Получи документы

Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе «Осенний урожай»

Татьяна Становова
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе «Осенний урожай»

Тема: «Осенний урожай»

Составила и провела: Учитель – логопед Становова Т. В.

Цель занятия :

1 - активизировать словарь существительных, прилагательных по теме «Овощи»;

2 – обучать образованию правильных форм притяжательных прилагательных,

образованию окончаний существительных в родительном падеже единственного числа, образованию окончаний существительных, согласованных с числительными; 3 – продолжать работу над улучшением слоговой структуры слов;

Публикация «Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе „Осенний урожай“» размещена в разделах

4 - закреплять умение детей подбирать прилагательные к существительному с помощью наглядных схем; отрабатывать правильное использование предложно – падежных конструкций;

5 - закреплять правильное использование в речи предлогов НА, С, ИЗ, В, ДЛЯ, ИЗ – ПОД;

6 - развивать крупную и мелкую моторику, координировать речь с движениями;

7 – продолжать развитие фонематического слуха, внимания, памяти, чувства ритма, темпа.

Использованный материал: фланелеграф; демонстрационные картинки для фланелеграфа; муляжи овощей; кукла «Антошка»; лукошко или маленькая корзинка; листки бумаги с нарисованными пунктирными контурами овощей; карандаши красного и зеленого цвета на каждого ребенка; схемы для составления описательного рассказа про овощи; музыкальный центр и диск с песней «Антошка» для проведения творческого момента; конверт с письмом; раскрывающаяся шкатулка в виде помидора; призы на всех участником занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Разгадайте загадки, договорите отгадки.

Уродился корешок для борща готов горшок. Не напрасно мокла в огороде…

(Свекла)

Россыпь розовых ребят. Так и просится в салат. Вот уже готова миска. Полезай в

нее… (Редиска)

На сырой земле лежит. Не чихает. Не дрожит. Кто ты будешь – молодец? Я

зеленый (Огурец)

Под землей она лежит. И на волю не спешит. Пусть еще немножко

подрастет (Картошка)

* А теперь ребятки – посложнее загадки.

«Подумай и скажи, что это?»

Дети отвечают полным ответом. (Это репа. Это лук. И т. д.)

Кругла, а не луна, бела, а не бумага, с хвостиком, а не мышь. (Репа)

Cидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Рыжая девица сидит в темнице. А коса – на улице. (Морковь)

Вы загадки разгадали. Ну а что же Вы назвали?

Что это все вместе? (Это овощи)

Что можно приготовить из овощей? (суп, пюре, салат)

2. Овощам тут каждый рад. Приготовим мы салат. Посмотрите, как его приготовлю я, а потом, приготовьте также свой салат.

Учитель-логопед приводит свой пример образования притяжательного прилагательного и составления с ним предложения:

Из огурцов будет огуречный салат.

Далее учитель-логопед показывает картинку с изображением овоща и предлагает детям составить самим подобное предложение:

из моркови; из лука; из свеклы; из картофеля; из гороха; из капусты; из овощей

3. А теперь поиграем в игру «Чего не хватает?»

Логопед демонстрирует муляжи пяти овощей. Потом просит детей запомнить эти овощи. После чего дети закрывают глаза, а логопед прячет один или два овоща. Потом дети открывают глаза, а логопед задает вопрос : «Чего не хватает?» Дети отвечают полным ответом. («Не хватает огурца, помидора» и т. д.)

4. А теперь самое время показать, и рассказать, как мы собирали урожай.

(проводится физкультминутка)

В огород пойдем. Урожай соберем (шаг на месте)

Мы морковки натаскаем (движения рук –

морковки»)

Мы картошки накопаем. (движения рук – «копание лопатой»)

Срежем мы кочан капусты. (движение рук – «срезание»)

Круглый, твердый, очень вкусный. (демонстрация образа кочана)

Щавеля нарвем немножко (движения рук – «щипание»)

И вернемся по дорожке. (шаг на месте)

К нам сегодня по дорожке гость пришел. Зовут Антошкой.

Посмотрите- ка, Антошка, овощей принес лукошко. Вот какой осенний урожай он собрал.

Антошка предлагает нам засолить в банках эти овощи. Возьмите листочки и нарисуйте зеленые огурцы и красные помидоры.

5. «Обведи по точкам овощи».

Звучит песня «Антошка». Дети обводят на листе бумаги карандашом контуры овощей. Потом дети называют, что они обвели.

6. Поиграем в игру. «Посчитай и называй». Сколько, чего в банке?

Дети отсчитывают и называют овощи, используя свой рисунок («Один огурец, два огурца, три огурца и. т. д.» Счет до пяти).

7. Антошка сочинил и спел песню о картошке, а мы умеем сочинять стихи о разных овощах. Поиграем в игру «Повтори и договори»

Логопед говорит первую часть предложения, а дети повторяют её и добавляют вторую часть по смыслу.

чок – чок – чок – вырос (кабачок)

жан – жан – жан – длинный (баклажан)

ор – ор – ор – красный (помидор)

ец – ец – ец – зеленый (огурец)

ук – ук – ук – очень горький (лук)

уста – уста – уста – круглая (капуста)

Молодцы ребята, вы были внимательны и правильно добавляли нужное слово.

Антошка спрашивает, а знают ли ребята, какие овощи?

8. Поиграем в игру: «Расскажи – какой?» А подсказывать нам будут картинки – схемы.

На демонстрационном материале дети по очереди выбирают овощ и с помощью наглядных схем, расположенных рядом, подбирают нужные определения, прилагательные ( какой: по цвету, по размеру, по форме, по вкусу, на ощупь)

(Картофель (какой) - коричневый, крупный, овальный, вкусный, твердый, гладкий)

9. Антошка написал письмо другу. Но не уверен, все ли правильно он написал. Давайте поможем Антошке. Проверим ошибки в его письме.

Осенью овощи выросли___огороде. Мы собирали овощи___грядки. Папа выкапывал картошку___земли. Мама срывала помидоры___куста. Мы положили овощи___ящик. А дома мы доставали овощи___ящика. Я мыл овощи водой___крана. Потом мы резали овощи___салата.

Дети повторяют предложения, добавляя в них нужные предлоги.

Ну, что ж, теперь Антошка исправит все ошибки в письме.

10. Говорит логопед :

Молодцы ребята. Вы много знаете про овощи. Спасибо и Антошке, который порадовал нас своим богатым осенним урожаем. Ребята, вы поняли, что такое осенний урожай? О чем мы сегодня говорили? Какая игра вам больше всего понравилась?

Логопед подводит анализ занятия и оценивает с детьми их активность. Антошка приготовил для Вас еще один сюрприз. Вот он. Посмотрите, какой большой помидор вырос на его грядке!

(демонстрация коробочки в виде помидора).

Помидорчик не простой. Что – то там внутри гремит, может быть, чудесные семена? Посмотрим.

(Открывает коробочку и дарит детям наклейки - отметки).

Наше занятие подошло к концу спасибо вам за участие и приятного аппетита.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект лексико-грамматического занятия «Насекомые» в старшей группе с ОВЗКонспект лексико-грамматического занятия «Насекомые» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Уточнить знание детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; питании, способов передвижения.

Конспект лексико-грамматического занятия «Весенние цветы» в старшей группе с ОВЗКонспект лексико-грамматического занятия «Весенние цветы» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Расширить и активизировать знания детей об изменениях в природе весной, какие цветы появились. (подснежник, ландыш, мать-и-мачеха,.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе «Осенний урожай» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Становова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе «Осенний урожай»
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 11:13
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД