюшко. Усиками пчела различает запахи.

Удлиненный хоботок используется как трубочка, которой пчелка высасывает нектар, стекающий в зоб, превращая там его в мед. А по прилету в улей, насекомое утрамбовывает этот мед в соты. Пчелы живут большой и дружной семьей в улье. У каждой пчелы свои обязанности: одни за нектаром летают, другие соты строят, третьи прибираются, четвертые кормят малышей.

Есть ли крылышки у пчелы? Сколько у нее ножек?

Пчела может летать, так как у нее есть крылышки. Пчела очень трудолюбивая и заботливая.

Питается нектаром

Ответы детей

Рассматривание пчелы, на слайде

Дети по очереди выходят к экрану и называют части тела.

Физкультминутка

Ребята давайте немного отдохнем? Сделаем физкультминутку

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать, не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

5. Картинка кузнечика

Прислушайтесь, а это что за интересный звук, который вы еще не называли.

Загадка

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь!

Кто этот скрипач, сколько лапок у кузнечика, какие они?

Какие части тела есть у кузнечика?

Посмотрите поближе на кузнечика. Чувствительные усики кузнечика, выполняющие функцию осязания, у некоторых видов гораздо длиннее туловища. Кузнечики ведут одинокий образ жизни. Эти животные не сооружают никаких укрытий. Единственной их защитой являются листья и трава. Эти насекомые прекрасные прыгуны и неплохо летают. В основной своей массе кузнечик – хищник, уничтожающий на своем пути кладки насекомых, тлю, гусениц, бабочек, жуков, клещей, мелкую саранчу. Если с охотой не повезло, неприхотливые насекомые довольствуются молодыми побегами растений.

Чем он отличается от тех насекомых, которых мы с вами уже видели.

Ответы детей

Рассматривание кузнечика на слайде

Дети по очереди выходят к экрану и называют части тела.

6. картинка Божьей корвки

Ребята посмотрите кто следующий к нам пришел в гости.

Загадка

С листьев тлю она съедает,

Следить за садом помогает.

Вот она взлетела ловко.

Это -Божья коровка – это на самом деле жук, просто вот с такой особенной раскраской в крапинку.

Божья коровка борется с тлей и клещами и это очень важно. Среди многообразия видов божьих коровок практически все являются хищниками и в больших количествах поедают тлю и клещей. С «удовольствием» они питаются мелкими гусеницами, яйцами бабочек и куколками других насекомых. Во время голода не брезгуют даже яйцами колорадского жука. К тому же у многих народов есть поверье, что её нельзя ни в коем случае убивать, потому что это насекомое от бога.

Точки на спинке обозначают к какому виду принадлежит божья коровка – а видов б. коровок много. Ее назвали так потому, что у нее на ножках выделяется оранжевое молочко.

Давайте рассмотрим божью коровку.

Ответы детей

Рассматривание божьей коровки на слайде

Дети по очереди выходят к экрану и называют части тела.

Определяют к какому виду насекомых относится (летающие, ползающие и т. д.)

7. Картинка муравья

Загадка

Кто они? Откуда! Чьи?

Льются чё рные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

Верно, это муравей.

Эти маленькие жители встречаются во всех уголках Земли и известны всем без исключения детям и взрослым

Кто он? Усики, передают информацию о том, из каких гнёзд происходят насекомые, давая таким образом понять другим муравьям, друзья они или враги.

Муравей самое трудолюбивое насекомое. Он всегда занят, строит дом, добывает еду, перетаскивает запасы, защищает свой дом- муравей ник.

Муравьи живут группами, называемые колониями. Муравьи по устройству своей жизни очень напоминают людей – в колонии различают социальные слои и даже профессии.

• Военные –защищают муравейник и захватывают чужие территории;

• Инженеры и строители отвечают за обустройство муравейника, создают новые тоннели, коммуникаций и т. д. ;

• Врачи изолируют больного муравья от остальных, а в случае повреждения лапки хирурги просто ее отгрызают;

Сиделки заботятся о личинках;

• Добытчики собирают и складывают продукты в специальных отделах муравейника;

• Животноводы разводят тлей и гусениц. Некоторые виды муравьев, например, листорезы выращивают грибы, которыми так же питается колония;

• И еще множество всяких рабочих.

Эти насекомые – хищники, причём всеядные. За летний сезон обитатели муравейника освобождают лес от пяти миллионов вредных насекомых.

Почему муравей – насекомое? Как вы думаете, муравьи полезные или вредные?

Жилище муравьёв – это сложный многоэтажный дом. Муравьи очень трудолюбивы. Они трудятся с утра до вечера. У каждого свои обязанности, профессии.

Муравьи запасаясь провиантом, поднимают тяжести, во много раз превышающие их собственный вес.

Ответы детей

Рассматривание муравья на слайде

Дети по очереди выходят к экрану и называют части тела.

Отличия от жука и стрекозы, бабочки.

Итог занятия

8. Дети подходят к коллекции насекомых.

Ребята давайте среди насекомых найдем тех кто к нам сегодня при-летал, прибегал.

Ребята вам понравились наши гости?

А кто больше всего понравился

1. Сколько ножек у насекомых?

2. На сколько частей разделено тело насекомого?

3. Зачем насекомому усики?

(С помощью усиков насекомые могут общаться с друг другом.

В общем, усики это органы чувств. Насекомые чувствуют запахи с помощью них. Это основная функция усиков у насекомых! Также усики служат органом осязания. С помощью этого насекомые могут определять температуру, влажность окружающей среды.)

4. Каких насекомых ты знаешь?

Ответы детей. Дети называют (участвуют все, показывают (1-2 человека)

Детям предлагается дома с родителями нарисовать того насекомого кто им больше всего нравится.

Публикации по теме:

Конспект лексико-грамматического занятия «Насекомые» в старшей группе с ОВЗКонспект лексико-грамматического занятия «Насекомые» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Уточнить знание детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; питании, способов передвижения.

Конспект открытого занятия по экологии «Свойства воздуха» в старшей группе Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.

Конспект КВН  «Наш дом — природа» для детей средней группы Уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию конспект открытого занятия по экологии для родителей и сотрудников ДОУ. К сожалению,.

Конспект открытого занятия по экологии во второй младшей группеКонспект открытого занятия по экологии во второй младшей группе b]Конспект открытого занятия по экологии во второй младшей группе «Прогулка в зимний лес».[/b] Задачи: 1. Закрепить знания детей о времени.

Конспект открытого занятия по экологии во второй младшей группе «Волшебница вода»Конспект открытого занятия по экологии во второй младшей группе «Волшебница вода» Цели: -познакомить детей с основными свойствами воды, основываясь на проведенном опыте. - формировать представление о том, что вода является.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия «Насекомые» в старшей группеКонспект занятия «Насекомые» в старшей группе Занятие «Насекомые» Цель: Познакомить детей с миром насекомых (бабочка, кузнечик, муравей, оса, пчела, стрекоза, муха). Закрепить представление.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Насекомые»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Насекомые» Тема: «Насекомые» в старшей группе. Задачи: систематизировать представления детей о многообразии насекомых, выделив их отличительные общие.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Зимующие птицы» Цели: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Хопёрский заповедник» Образовательная область: «Познание» Тема: «Хопёрский заповедник». Цель: Формировать у детей доброе и бережное отношение к природе родного.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Насекомые» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Земляная на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Насекомые»
Опубликовано: 29 мая 2022 в 13:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД